РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

От Византии к Грозному – Россия совершила поворот на 180 грaдусов по отношению к Закаеву

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ, 20.08.09 г.

 

Россия не зря считает себя преемницей и духовной наследницей Византийской империи. Подобно давно кинувшему в лету царству  на берегах Босфора, Россия располагается в Европе и Азии, и оба эти континента наложили отпечаток на ее культурные и политические традиции и образ жизни.

Подчинящаяся замысловатому порядку политика Византии, как и России, казалась сторонним наблюдателям непрозрачной, лживой и лицемерной. Во время своего расцвета обе империи имели огромное влияние на мировую политику, но их губительный распад был спровоцирован не столько внешним давлением или распрями внутри правящего класса, сколько чрезмерной любовью к догме и неспособностью эволюционизировать и идти в ногу со временем.

Несмотря на свою репутацию неповоротливых, коррумпированных интриганов, время от времени скатывающихся к паранойе, российские правители, царедворцы и бюрократы, подобно своим византийским предшественникам, проявляли удивительные творческие способности, гибкость и умение генерировать новые идеи.  Даже сегодня российский политик может развернуться на 180 градусов и выполнить кульбит, который вызовет зависть у любого акробата.

Возьмите, к примеру, недавние реверансы со стороны Кремля в адрес находящегося в изгнании чеченского лидера Ахмеда Закаева. В течение последних двух месяцев представители про-московски настроенной администрации Чечни ведут переговоры с Закаевым, якобы в целях «консолидации чеченской нации». Одно из официальных лиц, спикер чеченского парламента Дукваха Абдурахманов, еще раз подтвердил на прошлой неделе в Лондоне, что его миссия получила одоборение как президента Дмитрия Медведева, так и премьер-министра Владимира Путина.

В то же время, всего лишь два года назад тогдашний российский президент Путин, публично потребовал экстрадиции получившего политическое убежище в Великобритании Закаева в Россию для того, чтобы привлечь его к уголовной ответственности за совершение преступлений.

«Для этого не надо рыться в каких-то архивах», – заявил Путин на пресс- конференции по завершении саммита восьмерки. «У нас уже имеются доказательства в виде видео кадров его преступной деятельности».

«Почему? Почему?»

В сентябре прошлого года Путин обвинил Великобританию в предоставлении надежного убежища врагам российского государства, явно намекая на группу российских эмигрантов, включающую Закаева. Путин заявил, что отношения между его страной и Великобританией не наладятся, покуда Лондон остается площадкой для анти-кремлевски настроенных диссидентов.

«Почему вы предоставляете территорию Великобритании для нападений на Россию?» –
спросил он у группы недоумевающих зарубежных журналистов и ученых на встрече на черноморском курорте в Сочи. Он сравнил эту ситуацию с стиуацией, если бы Россия стала надежным убежищем для планирующих теракты боевиков ИРА.

Так почему же совершается подобный вольтфас? Почему российские власти так легко и быстро оказались от старой затверженной формулы «мы не ведем  никаких переговоров с террористами»?

На это существует две возможные причины.

Первая заключается в том, что Россия никогда по-настоящему не верила в то, что Закаев действительно был причастен к терактам. Когда Российская Федерация стала требовать экстрадиции Закаева из Великобритании в конце 2002 года, документы, представленные генеральной прокуратурой РФ лондонскому суду, не содержали никаких обвинений в терроризме, хотя в СМИ российские чиновники регулярно называли его террористом.

Вторая, и, наверное, главная причина, в возрастающем недовольстве российских властей ситуацией в Чечне и ее сегодняшним лидером Рамзаном Кадыровым. С ноября 2008 года в России и за рубежом убито – можно сказать, казнено – по крайней мере четверо известных оппонентов и критиков его режима. Кадыров усиленно отрицает какую-либо причастность к этим убийствам, но они, без сомнения, стали дипломатическим и политическим конфузом для Кремля.

Ухудшающаяся обстановка с безопасностью

Ситуацию усуглубляет еще и то, что безопасностъ в Чечне начала вновь ухудшаться, после периода сравнительного затишья, с последней волной взрывов и нападений. Лидерский стиль Кадырова, его диктаторские замашки, жестокость и полное презрение к законности лишь усиливают неприятие и заставляют все больше и больше молодых парней и девушек присоединяться к бойцам сопротивления.

Команда Закаева, скорее всего, постарается воспользоваться промахами Кадырова и представить альтернативную программу стабилизации Чечни на Всемирном Чеченском Конгрессе, который обе стороны переговоров договорились созвать в течение последующих нескольких месяцев. Закаев, скорее всего, также обратится к властям с призывом провести более тщательное расследование последних убийств, объявить амнистию для тысяч чеченцев, отбывающих длительные тюремные срока за «участие в незаконных вооруженных формированиях», и перезахоронить останки нескoльких выдающихся чеченских лидеров, такиx, как Джохар Дудаев и Аслан Масхадов.

И, наконец, премьер-министр сепаратистского чеченского правительства в изгнании, вероятно, обратится к российским властям с просьбой прекратить преследования семей и родственников предполагаемых членов движения сопротивления, так как подобные преследования подпитывают еще один регулярный источник новых бойцов, пополняющих ряды сопротивления.

Повестка Закаева резко отличается от повестки промосковски настроенных чеченских переговорщиков, которые в основном стремятся объединить противоборствующие чеченские фракции вокруг правительства Кадырова. Но сам факт негласного одобрения Кремлем процесса переговоров и созываемого Чеченского Конгресса может быть свидетельством пришедшего осознания того, что изменение политического курса в республике неизбежно для достижения действительной стабилизации Чечни.

Пока неясно, как далеко готовы пойти российские власти. Внутренние правила российской византийской политики по-прежнему не поддаются разгадке. 

Аслан Дукаев

«Радио Свобода»

(Перевод с английского).