РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

История Бориса Стомахина повторяется?

Елена Маглеванная, для CHECHENPRESS. 18.02.09 г.

 

Вчера по рассылке ко мне поступило сообщение, вызвавшее лично у меня серьезное беспокойство. Судя по всему, прямо на наших глазах фабрикуется новое дело об «экстремизме», и это заставляет срочно бить тревогу.

Сообщение касалось дела известного татарского деятеля, председателя Набережночелнинского отделения Всетатарского общественного центра Рафиса Кашапова. Против Рафиса было возбуждено уголовное дело по статье 282, ч. 1 – разжигание межрелигиозной розни. Причиной этого стало его обращение под названием «Нет христианизации!», посвященного тому, как в одном из татарских роддомов православный священник окрестил новорожденных без разрешения на то их родителей.

Сразу оговорюсь – я очень уважаю христианство и православных священников. Но выбор и принятие той или иной религии – личное дело каждого. В крайнем случае – его родителей, хотя лично я за то, чтобы веру выбирал сам человек будучи уже взрослым – тогда она более осознанна и, как правило, более крепка. Но в данном случае, как я поняла из обращения Рафиса, даже родителей никто не спросил. Вот именно против насильственной – я подчеркиваю это слово – христианизации, обращения в веру без согласия самих обращаемых, а не против христианства как такового было направлено обращение Рафиса. Но следователь этого не понял – точнее, просто не захотел понять – и возбудил против Кашапова дело по статье «Возбуждение межрелигиозной розни».

Ранее по этой же статье был осужден на 5 лет известный оппозиционный журналист Борис Стомахин. Нашлась какая-то озабоченная в религиозном смысле дама – не факт, кстати, что так уж сильно верующая, ибо истинная вера спокойна и несуетна: карать – прерогатива Всевышнего, а молотку судьи в дела божественные соваться нечего. Но тем не менее вышеупомянутая дама усмотрела в ярких публицистических статьях Бориса какую-то крамолу, и человека – замечу, ставшего инвалидом после падения из окна – посадили на пять лет, и уже дважды отказывали в условно-досрочном освобождении, очевидно, как особо опасному преступнику, тогда как даже насильника и убийцу Буданова недавно выпустили по УДО. Получается, журналист для государства опаснее убийцы?

Нечто подобное вполне может повториться и с Рафисом Кашаповым. Недавно, как явствует из присланного мне сообщения, по Рен-ТВ был показан фильм, где говорилось о встречах Рафиса с лидерами чеченского Сопротивления Асланом Масхадовым и Шамилем Басаевым. Автор сообщения Ахмет Султанов называет увиденное «провокационным фильмом, позорящим Кашапова». Ничего позорного во встречах с политиками Ичкерии, на взгляд любого нормального, не зомбированного Кремлем человека, естественно, нет. Масхадов и Басаев – легитимные, избранные народом Чечни лидеры, примерно в то же время с ними встречались и вели диалог и российские политики, и лидеры крупнейших стран Запада. Аслану Масхадову публично жал руку тогдашний президент России Ельцин. И фотографии соответствующие есть. И что плохого, если с руководителем одной из кавказских республик решил встретиться татарский политик и общественный деятель?

Провокация заключалась в том, как это было подано в фильме. Кадры встреч Кашапова с чеченскими руководителями перемежались фотографиями детей, убитых в Беслане, жертв «Норд-Оста». Этот видеоряд, по замыслу создателей фильма, должен был если не навести зрителя на мысль о причастности Рафиса к этим трагедиям, то по крайней мере сформировать у него в подсознании устойчивую ассоциацию. Чтобы потом подготовленная таким образом аудитория как должное восприняла весть об осуждении Кашапова «за экстремизм».

Все это может быть очень серьезно. Это похоже на начало хорошо срежиссированной пиар-кампании, цель которой – заставить общество поверить в то, что известный оппозиционный деятель из Набережных Челнов есть на самом деле страшный преступник, связанный с международным терроризмом. Финальным аккордом должен стать громкий судебный процесс, само собой, с обвинительным приговором. Поэтому хотелось бы призвать правозащитную общественность к немедленной реакции на происходящее. Как бы снова не опоздать и не пришлось бы завтра вызволять Рафиса уже из-за решетки.