РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Призыв к единству

Елена Маглеванная, для CHECHENPRESS. 04.12.08 г.

 

11 декабря исполнится 14 лет с начала чеченской войны.

Целых 14 лет. Это на самом деле огромный срок. Рожденный перед войной ребенок уже успел за это время стать мужчиной и воином.

Чечня выстояла – враги победить ее, конечно же, не смогли. Но не победили и мы (да простят чеченцы мне, нечеченке, это слово «мы» – я употребляю его лишь от величайшего восхищения этим героическим народом и ощущения своей сопричастности его судьбе). И надеюсь, на меня не обидятся, если я скажу, чем мы сами могли способствовать этому.

К несчастью, большинству наций – в том числе, судя по всему, и чеченцам – присуще одно не очень благое свойство: лишь в моменты величайших потрясений, например, перед лицом серьезной внешней угрозы они едины. Когда на чеченскую землю ступил сапог оккупанта, весь народ поднялся на защиту своего дома, и не было тогда дела никому ни до политических, ни до каких-то других разногласий. Но как только после достойного отпора, оказанного чеченскими моджахедами, активные боевые действия стали сходить на нет и наступило относительное затишье, монолит вновь стал дробиться на составные части. И это дробление продолжается по сей день.

Только поглядите, сколько есть сейчас в чеченском Сопротивлении движений, течений, лидеров! Сколько одних сайтов в Интернете, зачастую враждующих друг с другом и публикующих на своих страницах друг о друге то, что и в априори враждебных русских СМИ не всегда прочтешь. Появились, например, «замечательные» термины «евроичкерийцы» и «имаратчики» – даже на слух звучит дико, что одно, что другое, слова не чеченские, не русские, а неизвестно на каком языке сказанные. Без конца обсуждаются и пережевываются ошибки, совершенные в процессе зарождения и становления чеченской независимости, каждый обвиняет в них другого – понятно, что если что-то совершается впервые, все-таки, как ни крути, а опыт построения собственного государства для нас относительно новый – какие-то огрехи неизбежно случатся, но об этом мы поговорим в будущем, в мирное время за чашкой чая, а не тогда, когда идет война и враг не изгнан с чеченской земли! А враги между тем наслаждаются нашими раздорами и пируют, как им представляется, на трупе поверженного противника.

Читая, что пишут друг о друге чеченские СМИ, подчас возникает ощущение, как будто война уже выиграна и настало время делить плоды победы. А ведь до победы еще ой как далеко! Каждый день подвергаются пыткам и умирают в тюрьмах плененные Россией чеченцы, тысячи чеченцев – один только перечень фамилий составит целую летопись, летопись нового Освенцима. В оккупированной столице Ичкерии русская марионетка Кадыров глумится над памятью своей нации, называя улицы городов именами палачей чеченского народа, снося и уничтожая исторические реликвии – от могильных плит до целых домов прямо с жильцами. Что могут делить между собой в такой ситуации все честные патриоты – кроме, конечно, перебежчиков и предателей, которым не дорого ничего, кроме своей шкуры и зеленых или еще какого цвета бумажек? Я все-таки продолжаю оставаться оптимистом и верю, что на стороне Сопротивления и независимой Ичкерии сейчас остались именно патриоты, думающие не о своем кармане или постах в правительстве государства, которое – будем смотреть правде в глаза – в полноценном виде еще не создано. Все негодяи и подлецы, по моему разумению, давно уже перебежали на другую сторону (увлекая за собой порой и просто запутавшихся, запуганных или уставших от войны и страданий людей – но это уже другая тема). Кадыров создал в оккупированной республике все условия для желающих предать родину и жить припеваючи в дружбе с захватчиками. Так что я склонна думать, что все те, кто до сих пор не пожелал вернуться и воспользоваться столь любезным предложением – есть действительно достойные сыны чеченского народа, может быть, иногда в чем-то заблуждающиеся, но неизменно любящие и болеющие душой за свое разоренное и страдающее под пятой оккупантов отечество.

Поэтому хочется надеяться, что мой призыв – призыв человека пусть малозначительного, но тоже, поверьте, от всей души любящего Чечню и чеченцев – не останется не услышанным. Давайте вспомним о том, что мы – чеченцы у нас одна отчизна, и беда, пришедшая на нашу землю, тоже на всех одна, общая! И сейчас, в данный момент, неважно, кто ты по убеждениям – сторонник западной или восточной модели развития, «демократ» или «имаратчик». Это все очень существенно – но потом, когда война закончится. В доме нужно сначала потушить пожар, а потом думать, как расставлять мебель.

Не говоря уж о том, что на взаимные обвинения и оскорбления, к сожалению, продолжающие звучать в адрес друг друга даже из уст бывших друзей и союзников, хорошо бы наложить мораторий. До полной и окончательной победы над противником. Позволю себе привести аналогию с российской историей – во время войны 1941–1945 годов на время помирились даже красные с белыми, потому что понимали: речь идет о выживании. Точно такая ситуация и у нас сейчас, да и наши внутренние разногласия, не носят, надеюсь, все же такого глубокого и непримиримого характера.

Раскол, дробление в чеченском Сопротивлении не выгоден никому из чеченцев – в этом мое глубокое убеждение. Он угоден и приятен лишь нашим врагам – давно мечтала Россия посеять вражду среди чеченцев. Неужели это ей наконец удалось? Если не русские  инициировали все произошедшее в последнее время – о чем думать не хочется – то представляю, какая удача им неожиданно подвернулась, сколько удовольствия им доставило наблюдать, как мы, вместо того чтобы воевать с ними, ожесточенно бросились друг на друга. Недавно на одном из чеченских Интернет-форумов случилось прочесть чье-то высказывание – мол, вы, чеченцы, недружный народ, поэтому и государство у вас будет такое же. Не знаю, как кого, а меня всегда подобные мнения до глубины души задевают, тем более что встречала я их, к моему огорчению, неоднократно. Неужто оправдаем подобную репутацию? Неужто не прекратим радовать наших врагов своими склоками и раздорами?

Только единство спасет Ичкерию от уничтожения – мысль, высказывавшаяся уже неоднократно, но судя по всему, до сих пор не возымевшая действия. И только в этом случае следующую годовщину начала этой страшной и изнурительной войны мы будем встречать уже с гордо поднятой головой, победителями, в свободном и независимом чеченском государстве.

В заключение – еще раз хочу просить простить меня, что позволила себе, нечеченке, высказывать свои соображения о том, как чеченцам следует поступать. Но искренняя боль за настоящее и будущее безжалостно уничтожаемого – самое страшное, что иной раз руками самих же чеченцев – народа Ичкерии заставила меня сделать это.