РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

А.Закаев: «К согласию – шаг за шагом»

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ, 20.08.09 г.

 

Предлагаем вниманию читателей интервью Председателя Кабинета министров ЧРИ Ахмеда Закаева чеченской редакции Радио «Свобода».

***

После состоявшихся сначала в Осло, а затем в Лондоне переговоров между представителем про-московского руководства Чечни Дуквахой Абдурахмановым и Премьер-министром ЧРИ Ахмедом Закаевым, было заявлено о достигнутых договоренностях по проведению Всемирного Чеченского Конгресса. Это вызвало многочисленные вопросы, в частности, где, когда и с какой повесткой дня созывается высший форум чеченского народа. Кроме того, не совсем понятно, о чем говорили уполномоченный про-московским правительством Кадырова Д.Абдурахманов и проживающий ныне в Лондоне А.Закаев во время встречи один на один. С целью получения ответов на возникшие вопросы корреспондент Радио «Свобода» Аюбов Аслан связался по телефону с Ахмедом Закаевым.

А.А. - После завершения ваших переговоров осталось большое количество невыясненных вопросов, которые вами не были освещены во время пресс-конференции, и мне бы хотелось задать их вам, Ахмед. Какие конкретно вопросы поднимались вами во время переговоров?

А.З. - Я хорошо понимаю, о чем вы хотите спросить, так как эти же вопросы задают и мне, и тем, кто вовлечен в этот процесс, поскольку неясности и неопределенности порождают всякого рода кривотолки и неверные комментарии. Главным вопросом наших с Дуквахой переговоров было примирение между собой и приведение к согласию и единству всех чеченцев, и в первую очередь проведение тщательного расследования того произвола, который творится там в отношени правозащитников и струдников неправительственных организаций.

Мы обратились к Дуквахе с предложениями по этим вопросам. Он должен обсудить и согласовать со своим руководством эти вопросы и первое, что они должны сделать, это найти убийц правозащитников и предать их суду. Далее, коль скоро мы говорим о единстве народа и согласии, мы должны подходить к этому поэтапно, шаг за шагом. Российское руководство и направленые им на установление контактов с нами люди имеют возможности сделать это. Мы предложили выдать тело бывшего всенародно избранным, признанным всем миром президента Аслана Масхадова, а так же тело Хамзата Гелаева и других известных лидеров чеченского народа. Кроме того, неизвестно место захоронения первого президента Ичкерии Джохара Дудаева. Все они должны быть преданы земле там, где захотят их близкие и родственики. Это еще один этап, который явится успокоением и для их близких, и для всего чеченского народа.

Следующий этап. На сегодняшений день и в правительстве и в различных структурах Чечни работают бывшие участники Сопротивления, которых амнистировали российские власти, и их никто не преследует. Но в то же время, по имеющимся у нас сведениям, более 20 тысяч чеченцев, как участников войны, так и сочуствовавших и поддерживавших их, находятся в российских тюрьмах. Большинство задержаны или на блокпостах, или за помощь бойцам продуктами, или у них найдено в доме оружие. И эта категория осужденных гораздо менее ответственна перед российскими законами, чем те, которые амнистированы и свободны. Все они, по надуманым обвинениям, осуждены на самые большие сроки – на 15, 20, 25 лет. Их истязают в тюрьмах. Над ними издеваются. Если объявлена амнистия, она должна распространяться на всех участников Сопротивления, а не так, как она применяется сейчас. Эти люди должны быть амнистированы и иметь возможность вернуться домой.

Во время первой войны никто, из находившихся у власти в то время, ни Автурханов, ни Хаджиев, ни Завгаев, не терроризировали наших родственников, не сжигали наши дома, не издевались над нашими стариками, женщинами и детьми. В нашей истории никогда не было того беспредела, который творится сегодня на нашей земле над родствениками воюющих ребят. Это не может далее так продолжаться. Надо каждому понимать, что ни один отец, ни одна мать никогда не отправят своего сына, чтобы он убил кого-то, или оказался убитым сам. Уходу этих молодых людей в горы есть свое объяснение, есть причины. Вместо того, чтобы избавляться от этой причины, и остановить поток молодежи в горы, те, кто должен это сделать, в буквальном смысле слова терзают их близких. Эти действия не вяжутся ни с какими законами: ни с российскими, которые они признают, ни с ченскими обычаями, а с мусульманскими законами тем более. Кроме того, весь мир осуждает подобные методы. И эти действия не проходят бесследно. Они не остаются без внимания к тем, кто их совершает. По всей Европе работают целые институты, которые фиксируют каждый из подобных случаев, и в один день они предъявят эти обвинения. Вот что мы должны знать и принять все меры, чтобы остановить творимый беспредел, если мы говорим о национальном согласии.

То же самое мы можем сказать и нашим ребятам, находящимся в горах. То, что Докка сегодня заявляет, что они будут уничтожать всех, кто работает в милици, как адекватный ответ на творимый силовиками беспредел – неправильно, этого допускать нельзя. Нужно остановиться всем противоборствующим сторонам. И это важнейший вопрос, который мы должны решить, если хотим согласия между нами.

А.А. - Еще один вопрос по запланированному Конгрессу. Вы на пресс-конференции не уточнили время и место его проведения. Этот вопрос нам задают наши радиослушатели, потому что чеченский Конгресс уже существует, и существуют его избранные руководители – Дени Тэпс и другие, которые и после завершения вашей пресс-конференции ничего о его проведении не сказали. Где бы вы хотели его провести?

А.З. - Я не могу сказать конкретно, где пройдет Конгресс. Это еще не определено. Первоначально, когда мы решили, что его необходимо провести, возникло предложение провести его в Чечне, но, исходя из невозможности в сегодняшней ситуации проводить его там, мы решили перенести его в Европу. А в какой стране и в какое время, должны решать его руководители.

О чем бы мы ни говорили, главный вопрос, стоящий сегодня, и который мы должны рассмотреть – это причина, по которой наша молодежь уходит в горы. Они не «шайтаны»! Это люди, которые сражаются за свободу и свою веру, на пути Аллаха, и уверены, что путь этот верный. Мы сможем остановить все это, но только тогда, когда устраним главную причину, заставляющую их так поступать.

Даже если мы понастроим золотые дворцы, золотые проспекты, построим по 4 мечети на каждом перекрестке, молодежь все равно будет уходить, пока мы не устраним главную причину их ухода. Именно эту главную причину нужно обсуждать на Конгрессе. Дать оценку этой причине, сделать выводы и предложить пути выхода из этой ситуации и тем, кто в горах, и тем, кто внизу, и всему чеченском народу.

А.А. - К нам продолжают поступать вопросы о Конгрессе от наших соотечественников, проживающих за рубежом, особенно в Турции и Иордании. Они интересуются, какое участие смогли бы принять в Конгрессе, что им необходимо сделать сейчас.

А.З. - В Иордании живет вице-президент Всемирного Чеченского Конгресса Мохаммад Шишани. И я думаю, что все руководители встретятся, все обсудят, и за месяц – два будут знать и время, и место его проведения. Они должны будут делегировать своих предстваителей для участия в нем, и определить вопросы, которые должны быть включены повестку дня и рассмотрены.

(Перевод с чеченского)