РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Кадыров без берегов

Андрей Шарый, Андрей Бабицкий. Радио Свобода 07.04.09.

 

Президент Чечни Рамзан Кадыров категорически отвергает обвинения в причастности людей из своего окружения к убийству в Дубае бывшего командира батальона "Восток", Героя России Сулима Ямадаева. В обширном интервью "Российской газете" Кадыров обвинил самого Ямадаева в соучастии в убийстве бывшего чеченского лидера Ахмада Кадырова и других преступлениях. Другим опасным преступником Кадыров-младший считает предпринимателя Бориса Березовского.

О заявлениях президента Чечни - обозреватель РС эксперт по Северному Кавказу Андрей Бабицкий:

- Вряд ли можно полагать, что интервью президента Чечни официальной "Российской газете", случайно. Ясно, что вызвано это обстоятельствами убийства Сулима Ямадаева в Объединенных Арабских Эмиратах. Насколько убедительна та позиция, которую отстаивает Рамзан Кадыров?

- Объединенные Арабские Эмираты считают Россию давним и стабильным партнером. И понятно, что начальнику полиции Дубая никто не позволил бы выдвигать такие радикальные и жесткие обвинения в адрес российского чиновника, если бы речь не шла о чрезвычайных обстоятельствах. А эти обстоятельства таковы: власти Эмиратов неоднократно говорили, что они возмущены тем фактом, что на их территории кто-то посмел устраивать криминальные разборки, глубоко чуждые духу мусульманского права, порядку, строю жизни этой страны. Организаторы даже не потрудились скрыть следы своего участия в этом деле. Все эти кавказские понты, золотой пистолет... В это дело были вовлечены люди, которые так или иначе составляли окружение президента Кадырова и депутата Госдумы Делимханова непосредственно в Дубае.

Мне представляется, что злую шутку с Кадыровым и его окружением сыграла абсолютная безнаказанность. То есть в течение очень длительного времени глава Чечни позволял себе делать такие вещи, которые, наверное, под силу только российским спецслужбам, у которых есть своего рода лицензия на убийство - они прикрыты законом, который позволяет ликвидировать лиц, причастных к террористической деятельности за рубежом. Я уверен, что у Кадырова такой лицензии нет, что он действует на собственный страх и риск. Наверное, до сих пор ему все это сходило с рук. И, в общем, сама реакция Кадырова, конечно, очень детская: Ямадаев пытался отравить его пруд, Ямадаев участвовал в убийстве отца...

Лейтмотив-то, на самом деле, такой: он первый начал, и мне, в общем, позволено ответить. Я предполагаю, что эта ситуация, конечно, переломная.  Объединенные Арабские Эмираты были оскорблены чудовищно, и что они это дело так не оставят.

-  Легко заметить, что в этом интервью, как и во многих других выступлениях, Рамзан Кадыров выстраивает линию своей обороны и своего наступления. Он клянется в любви Владимиру Путину и обвиняет во всех грехах Бориса Березовского. Это продуманная тактика, на ваш взгляд?

- Я думаю, что нет. Я думаю, что сегодня имя Бориса Березовского перестало быть жупелом для Кремля. Втаптывая это имя в грязь, мне, кажется, невозможно заработать даже пол-очка. Ну, поклясться в любви Владимиру Путину - это, так сказать...

- Не вредно.

- Это не вредно, да, но это ход уже традиционный, немного приевшийся. Мне представляется, что, вообще, сегодня внятной линии защиты у Кадырова  нет. Он позволяет себе раз за разом говорить вещи, которые абсолютно неприемлемы, если учитывать федеральное законодательство, вообще умонастроения людей в России. Например, любимая присказка про то, что чеченец имеет право убить женщину. Вот недавно по телевидению в передаче "Точка опоры" он заявил, что если чеченец теряет это право - убивать дочь, сестру за предосудительное поведение, то он вообще не мужчина. В общем, мне кажется, что он немножко "потерял берега". Он набрал слишком большую силу внутри республики, и ведет себя так же за ее пределами.

- Ему помогут старшие товарищи вернуться к реальности?

- Сложно сказать. Говорят, что Медведев крайне недоволен Кадыровым, но это такая креатура Путина, которую Путин не позволяет трогать ни при каких обстоятельствах. Как мне кажется, речь идет о принципиальнейших вещах. Если вассал что-то творит со своим вассалитетом, кого-то убивает, сюзерен может в это не вмешиваться, это не царское дело. Если речь идет о такой, в общем, важной материи, как отношения между арабским миром и Россией, если речь идет о международной репутации России, то тут ситуация иная. Наверное, пора включить какой-то механизм сдерживания.

-  Можно ли сделать предположение, что политическая карьера Рамзана Кадырова как федерального политика близка к завершению или это все-таки слишком смелое предположение?

-  Россия никак не отреагировала на обвинения в убийствах, которые вроде бы имели российский след. Убийство Исраилова в австрии, Масола в Турции... Как будто этого всего не было. Возможно, и в этот раз и Кадырову все сойдет с рук, и Кремль решит закрыть на это глаза. Но точка невозврата - когда интересы государственные и собственно Кадырова разойдутся кардинально -  она когда-то будет пройдена.