Ивар Амундсен: «Россия утрачивает контроль над Чечней»
Радио «Свобода». CHECHENPRESS. Отдел публикаций и СМИ. 06.12.08 г.
Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.
Андрей Шароградский: После российско-грузинского вооруженного конфликта ситуация на Кавказе продолжает оставаться нестабильной и опасной. В Ингушетии после смещения президента Зязикова и замены силовых министров продолжаются нападения боевиков. В Чечне и Дагестане также неспокойно – почти еженедельно сообщается о жертвах среди военных, сотрудников правоохранительных органов и глав местной администрации. За ситуацией на Кавказе пристально наблюдают на Западе. В Лондоне состоялся семинар под названием «Перекрестный огонь на Кавказе: российская угроза демократии и правам человека». Он был организован правозащитной организацией «Форум за мир в Чечне». Его участники – политологи, политики, обозреватели ведущих британских газет и журналов. Председательствовал на семинаре бывший первый министр Северной Ирландии, лауреат Нобелевской премии мира лорд Дэвид Тримбл. О своем видении кавказских проблем в эфире Радио Свобода говорит директор «Форума за мир в Чечне» норвежский общественный деятель и правозащитник Ивар Амундсен. С ним беседует лондонский корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.
Ивар Амундсен: Сейчас всеобщее внимание в огромной мере сосредоточено на Грузии, Абхазии и Южной Осетии. В то же время проблемы Чечни, Ингушетии и Дагестана абсолютно исключены из рассмотрения в западных странах. Для того чтобы решить существующие сейчас на Кавказе проблемы и стабилизировать возникшую там ситуацию, их следует рассматривать в контексте грузинских и южноосетинских проблем. Думаю, что и Южная Осетия, и Абхазия были готовы к российской аннексии, которая в определенной мере явилась реакцией на расширение НАТО. Конечно, народ Абхазии хотел бы обрести подлинные независимость и суверенитет, однако аннексированные республики не могут воздействовать в этом отношении на Россию и оказались сейчас запертыми в ловушке половинчатой независимости и ограниченного суверенитета. Они не могут добиваться подлинной независимости, потому что, если они ее достигнут, то окажутся в изоляции как от России, так и от Запада, которые их отвергнут.
Наталья Голицына: Согласны ли вы с мнением Ахмеда Закаева, прозвучавшем на недавнем «кавказском семинаре» в Лондоне, что «Россия заинтересована в нестабильности на Кавказе»?
Ивар Амундсен: Да, согласен. Думаю, что это - часть ее политики там. Закаев указал еще на один важный момент - он сказал, что Россия сейчас утрачивает контроль над Чечней. Это звучит как парадокс, поскольку Россия утверждает, что выиграла партизанскую войну в Чечне. Во время первой чеченской войны 1994-1996 годов, в которой погибло более ста тысяч человек, русское население Чечни составляло примерно 350 тысяч человек. В то время русские составляли большинство в Грозном. После второй войны, начавшейся в 1999 году и всё еще не завершенной, о чем говорит не отмененное чрезвычайное положение в Чечне, русское население Чечни сократилось с 350 тысяч до примерно семи-восьми тысяч. То есть почти 98% гражданского населения Чечни покинуло ее, и контроль над ситуацией там осуществлялся только военными. Именно это имел в виду Закаев, говоря, что русские утратили контроль в Чечне. И сейчас Рамзан Кадыров всё откровеннее и откровеннее нацеливается на независимость. И еще один факт, который бросается в глаза: существует странный тайный союз (который можно назвать заговором) между ФСБ и находящимися в чеченских лесах вооруженными группами исламских фундаменталистов. Их лидер Доку Умаров провозгласил создание исламского государства – независимого «Кавказского эмирата». По мнению экспертов, этот шаг, способный дестабилизировать ситуацию на Кавказе, контролируется ФСБ - с тем, чтобы максимально затруднить решение кавказской проблемы.
Наталья Голицына: Какую роль, на ваш взгляд, играет Рамзан Кадыров в этой ситуации?
Ивар Амундсен: Сейчас Кадыров находится под покровительством Кремля. Так было не всегда. Поддержка Кадырова в Москве значительно усилилась. Он в дружеских отношениях с Путиным, Сечиным и другими влиятельными лицами. Многие в Чечне его ненавидят, боятся и считают путинской марионеткой. Но, благодаря этим связям, он добился далеко идущей независимости. Москва использует его для внутричеченских разборок. После роспуска батальона «Восток», который контролировался кланом Ямадаевых и имел в Москве высокопоставленных защитников, Кадыров получил полный контроль над Чечней. Этот контроль еще больше усиливается не отмененным в Чечне чрезвычайным положением.
Наталья Голицына: Что, по вашему мнению, может сделать Запад в нынешней ситуации на Кавказе?
Ивар Амундсен: Следует помнить, что в конце 1990-х Россия стала членом Европейского Совета и при этом, не только подписала Декларацию о правах человека, но и Европейскую конвенцию о правах человека. Запад должен заставить Россию следовать обязательствам, которые она взяла на себя, подписывая эти документы. Во время инаугурации президента Медведева в мае этого года он заявил, что каждый народ имеет право на самоопределение. Западу следует заставить Медведева распространить это принцип не только на Абхазию и Южную Осетию, но и на Чечню. Единственное, что способно навсегда решить чеченскую проблему, - это проведение в Чечне свободных и честных выборов под международным контролем.
Наталья Голицына: Говорил директор «Форума за мир в Чечне» норвежский общественный деятель и правозащитник Ивар Амундсен.
|