Религия и Этнос
Савва Иверский, Тбилиси, для CHECHENPRESS. Отдел публикаций и СМИ. 17.06.09 г.
(Размышления по поводу статьи Вахи Сурхо)
На сайте CHECHENPRESS, на первой полосе, постоянно присутствует оглавление статьи Вахи Сурхо «Российско-Чеченская война в свете теорий этногенетического и цивилизационного развития человечества.»(от 02.04.08.) - и по достоинству, ибо в самом деле особой важности она, этапного значения для всей чеченской действительности. В ней, на фоне исторических реалий страны, приводятся суждения о роли этногенетического, религиозного и традиционалистского факторов в жизнедеятельности не только родной страны, а еще и отдельных народов и сообществ наций.
Поставленные вопросы и размышления автора настолько перекликаются с судьбоносными вехами соседских народов, что мне, грузинскому читателю, трудно было удержаться, чтобы не делать заметки на полях, которые в конце вплелись в саму статью.
«Что стало истинной причиной столкновения Чечни и России? – ставится вопрос с самого же начала – Ведь всё чаще мы слышим сегодня с обеих сторон, что это религиозный экстремизм. «Россия – православная держава, правопреемница Византийской империи, и её идеологии». «Чечня – северный форпост исламского мира». «На Кавказе столкнулись интересы двух цивилизаций». Эти и другие подобные шаблонные формулировки прочно осели в обывательском сознании. Всё вышесказанное действительно имеет место в реальности, но всё намного сложней, чем обрисованная картина. Раз Россия защищала интересы православных, то зачем она оккупировала Беларусь и Украину? Зачем из века в век жестоко подавляла на Украине народные восстания? Зачем сначала завоёвывая, а затем усмиряя, топила в крови христианские Литву и Польшу? Если мусульманам столь ненавистна Православная держава, то почему без особого сопротивления ей подчинились Казань и Астрахань, Сибирь и Средняя Азия?.. Казаки прошлись по этим мусульманским территориям, как на лёгкой прогулке. Почему со дня их покорения и по сегодняшний день в истории не известны восстания в этих исламских землях, в то время как на христианских территориях Польши и Украины они вспыхивали из поколения в поколение? Почему мусульмане – татары и башкиры – не спешили на помощь к братьям кавказцам, более полувека оказывавшим ожесточённое сопротивления Российской империи против ее колониальных притязаний, в то время как среди чеченских воинов было множество русских перебежчиков и поляков? Вопросов очень много».
Приведенные примеры рельефно указывают на особую специфичность в религиозных и национальных отношениях; но кроме выше указанных, на постсоветском пространстве есть еще и другие народы, пополняющие этническую и политическую палитру. И пока на эти множества вопросов обратимся к ответам самого автора, постараемся подтвердить тезисы статьи примерами из географически близлежащих стран - в соседстве с Чечней, на юге кавказского хребта находится Грузия. И рядом с ней две страны: мусульманский Азербайджан и христианская Армения. И вот что интересно – в течение веков Грузия находится в непрерывных противоборствах, как с мусульманским Ираном, так и с христианской Россией, за свободу и независимость; а Армения и Азербайджан хранили и хранят лояльность как к Ирану в прошлом, так и к России – в настоящем! Более того, отдельные азербайджанские ханства часто помогали Ирану в войнах против Грузии. А армянская церковь – помогала сначала персам, а потом русским в овладении Грузией! Таким образом, параллели четкие: ведут себя Грузия и Чечня – как Литва и Польша, а Армения и Азербайджан – как Татарстан и Башкирия! Почему все это так происходит? Какие религиозные и этнопсихологические факторы тут задействованы? Вопросов, в самом деле, достаточно много!
А теперь вновь вернемся к статье и проследим ответы автора на собственные вопросы:
«Движущей силой всех социально-политических процессов на земле является исключительно биоэнергия человека. Но не отдельного взятого человека, а этноса, социума, обладающего некими едиными усреднёнными стереотипами поведения. То есть, это биоэнергия народа. Я думаю, никто из здравомыслящих людей не будет оспаривать этот факт. Здесь, конечно, можно поспорить о решающей роли в происходящем харизматической личности или, напротив, пассионарного народа, но это – тема отдельного разговора. Я считаю, что это две стороны одной медали. Факт, что лидер может приобрести харизму и реализовать себя только среди пассионарного народа. А религия, т.е. идеология, идея – это то, что приводит в движение и направляет энергию народа. Но в том народе, где нет концентрации этой этнобиологической энергии, религия сама по себе, как идея, не способна двигать инертной массой. Итак, биоэнергия этнических социумов, т.е. народов – это движущая сила всех социальных процессов и, прежде всего, войн. Понимание природы этносов и природы их взаимоотношений является краеугольным камнем в разгадке сути межэтнических войн. Нет сомнения в том, что все российско-чеченские войны носили и носят межэтнический характер. Разноконфессиальность двух противоборствующих сторон лишь увеличивает степень напряжения этой борьбы. Но факт, что при известных нам условиях их исторического развития, эти народы должны были столкнуться в противоборстве, если бы даже являлись приверженцами одной религии, как в примерах с украинцами и поляками. А коль ответ на происходящие на Кавказе военные события и социально-политические процессы кроется в силе напряжения биоэнергии задействованных в них народов, то нам следует обратиться к этнологии как науке, изучающей этногенез – процесс формирования и развития народов».
А нам впору ставить вопрос: что есть движущая сила пассионарности народа и каковы в ней соотношения этнопсихологической и религиозной ролей? Для познания сути биоэнергии отдельно взятого индивида, или всего народа, обратимся к интереснейшим психологическим исследованиям последних десятилетий. Американские ученые: Томас Бошард (Thomas Bouchard), Давид Ликкен (David Lykken) и их коллеги из университета штата Миннесота в Миннеаполисе с 1979 года вели исследования с целью выяснения степени влияния генов (природных задатков) и факторов окружающей среды (воспитание) на формирование личности. Опираясь на изучение выросших отдаленно друг от друга монозиготных близнецов, ученые пришли к выводу, что генетические факторы (или «геном») отвечают за изменчивость многих особенностей человека – почти для каждой изученной к настоящему времени особенности поведения, от скорости реакции до религиозности, значительная доля ее изменчивости у разных людей обусловлена влиянием генов. Оказалось, что, в частности, различия в таких качествах, как экстраверсия-интраверсия, общая нервозность, добросовестность на 65% определяются генетическими факторами, а не факторами окружающей среды; что же до умственных способностей – 70% IQ определяется генетическими различиями, и только 30% может быть увеличено или уменьшено за счет влияния окружающей среды. Отсюда следует заключение: «гены – это главная сила, формирующая нашу психологию», или человек таков, каков он есть от природы!
Обобщая результаты, логически определив, что из индивидов в конечном итоге собирается народ-нация-этнос, получится, что гены формируют психологию всего народа! А это другими словами значит, что народ на 70% таков, какой он есть от природы, а религия и мировоззрение оформляют и окаймляют его сущность.
Для религиозных вероисповедателей главный аргумент против атеистов – совесть, а совесть – глас Божий в человеке. Глас этот по-разному может заговорить, в зависимости от того, какое нутро у данного субъекта, что, оказывается, детерминировано генетикой! Психологическая общность, таким образом, преимущественно зиждется не на идеологии, а на генетической основе! Как гороскопы, вне зависимости от старания астрологов, не могут вмещать на одном прокрустовом ложе всех в один и тот же месяц родившихся, так и одна религия не может унитарно собрать под одну гребенку характеры, особенности, нравы всех стран и народов. С какой досадой о не сбывшейся надежде психологической общности единоверцев – русских и грузин – писал грузинский поэт Николоз Бараташвили: «Что единство веры, если нрав так различен в навыках обоих»!
Зато существует психологическая общность, проверенная веками – грузинское царство породнилось с вайнахским еще задолго до зарождения христианства и мусульманства – в 3-ем веке до нашей эры грузинский царь Парнаваз женился на дочери вайнахского царя, и когда во время царствования их сына, Саурмага взбунтовалась грузинская знать, усмирил их с помощью родственников по матери – подавил сопротивление чеченскими военными отрядами, одновременно заложив прочные основы кавказского единства; это единство в христианской Грузии с соседскими народами при царице Тамар поддерживалось опять-таки на основе этнического родства – в 1212 году три месяца велась война объединенных грузино-чеченских войск с противниками кавказского единства до победного конца; да и совсем уж в последних событиях прошедшего века, совершенно не мешали двум кавказским племенам – грузинам и чеченцам – их религиозные взгляды, когда только эти два народа восставали против тирании российской, сначала царской, а вслед – коммунистической империи!
Еще раз зададимся вопросом: на чем основано это единство? Исключительно на генетическом родстве, если не сказать – идентичности, ибо по историческим преданиям – и чеченцы и грузины – дети мифического Таргамоса, а мифы не рождаются из небылицы! Религия никогда не мешала им в добрососедстве – религия облагораживала ее носителей, но в отношениях решающую роль всегда играла та генетическая общность, которая давала возможность народам и индивидам понимания друг друга с полуслова!
А теперь посмотрим, насколько могут быть корректными искусственные совмещения понятий «религиозного» и «национального» и только ли империалистической христианской стране свойственны великодержавные вольности:
«До сих пор считалось, что религия и национализм – вещи несовместимые, что религия стирает этнические особенности и переваривает народы в единую нацию; – пишет автор –
но посмотрите, что случилось с арабской нацией, как она молниеносно ширилась и как скоро расчленилась. В чем же дело? Арабы в основном поглотили близкие по культуре и быту хамитские народы, находящиеся в фазе обскурации. Но им не удалось тогда сломить сопротивление ни пассионарных среднеазиатов, ни пассионарных северокавказцев. Те и другие добровольно приняли ислам, как истину, проникающую даже в сердца врагов лишь тогда, когда сломили военный натиск арабов. А как только сменилась фаза этногенеза Магрибских народов, некогда поглощенных арабами, обнаружилось, что они вовсе не арабы, хотя давно забыли свои хамитские языки и говорят на арабском. Оказалось, что они берберы, туареги, Марроканцы, Алжирцы, Ливийцы, Тунисцы и т.д. Но, тем не менее, вновь этнически самоопределившиеся народы культурно осознают себя частью Исламской нации».
Как все это похоже на ассимиляторские устремления России! Не вдаваясь в подробности по всей российской империи, и чтобы не повторяться, приводя примеры одних только чеченцев и грузин, достаточно вспомнить, как ненасытному аппетиту русских преградили путь в западной части северного Кавказа: «Россия пришла на Западный Кавказ и в ходе почти 60-летней войны завоевала предков нынешних адыгов. Тогда из более чем миллионного населения Черкесии на родной земле остались только 5% адыгов – остальные погибли в войне, умерли от эпидемий, голода, были выселены в Турцию и другие исламские страны. В результате войны из 12 адыгских племен только 2 –
кабардинцы и шапсуги – остались на своих традиционных, исторических местах, а остальные оказались либо перебиты, либо отправлены в Турцию, либо выселены на равнину «под присмотр» казачьих станиц» (см. «Зы лъэпкъ – зы хэку. Один народ – одна земля».) И, на примере волеизъявлений сегодняшних черкесов, можно смело заключить, что все равно, не смогли сломить русские пассионарное северокавказское племя!
А когда дело касается национальной самобытности, тут у автора особый разговор. Она всегда находит свои собственные традиционные, особые формы проявления, даже в рамках канонических адатах:
«Приведу самый поверхностный пример. Шариат очертил как границу дозволенных браков брак с двоюродной сестрой, но также предупредил, что брак с родственниками не желателен… в чеченском обществе брак с двоюродной сестрой категорически воспрещается… внутриродовые браки по убеждениям чеченцев портят кровь, что теперь подтверждает и медицина. В тех редких случаях, когда подобный брак, не благословляемый родителями, заключаемый самовольно по обоюдному согласию между двоюродными или троюродными братом и сестрой, имел место, то они просто изгонялись из селения и клеймились изгоями всем чеченским обществом. Этот поступок порицается, т.к. ломает устои чеченского общества, ещё не утерявшего узы родства большой семьи, которая является гарантом безопасности для всех своих членов».
Здесь совершенно идентичная картина с соседней Грузией – если и в христианстве, так же как и в исламе, возбраняется брачный союз между близкими родственниками, а в это самое время, латиноамериканские сериалы тамошних христианских стран пестрят подобными кровосмешениями, это вызывает всеобщий протест любителей «мыльных опер» в Грузии, где не дозволено жениться даже однофамильцам, не говоря уже о кровном родстве! И это не только идейно-нравственный устой, а как справедливо замечает Вахи Сурхо, «подтверждение самой наукой»! И в самом деле, что об этом говорит медицина? Общеизвестно, что кровосмешение на уровне двоюродных братьев и сестер дает дефектный ген в следующем поколении в 17,5 % случаев, а на уровне троюродных – в 8%-ах! (Тут же отметим, что хотя автор не касается проблемы многоженства, допущенного исламом – пишущего эти строки доподлинно известно, что подобные семейные связи не поощряются в чеченском патриархальном обществе, так же, как и в Грузии – негласно существующий в современном христианском мире адюльтер!) Т.е. кровное родство, женская честь и семейные узы для чеченцев и грузин дороги одинаково! Не говоря уже о других закоренелых традициях в быту, какими являются: побратимство – добродетель, находящаяся вне религиозных рамках; священная неприкосновенность гостя – будучи даже кровным врагом хозяев; особое почитание старших у чеченцев – будь он всего лишь старший брат или почтенный старец; институт кумовства (крестные родители) – тема кощунственных скабрезностей для нынешних славян – святая святых для грузин!
А теперь посмотрим, какие далеко идущие выводы делает автор:
«Если в чеченском обществе будет дозволен брак между двоюродными братьями и сёстрами, то появится отчуждение между семьями двух братьев, что мы наблюдаем на примере арабского общества. Подобные вещи, между прочим, формируют положительную или отрицательную комплиментарность между народами. Какую комплиментарность имеют чеченцы к тем или иным народам – тема отдельной работы. Здесь я лишь отмечу, что за последнее время близкого контакта с представителями арабской нации комплиментарность чеченцев к арабам перешла от прежней положительной (когда эти народы ещё не имели контакта) к нейтральной. Отрицательной она стать не может, так как оба народа принадлежат к одной цивилизации. А к историческим соседям туркам, к примеру, чеченцы, напротив, испытывают положительную комплиментарность».
Стало быть, если при близком контакте и ознакомлении с родово-племенными обычаями, появляются разногласия с сегодняшними потомками основоположников исламской религии, вероятно, должны быть другие этносы, более приемлемые в этом отношении – пусть даже на самом юге Кавказа! Понятно, что автор, в первую очередь, комплиментарность ищет среди единоверцев и не переходит границ веры; но если бы переступил не только географическую границу кавказского хребта, но и религиозную, нашел бы комплиментарность в генетической детерминированности, доказанной американскими учеными, прослеживаемой для Ичкерии в первую очередь с Грузией, невзирая на разность религиозных взглядов! Потому, как и для грузин эту самую комплиментарность возможно обнаружить не за многими горами к северу, а за одной лишь горой, которой название Кавказ – в родственной кровно и близкой по духу Ичкерии!
Что же касается суждения автора об арабах и турках, так и просится этот отрезок для проведения христианской аналогии, снять точную копию, лишь заменив чеченцев грузинами, и вписав вместо арабов русских, и вместо турков – греков! Примем за истину – есть в России святые старцы и есть у арабов теологи-мудрецы – но наличие их как раз и доказывает диалектику исключительности индивидов при разности всей популяции! И в этой ситуации главное не ошибиться в приоритетах, общности целей и национальной идеи – жизнь все время подсказывает, быть начеку. Еще раз обратимся к статье:
«Минувшая эпоха второй половины XX века, эпоха шейха Абдуллы Азама – это призыв исламской уммы к Джихаду, стремление разбудить её численно преобладающую, но спящую нацию арабов. Пассионарные афганцы и чеченцы дали современной исламской умме уверенность в себе, в своих силах, хотя они и не руководствовались подобной целью, а лишь делали то, что должны делать. А сегодня, когда чеченцам, как маленькому мусульманскому народу, находящемуся в состоянии войны с мировой империей, очень трудно, мы слышим со стороны радикальных исламских партий арабских стран лишь неторопливые рассуждения о том, что, мол, народно-освободительная война не является Джихадом. Одним словом, от болтунов мало толку».
Спокойно можно дополнить суждение автора: на Кавказе сегодня два народа ведут национально-освободительную борьбу – это Грузия и Чечня; и если радикальные арабские исламские партии возражают против освободительной борьбы, не находя тождественности с Джихадом, то и клерикалы-ригористы из христианских стран подсказывают Грузии не противиться злу, однако и чеченцы, и грузины, как боролись всю жизнь за свою свободу и независимость, так и будут бороться, потому что вольность духа – это их жизненное правило и предназначение!
Грузинам, в частности, за свободу и независимость, в течение истории многократно приходилось воевать не только с иноверцами – арабами, монголами, персами, турками; сегодняшняя война с русскими не первая с исповедниками собственной религии: к примеру, в 13-ом веке латинские завоеватели, напав на Афонскую гору, подвергали мученической смерти грузинских монахов, не подчинившихся их церковному уставу; а с имевшимся совсем уж тождественное вероисповедание – православие – византийцами грузины в течение многих десятилетий вели кровопролитные войны, из-за таких же территориальных посягательств, какие имеет сегодня Россия!
Так что, оба народа, национально-освободительные войны вели для спасения отечества и сохранения этнической самобытности. Что же касается идеологической подоплеки, будучи религиозным человеком, автор без лукавства, вполне откровенно дополняет:
«Не будем лицемерить – распространение Ислама среди всего человечества, как последней и завершённой истинной религии Аллаха, является мечтой всех мусульман мира, в том числе и чеченцев. То есть, последователи религии Ислам, как истинного предписания Творца для своих разумных творений, стремятся распространить её по всему миру, как впрочем, стремятся к этому и последователи других мировых религий».
А мы зададимся вопросом: что есть на самом деле желание иметь единую религию? Это стремление того или иного народа, приобщить к истинному слову Божию иноверцев. Религиозная общность для верующих – это, в их высочайшем устремлении, направить все старания в земной жизни для дальнейшего совместного безмятежного пребывания в загробном мире, там где воздается за прошедшую земную жизнь. Ведь что есть в конечном итоге служба Отечеству? Это – усилия, затраченные на земной Родине ради достижения небесной, вечной Родины! Мне не раз приходилось от чеченцев и в Ичкерии и в Панкиси слышать, как их ближайшие предки рассказывали им, что в самые последние времена соседи-грузины примут Ислам! Откуда такой своеобразный прозелитизм в народе? Да оттуда, что выливается наружу внутреннее стремление, быть в духовной близости с желанным соседом – и не только в земной, но и в загробной жизни!
Что же до грузин, они рыцарей чести уже определили в общие обители! Во время Великого Поста есть такое правило – верующие подают просфору и записки с именами усопших – «сорокоуст», и в церкви в течение 40 дней поминают ушедших в иной мир близких и родственников паствы. В списки нельзя вносить не только иноверцев, но даже представителей других христианских конфессий и атеистов. Многие и многие грузины в свои списки заносят президента Звиада Гамсахурдиа, и довольно значимая их часть, как бы само собой разумеющегося – Джохара Дудаева. Когда собирается много листков, священники часть их дают вычитывать пономарям-алтарникам и чтецам. Однажды, сам был свидетелем, как молодой алтарник запнулся при чтении, и подошедший к нему священник, увидев в поминальном списке имя Джохара Дудаева, взявши за чуб, прижал его голову к своей груди и очень ласково сказал: - Помяни, сынок, Джохара, помяни! Священник этот слывет своей душевной теплотой и добрым нравом, никто никогда не слышал его громкого слова. И только один раз довелось мне видеть, как он рвал и метал, громогласно проповедуя с амвона – то было, когда Шеварднадзе выдал России нескольких затребованных ею чеченцев:
- Не будет вовеки благословлена власть, которая предает честь кавказца; которая гостя выдает кровожадному врагу, забывая адаты и обычаи предков; которая позорит имя грузина и христианина!
Священник не проклинал, он просто не благословлял – и так по его предопределению и вышло – жестоко поплатились каратель собственного народа и всего Кавказа и его приспешники за содеянное и послужило это уроком потомкам, чтобы всем неповадно было, кто предает интересы Кавказа!
А мы, дорогие читатели, да не будем бояться небесной кары – когда борьба наша справедлива; и Библия и Коран одинаково благосклонны к воинствующей рати, защищающей родную землю и пассионарные народы правы перед лицом Всевышнего! Грузинам и чеченцам нечего бояться Божьего гнева! Перефразируя слова автора, они «просто делают то, что должны делать – сражаются с Россией за свою независимость. Они знают, за что в ответе перед Всевышним, и знают, что всему есть свой Хозяин».
Да, добавим мы, оба народа будут в ответе перед Богом, и не только за войны, при защите отечества, а за свои религиозные взгляды в целом! Двух истин не бывает – и одни из нас непременно заблуждаются в постижении истины. И пусть не радуются враги – и здесь мы не оплошаем – те, которые окажемся не на высоте положения, признав свою погрешность, как оправдание, принесем Богу нравственные ценности, которыми руководствовались на земле – любовь к ближнему, верность и преданность, отвагу и честь, достоинство и благородство, клятво непреступление, мужскую доблесть и женскую добродетель!
|