РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Речь Ахмеда Закаева на ежегодном Форуме свободы в Осло

CHECHENPRESS. Отдел публикаций и СМИ. 30.05.09 г.

 

Здравствуйте, дамы и господа!

Хотел бы начать свое выступление со слов благодарности организаторам данного форума за приглашение и предоставленную возможность поприветствовать всех участников. Для меня действительно большая честь выступить перед вами. Здесь сегодня присутствуют, без преувеличения, великие гуманисты и правозащитники современности, которые не только сумели сохранить и защитить свои жизнеутверждающие идеалы в жесточайших условиях в разных точках нашей планеты, но и стали подлинными героями и образцами для подражания в глазах тех, для кого свобода слова, права человека и демократия являются не пустыми словами. И я перед вами хотел бы выразить свое глубокое убеждение в том, что невозможно добиться свободы и защитить права отдельно взятого человека, когда ущемлены права и свободы целого народа.

События последних десяти лет в Чеченской Республике явились экзаменом для всех правозащитников и правозащитных организаций. В 1990-е годы чеченский народ восстановил свою государственность в соответствии с Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года, резолюцией № 1514 Генеральной Ассамблеи ООН, во 2-й статье которой сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие, имеют законное право на свое суверенное государство».

Декларация о государственной независимости от 27 ноября 1990 г., принятая Верховным Советом Чечено-Ингушской Республики, не противоречила ни международному праву, ни внутреннему законодательству СССР. Тем не менее, она обернулась трагедией для всего чеченского народа. За последние 15 лет в Чечне убито 250 тысяч гражданского населения, 40 тысяч из них дети, 20 тысяч – пропавшие без вести. Более 300 тысяч были вынуждены покинуть Чечню, спасая себя и своих детей от неминуемой гибели и искать убежища в разных странах. За этими сухими цифрами, мы все должны увидеть горе и страдания конкретных людей. 

Ковровые бомбардировки городов и сел, этнические чистки, бессудные казни, похищения и преследования по национальному и религиозному признакам, к большому сожалению, некоторыми российскими правозащитниками и многими западными политиками рассматривались как «внутреннее дело Российского государства». Но разве массовые убийства и пытки могут быть «внутренним делом» палачей? И разве геноцид, осуществляемый на протяжении нескольких веков над чеченским народом, может рассматриваться как «внутреннее дело» России? Считаю, что это ни в коем случае недопустимо!

Вероятно, вам известно о депортации чеченского народа в 1944 году в Сибирь и Казахстан, которая унесла жизни более половины населения. В 2004 году Европарламент осудил и признал эту акцию геноцидом. Испытания, выпавшие на долю наших отцов и матерей, были поистине ужасными. Но это – далеко не единственная трагическая страница в истории чеченцев, и на фоне того, что за последние 15 лет творится в отношении чеченцев в России и Чечне, невозможно говорить об ужасах и преступлениях в прошедшем времени. По сей день более 20 тысяч чеченских граждан содержатся в страшных условиях в российских концлагерях, и по многочисленным свидетельствам российских правозащитников, они подвергаются жестоким пыткам и унижениям по национальному признаку.

К сожалению, если в России и сохраняются незыблемыми какие-то традиции, то только традиции унижения национального достоинства и жесточайшего подавления прав и свобод как отдельных людей, так и целых народов. И, на мой взгляд, очень много общего между преступлениями против чеченского народа, совершенными Советской Россией под руководством Сталина, и теми преступлениями против чеченского народа, которые совершала и продолжает совершать так называемая «демократическая» Россия под руководством Ельцина, Путина и Медведева.

При этом хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что российское руководство, политики и военные, охваченные имперской спесью, и не думают скрывать свое человеконенавистническое отношение к чеченскому народу.

Так, в 1999 году, представляя Путина в качестве премьер-министра, Ельцин говорил об «окончательном решении чеченского вопроса», сознательно подчеркивая параллель между политикой России в отношении чеченцев и политикой германского фашизма в отношении евреев.

Весной 2000 года экс-премьер России Черномырдин, касаясь чеченской темы, сказал, что Путин взялся за дело, которое самому Сталину не удалось довести до конца. Если, по свидетельству Черномырдина, поголовная депортация чеченцев и физическое убийство половины населения еще не значат окончательное решение чеченского вопроса, можно представить, чего российское руководство изначально добивается в настоящую войну.

Военными операциями в Чечне, как известно, руководили три российских генерала: Казанцев, Трошев и Шаманов. Открыто провозгласив целью своего вторжения в Чечню «беспощадное истребление террористов», они открыто, перед телевизионными камерами, сделали такие заявления. «Их нужно вешать публично, чтобы другим неповадно было» (генерал Казанцев);  «Все чеченские мужчины, начиная с 10 лет, являются террористами» (генерал Трошев); «Жены, сестры и матери чеченских террористов – те же террористы» (генерал Шаманов).  

А как на эти заявления генералов-преступников, потопивших Чечню в крови, отреагировали российские демократы? Анатолий Чубайс, один из самых известных деятелей российской демократии, на руинах разрушенного Грозного в феврале 2000 года призвал российских правозащитников не критиковать российских военных за геноцид в Чечне, т.к., по его словам, «российская армия возрождается в Чечне».

Практически, никто в мире не обратил внимание на эти заявления российских политиков и генералов, и мы стали свидетелями того, как «возродившаяся» в Чечне российская армия в августе 2008 года совершила агрессию против Грузии и цинично оккупировала часть ее территории.

Как чеченец, я могу непосредственно заявить, что любая кампания террора против маленького народа имеет далеко идущие последствия, так как она разрушает основы гражданского общества – демократические свободы, права человека и верховенство закона.

После пятнадцатилетних попыток решить силой российско-чеченский конфликт, который начался как чисто политический конфликт, Россия добилась лишь того, что конфликт стал более острым.  Федеративный договор 1992 года был первым в истории российской империи примером, когда десятки национальных республик добровольно подписали договор о вхождении в состав российского государства. Но этот договор был в одностороннем порядке полностью нарушен самой Россией. Во-первых, была сделана попытка приравнять статус оккупированной Чечни, которая никогда не подписывала Федеративного договора, к статусу вошедших в него республик. Во-вторых, на протяжении последних лет российское руководство в лучших традициях колониальных завоевателей отказывает этим республикам в праве осуществлять их религиозные и гражданские права. Сегодня эти республики не имеют права избирать собственных руководителей, практиковать собственную религию и даже пользоваться собственным алфавитом.

Ожидания от российского президента Медведева, о которых Запад публично заявил, оказались необоснованными, что сегодня признается повсеместно. Кампания террора против небольшого народа не может дать положительных результатов. Предсказуемыми последствиями преступной войны против Чечни, которая ведется уже десять лет, стали ограничения демократических свобод в России, включая и отмену свободы слова, свободы частного предпринимательства и свободы вероисповедания для религиозных меньшинств. Вместо этого фактом стали политически мотивированные уголовные преследования, преследования правозащитных организаций, нарушение избирательных прав граждан, постоянно усиливающийся фашизм и грубое вмешательство во внутренние дела соседних государств.

Мое глубокое убеждение заключается в том, что насилие в Чечне и на Северном Кавказе можно остановить только новым политическим урегулированием. Сегодня вы, возможно, видите в новостях, что все вернулось на свои места, но это далеко не так. Для западных журналистов и почетных гостей организуются специальные визиты, или лучше сказать, специально соркестрированные «мирные сафари», с демонстрацией нового современного аэропорта и сверкающих фасадов так называемой программы широкомасштабного восстановления Грозного.  По утверждениям Кремля, сегодня в Чечне царят мир и стабильность, но реальностью для чеченцев стал режим страха и угнетения, пришедший на смену ковровым бомбардировкам.

Зачем я говорю вам все это на сегодняшем форуме? Только потому, что я уверен, что каждый из вас лично может повлиять на политиков, лица, принимающие решения и комментаторов, которые, в свою очередь, могут призвать Россию найти устойчивое мирное решение российско-чеченского конфликта. 

Что же касается собственно Чечни, моя точка зрения состоит в том, что мир и права человека могут быть достигнуты только через свободные и справедливые выборы. Последний раз такие выборы состоялись в Чечне более 12 лет назад. Все мы  сидящие в этом зале, должны встать во главе усилий международного сообщества, чтобы  добиться настоящего политического урегулирования, которое сможет наконец-то положить конец страданиям целого народа. Нет никакого оправадания тому, что европейский народ приносится в жертву из-за простого отсутствия политической воли.

Истинный мир в Чечне улучшит ситуацию с правами человека в республике – стабилизируя геополитическую ситуацию на Северном Кавказе – и будет способствовать демократизации России. Мы все нуждаемся в этом – и чеченцы, и  русские, и международное сообщество!

Спасибо за внимание.

Осло 19.05.2009