В Россию нельзя выдавать ни правых, ни виноватых
Елена Маглеванная, для CHECHENPRESS. 06.01.09 г.
Мы до последнего надеялись, что этого не случится. Но все-таки случилось.
Накануне нового года, посреди бесконечной череды праздников, когда большинство обывателей как в России, так и в Европе, отрешившись от всего, сидели за праздничными столами под наряженными елками – Испания все-таки выдала в Россию Мурата Гасаева.
Становится страшно. Не только за Гасаева, хотя в первую очередь за него, конечно. Но дело еще и в том, что это – прецедент. На Западе признают прецедентное право. И вслед за Гасаевым в самое ближайшее время могут последовать другие. Сейчас в Германии находятся три человека под угрозой экстрадиции, во Франции еще не окончательно решен вопрос с Ахмедом Лепиевым. На днях поступило сообщение из Швеции – 5 января там должен состояться суд над еще одним беженцем, Ахмедом Чатаевым. Каким станет результат этого суда? Дело Чатаева, как и дело Гасаева, сфабриковано путинскими спецслужбами, и нет сомнений, что Россия хотела бы повторить свой успех и создать повторный прецедент.
Но более всех преуспел в фабрикации дел и услужении российским властям Азербайджан. История с Русланом Элиевым, чье изуродованное тело было сброшено карателями с вертолета, вполне может иметь продолжение. Сейчас к экстрадиции в Россию Азербайджан готовит еще двоих – Юсупа Нагаева и Алихана Хасуева. «В настоящее время Алихан Хасуев не подал жалобы против какого-либо в будущем бесчеловечного обращения с ним в случае его экстрадиции в РФ. Решение о его экстрадиции будет вынесено в соответствии с азербайджанским законодательством и международными договорами» – такой ответ пришел из Генеральной прокуратуры Азербайджана.
Я поинтересовалась, по каким статьям обвинен Алихан. Оказывается, это статьи «военные» – «Организация незаконного вооруженного формирования» и «Хранение и ношение оружия». То есть Алихан, очевидно, воевал, за что и преследуем теперь Россией. В чем может быть виноват человек, который защищал свою родину от пришедших на ее землю оккупантов? И о чем думает правительство Республики Азербайджан, отдавая этого человека на растерзание своему бывшему врагу, против которого он сражался? Что там ему будут обеспечены «все права и свободы», и он не будет подвергнут пыткам? Вы серьезно так считаете, господа из Генпрокуратуры? Судьбы чеченцев, осужденных ранее по тем же самым статьям и насмерть замученных в лагере, вас ни о чем не заставляют задуматься?
«Суть даже ни в том, виновны эти люди в чем-либо или нет. В Россию нельзя выдавать ни правых, ни виноватых чеченцев. Так, как это признал ЕСПЧ по отношению к Узбекистану и Туркмении», – сказала в своем письме по поводу «дела Гасаева» председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. И после тех фактов, которые нам становятся известны, о бесчеловечном, варварском обращении в тюрьмах с пленными чеченцами – с этими словами нельзя не согласиться. Вот только не знаю, почему до сих пор до чиновников ЕСПЧ это никак не дойдет. Им бы в Россию, увидеть своими глазами жертв невыносимых пыток, вопреки всем подписанным конвенциям (это к слову о международных договорах и законах, которые так щепетильно соблюдает Азербайджан в случае с Хасуевым) повсеместно практикуемым в российских концлагерях – того же несчастного Зубайраева, или Ислама Таипова, на которого натравливали караульных собак. Или парализованного, с перебитым в результате избиений позвоночником Алихана Гудаева – о случае с ним писала в своем докладе организация Льва Пономарева «Фонд в защиту прав заключенных». Да в любую колонию наугад зайди – примеров подобных сотни, если не тысячи. Может быть, после такого зрелища, глядишь, что-нибудь бы дошло.
|