Березовский: "Ни один здравомыслящий не усомнится в том, что войну начала Россия"
Apsny.ge 02/10/2009
- Борис Абрамович, до сегодняшнего дня активно говорят о том, что Вы 11 сентября приезжали в Тбилиси. Грузинская «лейбористская» партия утверждает, что во время Вашего визита в Тбилиси, Вы встречались с представителями нынешнего руководства и обсуждали разные вопросы. Что Вы можете сказать по этому поводу и есть ли у Вас вообще какие-либо контакты с руководством Грузии?
- По поводу этого вопроса я уже ответил, что я не собираюсь комментировать свои визиты. Так что, задавайте другие вопросы, Я не буду отвечать на те вопросы, которые интересуют Кремль и ФСБ. Я с Вами общаюсь как с журналистом, а не как с сотрудником ФСБ. Вы же журналист, а не представитель ФСБ? Если Вы сотрудник ФСБ, так и скажите, и будем по-другому говорить....
-Хорошо. В грузинском обществе также очень активно говорят о том, что после смерти Бадри Патаркацишвили Вы претендовали получить часть акций телекомпании ИМЕДИ., а также грузинская пресса очень много писала о том, что Вы у госпожи Инны Гудавадзе предентовали часть имущества Бадри, так как у Вас с Бадри был совместный бизнес. Н сколько это соответствует правде?
- Отвечу вам четко. У нас с Бадри было все 50/50, я никогда в жизни не требовал ничего чужого. Я не претендую на то, что принадлежит Бадри и его семье. Я требую только то, что принадлежит мне. Что касается телекомпании Имеди, я вам так отвечу: У меня было ровно 50 процентов акций телекомпании Имеди. То есть 50 процентов принадлежало Бадри а 50- мне.... еще раз говорю, я не претендую ни на что, что принадлежит Бадри и его семье..
- Что Вы можете сказать о гибели Бадри Патаркацишвили, официальная версия о гибели Бадри такая – он скончался от сердечного приступа....
- Могу вам одно сказать: до сих пор не существует (по крайней мере, не известно, что существует) официального медицинского заключения по поводу причины смерти Бадри.
- Какие у Вас на сегодняшний день отношения с семьей Бадри?
- С семьей Бадри у меня нет никаких отношений, и это не моя инициатива. Вы знаете фразу жены Бадри, Инны, которая сказала, что дружба по наследству не передается. Я считаю, что это абсолютно подлое отношение к памяти Бадри. Понимая наши отношения с Бадри, пусть это будет на совести Инны, а не на моей.
- Когда в Тбилиси проходили акции протеста, активно распространялась информация, что Вы собирались финансировать оппозицию, и по этому вопросу с Вами встречался Гога Хаиндрава. Что вы можете сказать об этой встрече?
- Как известно, кандидатом в президенты когда-то был Бадри, а не я. Поэтому все вопросы, связанные с поддержкой оппозиции - вопросы политической позиции Бадри, который поддерживал оппозицию морально. То, что известно мне – это, то, Хаиндрава приезжал несколько раз в Лондон к Бадри и действительно просил у него помощи.
- В Москве Вас заочно приговорили к 13-и годом лишения свободы по двум уголовным делам - хищению более 200 миллионов рублей у «Аэрофлота» и 58 миллионов у “АвтоВАЗа”. Также Следственный комитет при прокуратуре РФ сообщил, что в рамках расследования уголовного дела в отношении Вас у следствия появились основания для обвинения в создании преступного сообщества. Что Вы можете на этот счет сказать?
- Если честно - все это мне уже не интересно, я уже не знаю, сколько дел против меня открыто, где- то наверно 120 дел. Так что, бессмысленно на это все реагировать, так как это ничего не меняет: одним меньше против меня открыто дело или одним больше. Самое главное, что все это меня никак не коснется и никак не затрагивает. Все это никак не меняет мою жизнь, так как у меня политическое убежище в Великобритании. А то, что там придумывают, я в этих процессах даже не участвую. Мне, как бы, не интересно, и все это просто фарс. Все это фальсификация, и в этом смысле абсолютно мне не интересно,
что происходит в России.
- Какова Ваша оценка грузино-российской войны и позже одностороннего признания Россией независимости т.н. Южной Осетии и Абхазии?
- Я был свидетелем, как развивались события, и я знаю, что это абсолютная провокация и агрессия со стороны России, но, к сожалению, на провокацию клюнули грузинские власти. Конечно же, Россия имитировала и последовательно шла к этой войне, и я это знаю еще с тех времен, когда был заместителем секретаря Совета безопасности России и исполнительным секретарем СНГ. Я знаю позицию российских политиков во главе с Примаковым, которые не могли представить себе независимую Грузию, и они делали все возможное для ее разрушения. Я помню хорошо, когда общался в то время с Шеварднадзе и с тогдашним руководителем Абхазии, как я пытался сделать так все, чтобы, в конечном счете, установить нормальные отношения и сохранить единство Грузии. По этому вопросу было сопротивление лично со стороны Примакова, и тех тварей, которые в России. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что войну развязала Россия, после докладa Иларионова, который подробно описывает взаимоотношения Грузии и России, у нормального здравомыслящего человека никаких сомнений не будет, что это война, которая была развязана, нужна была России только для того, чтобы подчинить себе Абхазию, поскольку России нужен выход в Черное море. Та ситуация, которая происходит на Украине с Севастополем, это все абсолютно взаимосвязано. А самое главное, конечно же, агрессия идет от империи, которая уничтожает мирных граждан.
Какие не были бы у меня критические отношения с нынешним руководством Грузии, я оцениваю августовскую войну как акт против Грузии, которая было хорошо спланирована и подготовлена. А также очень важно то, что, к сожалению, Запад абсолютно не понимает, что на самом деле происходит и побаивается России. Все оценки, которые делает Запад по этой войне, они абсолютно неверны.
- Исходя из всего этого, насколько реально повторение агрессии против Грузии, так как эксперты считают, что Россия в августовской войне не получила т, что на самом деле хотела получить...
- Я Вам отвечу так: ровно настолько, насколько мировое сообщество и Запад будет потакать России. А в этом случае, сегодняшние европейские лидеры и нынешний американский президент очень плохо понимают, насколько опасна такая агрессивная Россия для всего мирового сообщества. Этот тот вопрос, который не является вопросом взаимоотношений Грузии с Россией, это вопрос, насколько демократическое сообщество понимает опасность, идущую от России. По моим оценкам Россия более опасна, чем Иран.
- Как Вы считаете, после признания Абхазии и т.н. Южной Осетии создала ли Россия для себя опасный прецедент и дала ли стимул тем, которые воюют против нее и хотят независимости?
- Кончено же, Россия создала для себя опасный прецедент, поскольку, если Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, почему не могут быть независимыми Чечня и Кабардино-Балкария или Карачаево-Черкесия. Но, этот прецедент опасен не только для России, а для всего мира. А то что, на самом деле только Никарагуа признала независимость Абхазии и Южной Осетии – это означает одно: любая страна, которая подпишется под этим признанием, автоматически создает угрозу для собственной территориальной целостности. Поскольку она подписывается под бандитским переделом государств. А признание территориальной целостности государства является фундаментальной основой всех международных отношении современного мира.
- По Вашей информации, какая ситуация в Чечне? День ото дня напряжение растет в Дагестане и Ингушетии. По Вашим данным, каковы возможные последствия этих событий, как для Кремля, так и для Кавказского региона?
- На мой взгляд, Кадыров разыграл блестящую карту, так как не Москва контролирует Грозный, а Грозный контролирует Москву. Поскольку власть российская абсолютно криминальная, (Медведев, Путин и все те, кто близок с ними) после того, как российская власть стала на этот криминальный путь, стало понятно, что главный там Кадыров, а не Путин и даже не Медведев. Потому что, опыт бандитизма у Кадырова значительно глубже, извращенней, чем у тех людей в Кремле.
- Согласно распространенной информации, состоялaсь встреча представителей нынешнего руководства Чечни и председателя правительства Чеченской Республики Ичкерия в изгнании Ахмеда Закаева, после которой Закаев заявил, что переговоры были продуктивными и на данном этапе главная задача - попытаться найти политический, а не военный выход из ситуации на Северном Кавказе. Что Вам известно о данных переговорах и их итогах?
- Мне ничего не известно, кроме того, что вы уже знаете. Об этом я узнаю через СМИ. Так как с Закаевым очень давно уже не виделся, поскольку меня давно не было в Лондоне. А что принципиально, невозможно договорится с Закаевым и существующим в России с режимом. А Кадыров - его придаток, несмотря на то, что он обрел криминальную власть, Кадыров придаток в целом путинского режима. Исходя из этого, считаю, что никаких договоренностей между Закаевым и сегодняшним кремлевским режимом быть не может.
- Часть российских экспертов заявляют, что в России начинается второй этап экономического кризиса. Как вы оценивает данный вопрос, и какими могут быть последствия углубления финансового кризиса для страны?
- В России это кризис будет продолжаться, поскольку Россия за 10 лет, имею в виду конъюнктуру, не сделала ни одного шага для реструктуризации своей экономики. Россия по- прежнему является средней страной, которая сегодня уже не обладает никакими ресурсами для того, чтобы стать нормальной страной. В Eвропе и Aмерике этот кризис начали преодолевать, а в России по этому направлению ничего не предпринимается. Для этого есть абсолютно объективные предпосылки, тот политический режим, который существует в России, он не способен преодолеть экономический кризис.
- Россия ужесточает свою политику в отношении Кавказа. Как быть с Кремлем? Какую, на Ваш взгляд, нужно вести политику, чтобы Москва начала хотя бы на элементарном уровне уважать территориальную целостность, суверенитет соседних государств и в целом принципы международного права? Что должны делать в этом направлении, в частности, правительство Грузии и международное сообщество?
- Нужно прекратить, как бы, разговоры, так как бандиты не понимают рациональных и логических аргументов. Бандиты только понимают язык силы. Поэтому мировое сообщество имеет все основания для того, чтобы перейти с разговоров к делам, дела означают реальное, эффективное, силовое, подчеркиваю, силовое, противостояние агрессии России.
- Как оцениваете отношения между Россией и США, на самом деле ли реально между этими государствами «перезагрузка» отношений?
- Перечеркнуть прошлое невозможно, а "перезагрузка" означает ровно это. Какими бы фантомами не жила сегодняшняя американская администрация, то, что произошло до того, как эта администрация пришла к власти, никто перечеркнуть не сможет, так что, о какой-то "перезагрузке" речи и быть не может. Это нереалистично, это просто такая красивая фраза. Я уверен, что, несмотря на наивность сегодняшней американской администрации, через короткое время они осознают реалии, так как Россия никогда не сможет быть ни партнером, ни другом. С нынешним режимом, который в России, всегда будет прокол для всего цивилизованного мира.
ИА «Пирвели»
Леван Читанава
|