To build a castle (построить замок)
Роман Чорный, для CHECHENPRESS. Отдел писем. 04.01.09 г.
«Каждый человек имеет право на жизнь...».
Ст 3 Всеобщей декларации прав человека
«Все люди равны перед законом и имеют равное право... на равную защиту закона».
Ст. 7 Всеобщей декларации прав человека
ВВЕДЕНИЕ
Радиостанция «Свобода» 25 декабря 2008 г. в 15.47 сообщила: «В Грозном более тысячи человек вышли на митинг протеста против освобождения бывшего полковника российской армии Юрия Буданова... Постановление суда вызвало протесты чеченских правозащитников. Участники митинга в Грозном призвали российские власти пересмотреть решение».
ИСТОРИЯ
Но кто же такой Юрий Буданов? В Интернете опубликована его биография по ссылке: «Окончил Харьковское танковое училище. В 1999 году заочно окончил Академию бронетанковых войск им. маршала Малиновского. Является кавалером ордена Мужества. В январе 1995 года в Чечне при взрыве фугаса получил контузию головного мозга с кратковременной потерей сознания. В 1998 г. был назначен командиром 160-го гвардейского танкового полка. В октябре и ноябре 1999 года при разрыве снаряда и при обстреле танка из гранатомета дважды получил контузии головного мозга. Звание «полковник» получил досрочно, в январе 2000 года, во время контртеррористической операции в Чечне».
Что же он совершил? Что принесло ему общероссийскую и даже мировую известность? Там же рассказывается: «28 марта 2000 года под селением Танги-Чу взят под стражу по обвинению в похищении, изнасиловании и убийстве Эльзы Кунгаевой. В феврале 2001 года начались слушания по делу Буданова».
А вот что передавала радиостанция «Свобода» 04-го января 2003 года в передаче «Итоги дела Буданова»: «Владимир Долин, корр. радио «Свобода»: В ночь с 26 на 27 марта 2000-го года командир 160-го танкового полка Юрий Буданов лично похитил из собственного дома 18-летнюю чеченку Эльзу Кунгаеву. На следующее утро труп девушки со следами насилия был обнаружен в лесопосадке. За два года следствия и суда так и не удалось полностью восстановить события трагической ночи. С Юрия Буданова еще в ходе следствия было снято позорное обвинение в изнасиловании 18-летней чеченки, хотя факт изнасилования был установлен.
Военные эксперты не провели необходимых исследований, результаты которых могли бы неопровержимо подтвердить или опровергнуть факт изнасилования Эльзы Кунгаевой Юрием Будановым. По словам одного из них, вызванного в суд в качестве свидетеля, в медсанбате Западной группировки войск, где проходила экспертиза, не оказалось необходимых консервантов, такими консервантами являются формалин и гиспир».
То, в чем обвиняли этого господина, позор не только для военного, у которого должен быть особо суровый моральный кодекс, но и для обычного человека. И недопустимо то, что военные эксперты не провели необходимых исследований, чтобы подтвердить или опровергнуть факт изнасилования чеченской девушки.
Но вернемся к опубликованной в Интернете биографии Юрия Буданова: «3 июля 2002 года вместо вынесения приговора суд принял решение о назначении следующей экспертизы.
Всего было проведено четыре экспертизы. Первую провели военные эксперты в Новочеркасске, в амбулаторных условиях, и признали полковника вменяемым по всем эпизодам обвинения. Вторая - прошла там же, только в стационаре. Третью экспертизу провели врачи Государственного центра судебной психиатрии имени Сербского. Юрий Буданов, судя по их заключению, в момент совершения преступления был невменяем, и суд на этом основании мог освободить полковника из-под стражи. 18 ноября 2002 года материалы повторной комплексной психолого-психиатрической экспертизы полковника Буданова вновь направлены в военный суд Северо-Кавказского округа в Ростове-на-Дону.
31 декабря 2002 года признан невменяемым в момент убийства чеченки Эльзы Кунгаевой и направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар (освобожден от уголовной ответственности)».
Вот как комментировало ситуацию с направлением Юрия Буданова на принудительное лечение в психиатрический стационар радио «Свобода» в процитированной мной выше передаче: «Владимир Долин, корр. радио «Свобода»: Юрий Буданов был освобожден от ответственности за убийство 18-летней чеченки по заключению экспертов Института судебной психиатрии имени Сербского, признавших его невменяемым. Это была третья по счету в череде исследований психического состояния полковника экспертиза. Об этих экспертизах рассказывает Абдулла Хамзаев:
Абдулла Хамзаев, адвокат: Без малого трех лет определиться относительно психического состояния Буданова не смогли три высококвалифицированные стационарные экспертизы.
Начнем с новочерскасской экспертизы стационарной, которая признала Буданова абсолютно здоровым человеком и соответственно подлежащим уголовной ответственности, но указав на то, что в момент этого преступления он был в состоянии душевного волнения. Душевное волнение -это понятие относительное, для юридической квалификации требуется, чтобы волнение человека было вызвано явно преступными, неправомерными действиями в этот момент, именно в момент совершения убийства, со стороны потерпевшей стороны. Этих обстоятельств в данном случае не было. Вторая экспертиза признала его психически здоровым, но на несколько минут, на момент, сколько потребовалось времени, чтобы придушить своими железными лапами горло 18-летней девчонки, на этот короткий промежуток он оказался невменяемым. Вероятно, подтверждать такую кратковременную невменяемость было просто неприлично, явно вызывающе дерзко, и посему последняя экспертиза признала его психически больным человеком, непригодным к воинской службе и неспособным руководить своими действиями.
Владимир Долин: Независимый эксперт, кандидат медицинских наук психиатр Эммануил Гушанский утверждает, что, признав Буданова невменяемым, его коллеги выполняли политический заказ:
Эммануил Гушанский, психиатр: Решение комиссии носит политический характер. Оно признает Буданова не способным нести воинскую службу, психически больным в момент совершения им целого ряда преступлений, он совершил не одно преступление, а несколько преступлений. следующих друг за другом, оно снимает с него всякую ответственность за его деятельность преступную, и оно, это заключение, фактически выносит вердикт невменяемости всей российской армии, потому что Буданов признан страдающим посттравматическим стрессовым расстройством, связанным, как с психогенными факторами, так и с перенесенными им травмами. В таких условиях функционирует вся российская армия, которая превратилась в армию мародеров и насильников, издевающихся над народом, своим народом, народом своей страны, потому что чеченцы - неотъемлемая часть российского народа. Такого рода решение снимает ответственность армии за все преступления, которые она совершила и в лице Буданова дает карт-бланш армии на любую преступную деятельность».
Комментарий Эммануила Гушанского для меня особенно интересен. Он, на мой взгляд, ярко демонстрирует взаимосвязь между «оправдательной» психиатрией и павловской психополитикой в действии. Напомню, что психополитика описывалась советским источником, как «искусство и наука установления и поддержания господства над мышлением и приверженностью отдельных лиц, чиновников, руководящих органов и масс, а также влияние на подчинение вражеских государств посредством «лечения разума», (стр. 12, доклад Международной Гражданской комиссии по правам человека «Хаос и террор. Порождения психиатрии»). Профессора Херб Катчинс и Стюарт Кирк, авторы книги «Как из нас делают сумасшедших» писали (цит. по докладу Международной Гражданской комиссии по правам человека «Хаос и террор. Порождения психиатрии», стр. 25): «Посттравматический стресс «стал ярлыком, обозначающим воздействие неблагоприятных событий на обычных людей. Это означает, что обычная человеческая реакция на катастрофические события зачастую истолковывается как психическое расстройство... Американская психиатрическая ассоциация и ее ставленники никогда не признают того факта, что таким образом они формируют государственную политику».
Иными словами, этот диагноз, по сути, выдумка. И психиатры, принявшие решение о наличии у Ю. Буданова такого психического расстройства, скорее всего, пытались помочь ему уйти таким образом от заслуженного наказания за совершенное им омерзительное преступление.
Продолжу цитировать опубликованную в Интернете биографию Ю. Буданова: «28 февраля 2003 года Верховный Суд отправил «дело Буданова» на новое рассмотрение. 25 июля 2003 года суд СКВО приговорил Буданова к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.Он признан виновным по всем трем инкриминируемым ему статьям - похищение человека, убийство и превышение должностных полномочий. Суд признал Буданова вменяемым и лишил подсудимого воинского звания полковник и государственной награды «Орден мужества». Ему также запрещено занимать руководящие должности сроком на 3 года».
Но что же предшествовало вынесению обвинительного приговора суда? Многочисленные общественные протесты против оправдательного «психиатрического исхода» дела Юрия Буданова!
Интересна и история условно-досрочного освобождения Ю. Буданова. Так, Коммерсантъ писал: «23 января 2007 года Юрий Буданов обратился в Дмитровский городской суд с просьбой об условно-досрочном освобождении, но получил отказ, так как «в содеянном не раскаялся». 20 февраля появилась информация, что экс-полковника перевели из колонии строгого режима в колонию-поселение, однако представители Федеральной службы исполнения наказаний опровергли это. В дальнейшем суд еще трижды — 21 августа 2007 года, 1 апреля и 23 октября 2008 года — отказывал заключенному Буданову в условно-досрочном освобождении».
СХОДНЫЙ ПРИМЕР В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ
Оправдательная психиатрия и ранее применялась с тем, чтобы помочь уйти от ответственности разным гражданам. На стр. 81 — 89 монографии А.С. Прокопенко, историка-архивиста, «Карательная психиатрия» (Москва, «Совершенно секретно», 1997 г.) рассказывается об истории русского «Скорцени», бывшего генерала КГБ, Павла Судоплатова. Этот человек был осужден по ст. 58 УК РСФСР того времени, но был признан невменяемым, был направлен на лечение в тюремную психиатрическую больницу. Велики были преступления этого человека перед своим народом. Этот человек усердно и с выдумкой исполнял директивы высшего руководства страны и, в частности, своего непосредственного шефа — Лаврентия Берия. В 1953 г. началась «трагедия» чекистского руководства СССР. Были расстреляны: Л. Берия, Абакумов, Гоглидзе и др.
А.С. Прокопенко считает, что руководство страны с помощью психиатрии «увело» от «вышки» П. Судоплатова. В психбольнице Судоплатову разрешалось вести философские беседы с психиатрами, его кормили фруктами, овощами, разнообразными молочными продуктами, о которых остальные узники могли только мечтать. «Возвратясь» в полное душевное здравие, Павел Судоплатов отбыл положенный срок в ГУЛАГ-е, а затем отправился на заслуженный отдых, т.е. на пенсию. Разве не похожи, как две капли воды, истории Павла Судоплатова и Юрия Буданова?
ЭПИЛОГ
Должны ли мы, честные граждане любой страны, мириться с подобным положением вещей? С «оправдательной психиатрией»? С досрочными освобождениями убийц? С применением психополитики в повседневной жизни?
На эти вопросы каждый сам выбирает свой ответ. Для меня ответ в предисловии Владимира Буковского к его собственной книге «И возвращается ветер», написанного в сентябре 2007 г.: «Впрочем, разве мы когда-нибудь рассчитывали на победу? Да нет, мы просто выполняли свой долг. Несчастна страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем — как психическое расстройство. В такой стране земля не родит хлеба... И если не найдется в той стране... хотя бы горстки людей, да хоть бы и одного, чтобы взять на себя их общий грех, никогда уже не вернется ветер на круги своя. По крайней мере, я так понимал свой долг и потому ни о чем не жалею». Кстати, в английской версии книга Буковского называется «To Build a Castle».
Только, если мы будем противостоять злу: «оправдательной психиатрии», психополитике, убийствам мирного населения и т.п. законным путем, мы сможем выполнить свой долг и «построить замок»: общество без насилия, преступности и войны.
Роман Чорный, президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, врач, прошедший специализацию по психотерапии
Контакты: cchrspb@mail.ru www.cchr.spb.ru +7-812-764-80-39
Международная Гражданская комиссия по правам человека была основана в 1969 году Церковью Саентологии и профессором психиатрии в отставке Томасом Сасом.
|