РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Рамзан-потрошитель

 

Начало славных дел

Когда тень Рамзана Кадырова только забрезжила на мутном горизонте раздробленного войной чеченского мира, мало кто верил, что у неграмотного сельского парня с повадками уголовника, едва владеющего русским языком, с длинным шлейфом кровавых деяний, есть толковое будущее. Впрочем, будущий чеченский президент еще при жизни своего отца выдвинулся из его тени, демонстрируя неукротимую энергию и свирепый нрав.

После гибели родителя у молодого человека, казалось, не осталось шансов на сколько-нибудь приличную политическую карьеру. Телевизионная картинка с Кадыровым в спортивной одежде, принимавшим соболезнования от Владимира Путина, произвела настоящий фурор. Потом Кадыров объяснял, что его неожиданно вытащили из дома и повезли в Кремль в том, что на нем было. Но именно спортивный костюм стал для многих показателем полной человеческой, административной и политической несостоятельности героя. Но, несмотря на многочисленные несообразности в поведении, репутацию беспредельщика и убийцы, Рамзан Кадыров остался во власти. У него нашлись серьезные покровители в Кремле - в ряду первых президент России Владимир Путин. Возглавив правительство Чечни, Кадыров, на тот момент капитан милиции, начинает подгребать власть под себя, бесцеремонно тесня в сторону безвольного службиста генерала милиции Аллу Алханова.

Именно тогда становится понятно, что Кремль не прогадал, сделав ставку на амбициозного и властолюбивого горца без тормозов и нравственных ограничений. «Тишайший» Алханов явно не годился на роль кровавого карателя, тогда как Кадыров фактически добровольно взвалил на себя обязанности палача. Но не только их. В то время он заявил своим министрам: «Вы смеетесь над тем, что я неграмотный. Ничего, бляди, я заставлю вас работать». И ему действительно удается наладить работу, хотя в тот период на таланты администратора, неожиданно проявившиеся у Рамзана, Кремлю было наплевать.

Шамиль Бено характеризует Кадырова как талантливого военно-политического менеджера. Добровольные поклонники из числа политологов рассуждают об эволюции главы чеченского правительства. Дескать, соприкосновение с грозной и стройной мощью государственного механизма постепенно превратит деревенского гопника в некое подобие чиновника с относительно пристойными манерами. А управлять ему дано от Бога.

Эволюция и впрямь состоялась. За годы у власти Кадыров научился носить галстуки и членораздельно звучать на публике. Надо отдать ему должное, он фантастическими темпами отстраивает Чечню, и российские деньги здесь абсолютно ни при чем. Сам факт финансирования вовсе не равен умению осваивать бюджетные деньги. Рамзан действительно оказался хватким, талантливым прорабом, сумевшим не допустить банального разворовывания средств. Параллельно он интуитивно складывает собственную систему власти. Это диктатура, но ее параметры настолько эклектичны, что Кадырову впору выдавать патент на модель государственного устройства. Кадыровская тирания состоит из множества разнородных элементов: в ней видны черты восточной деспотии, традиционного чеченского уклада – адата с незначительными вкраплениями мусульманского права. Вся эта конструкция украшена типично советским декором образца времен культа личности. Система в целом - в высшей степени неорганична, поскольку ее части набраны вразнобой и противоречат друг другу: кавказская культура, к примеру, не сходится с тираническим единоначалием. Но, будучи построена на страхе, она работает. Это так, к слову.

Что в результате? Можем ли мы говорить, что сегодня Кадыров являет собой тип этнического чиновника, который вписан в матрицу российской административной системы? Сумел ли он устранить в самом себе противоречия между российской культурой, которая декларирует свое родство с европейской, и архаическим бытом, категориями которого он мыслил просто по факту места рождения и воспитания?

Есть серьезные основания думать, что эти противоречия не только не устранены, но благодаря вседозволенности, режим которой Владимир Путин обеспечил своему питомцу, Кадыров сделал выбор в пользу произвольно толкуемой им архаики, соотносящейся с чеченским адатом примерно так же, как воровской закон соотносится с Декларацией прав человека. В представлениях Кадырова, в чеченских обычаях правят бал все те же единоначалие, жестокость и садизм. Это основные параметры чудовищной реальности, в которой, как в персональной тюрьме, заключен чеченский правитель.

Кадыров как телеведущий

19 февраля 2009 г. по чеченскому телевидению прошла программа «Точки опоры». Кадырову удалось собрать в студии десятки бывших боевиков-ичкерийцев, соратников Масхадова, бывших депутатов, министров, религиозных авторитетов. Передача продолжалась 4 часа 20 минут. О содержании ее много написано. Но некоторые заявления Кадырова, сделанные им по ходу программы, прошли мимо внимания телезрителей. Возможно, просто потому, что они были восприняты как полемическое преувеличение, или затерялись на фоне шокирующих разоблачений, или попали в резонанс с мыслями и чувствами телеаудитории. Мы остановимся на этих моментах, поскольку, на наш взгляд, они точно отражают мировоззрение Кадырова, как оно сложилось на сегодняшний день, и дают полное представление о тех методах расправы с людьми, которые он считает легитимными и нравственно оправданными. На официальных кадыровских сайтах уже не нет полной версии телешоу. Вариант, выложенный на сайте «Чечня тудэй», подвергся цензуре, все сомнительные места оттуда вычищены. Мы обратимся к полноразмерной записи, сохранившейся на некоторых чеченских сайтах.

Маркировка фрагмента записи по времени от 03:41:45 до 03:42:24:

Возьми хотя бы одного мужчину, который бы не вышел замуж там (в Европе). Имея жену, вышли замуж из-за того, что там бывает кушать и, чтобы досыта кушать вкусную еду, 60 процентов мужчин выходят замуж там, скажи что нет? Уже он должен знать что он не мужчина, если у его дочери в телефоне записан номер полицейского. Что она позвонит, боится любой чеченец, попробуй скажи что любой из них не боится, что она позвонит по этому номеру? Если он говорит, что он сегодня мужчина, завтра он может стать не мужчиной, завтра он не сможет ответить за своего ребёнка, сказав дарк (изображает звук выстрела) и, выстрелив в центр лба из ружья. Если ты не можешь убить её так, разве это дело? И если он не убьёт, какой он мужчина - он позорит себя! Сегодня он мужчина, а завтра он становится не мужчиной. Разве он не продаёт своё завтра! Не продаёт своё завтра!

Поскольку это дословный, а не смысловой перевод, необходимо пояснить, о чем разговор. Рамзан утверждает буквально следующее: мужчина-чеченец обладает правом карать смертью женщину, за моральный облик которой он несет ответственность (дочь или сестру). Лишившись права «выстрелить в центр лба из ружья» близкой родственнице, поведение которой является предосудительным, чеченец перестает быть мужчиной. Но в Европе женщина имеет возможность обратиться за помощью к полиции. А это значит, что вся «программа воспитания по-чеченски» перестает работать. Таким образом, мужчины в Европе обменяли свое право убивать женщин в воспитательных целях на комфортные условия существования.

Маркировка фрагмента записи по времени от 01:27:36 до 01:28:01:

У нас Чеченская республика в составе Российской Федерации. Законная Российская федерация есть. Конституция Российской федерации есть. Чеченская республика есть. Мусульманская нация есть. Будем придерживаться мусульманской религии: тарикат, шариат, поднимем нравы, будем украшать законы. Российские законы не исказим, выбор нашего народа будем охранять. Тот, кто говорит что это не так, тем мы сдернем головы так, что они улетят. Будет республика с удобно живущим народом. (Голос ведущего за кадром: «Да будет доволен тобою Бог!»)

Здесь комментировать особо нечего. Чеченская идиома «сдернуть голову, чтобы она улетела» (стеган корта кхоьссина т1ера д1абохуьйтура бу) не может быть понята двояко. Это не полемическое преувеличение, не поэтический оборот, не метафора. Имеется в виду или заурядное убийство, или убийство с навлечением позора на жертву, поскольку лишение головы таким образом (издевательское «сдергивание») применимо в отношении только самого ничтожного и презираемого врага, у которого голова – лишняя, неработающая часть тела.

Маркировка фрагмента записи по времени от 03:45:57 до 03:46:23:

Иди сюда, кто ты там есть (о чеченце, проживающем в Европе) - поэт там, писатель какой-то засел там. Это наше быдло, хоть они умрут, безразлично. Из Европы приедут 100 тысяч (чеченцев) домой и будут жить. Если мы умрём, ничего. Главное, чтобы он приехал и сел сюда. Нет. Лучше мы его убьём, и пусть его похоронят там. Тут-тат, тут-тат (изображает звуки похоронного марша) - красиво его положат в гроб, и дадим похоронить его, чем мы здесь будем умирать.

Здесь, несмотря на все признаки спутанности сознания и очевидную дислексию, смысл сказанного угадывается без труда. Речь идет о чеченском поэте Апти Бисултанове, который является одним из наиболее жестких критиков Кадырова в Европе. Бисултанова уже обсуждали в передаче получасом раньше. Кадыров говорит о том, что после убийства Бисултанова похоронят в Европе, а не дома. Здесь есть два важных момента. Во-первых, чеченец, если речь не идет об экстремальных обстоятельствах, обязан подготовить свои похороны определенным образом. Чтобы не прерывалась связь поколений, останки должны покоиться на родовом кладбище. Во-вторых, по мусульманскому обычаю, на похоронах не может звучать музыка. Европейский обряд захоронения в данном случае трактуется как оскорбительный для чеченца. Стоит упомянуть, что похоронить человека по мусульманскому обряду и на мусульманском кладбище в Европе не составляет никакого труда.

Маркировка фрагмента записи по времени от 02:26:13 до 02:26:36:

Мне неудобно просить Всевышнего самому, я прошу своего святого заступиться за меня, я прошу его помочь мне. Согрешил я, виноват я, очернил я себя перед Богом! Мой святой будь посредником мне, ты человек, которому Богом даровано благо. Будь прокляты праотцы того, кто говорит, что это неправильно. Ты говоришь в Чечне – мы даже в мире не оставим такого. Того, кто говорит, что дело святых - это неправильно. Они ведь (святые) - близкие к Богу.

Этот момент не поддается однозначному толкованию. Речь идет о противниках суфизма – салафитах (ваххабитах), считающих поклонение святым (эвлия) элементом язычества. Кадыров говорит о том, что он не намерен мириться с таким явлением, как отрицание святости чеченских устазов (учителей). Тех, кто колеблет основы вероучения, будут преследовать не только в Чечне, но и по всему миру. Нет достаточных оснований, исходя из сказанного, утверждать, что Кадыров имеет в виду именно физическое устранение инаковерующих за пределами России. Но здесь можно вспомнить о том, как расправляются с салафитами в самой Чечне, и о недавних убийствах противников Кадырова в Европе. Никаких иных способов разубедить наиболее несгибаемых своих оппонентов в ошибочности их взглядов, кроме как отправить их в могилу, диктатор просто не знает.

Такова автохарактеристика жестокого чеченского правителя. Это человек, как будто явившийся к нам даже не из Средневековья, которое знало Бога и справедливость высшего порядка, а из параллельной реальности, населенной полулюдьми-полуживотными, не ведающими пощады и прощения, движимыми только злобой и жаждой крови. Он – президент одного из субъектов государства, которое считается частью общеевропейского мира.

Полную версию программы «Точки опоры» можно найти здесь.

Магомед Ториев,
Prague Watchdog