А.Закаев: "Заигрывания с Кремлем дорого обойдутся миру!"
CHECHENPRESS. Отдел официальной информации. 29.11.08 г.
Предлагаем вниманию читателей доклад премьер-министра ЧРИ Ахмеда Закаева, прочитанный им 27 ноября на лондонской конференции «Перекрестный огонь на Кавказе: российская угроза демократии и правам человека».
Дамы и господа,
Я хотел бы начать свое выступление с благодарности организаторам этой встречи.
В последние недели произошло немало перемен на мировой политической арене. Как и у всего остального мира, мое внимание было приковано к президентским выборам в США. Но в то время, как все остальные мировые лидеры поспешили поздравить Барака Обаму с победой, российский президент Дмитрий Медведев приветствовал новоизбранного президента угрозой разместить в Калининграде обладающие ядерным потенциалом ракетные комплексы «Искандер», если США не откажутся от своих планов разместить в Европе систему противоракетной обороны (ПРО). Вы, наверное, согласитесь со мной, что это вряд ли можно назвать благоприятным фоном для начала новой, более позитивной,0 эры в американо-российских отношениях.
Но теперь, когда к власти пришли два молодых политических лидера я, как всегда, надеюсь, что геополитический ландшафт начнет меняться к лучшему. Что появится реальная политическая воля, которая создаст подходящую почву для перемен.
К сожалению, надо признать, что сегодняшний климат оставляет желать лучшего. Со времени избрания президентом Дмитрия Медведева прошло уже 6 месяцев, и в его послании содержалось мало того, что говорило бы о желании России взаимодействовать с Западом на каком-либо уровне – пока Запад не согласится идти на поводу у России. Но я остаюсь оптимистом, несмотря на решимость России настраивать против себя своих соседей, и я надеюсь на то, что международное сообщество сможет найти выход из нелегкой ситуации на Кавказе. Проблема оптимистов в том, что нам часто приходиться разочаровываться, и летние события не являются в этом смысле исключением. Несмотря на все усилия президента Франции Саркози.
По условиям перемирия, заключенного при посредничестве Франции, по окончании короткой войны с Грузией в августе этого года Россия вывела большую часть своих войск. Но Грузия требует от России вывода войск из Ахалгори и Кодорского ущелья. По заключенной договоренности Россия должна вернуться на свои довоенные позиции, но она планирует сохранить несколько тысяч войск в сепаратистских регионах Грузии - Абхазии и Южной Осетии.
Такая манера поведения на мировой арене становится все более характерной для России. Скорее всего, надо ждать дальнейших проявлений такого поведения после того, как российские парламентарии проголосовали за продление срока президентского правления с четырех до шести лет на фоне слухов о том, что новый закон может знаменовать собой скорое возвращение в кресло президента Владимира Путина.
Реальность заключается в том, что эта тактика запугивания довольно часто проявляется в подходе к решению вопросов Путина/Медведева. Война в Грузии еще раз привлекла наше внимание к тактике военного вмешательства в дела суверенных государств.
В данном случае для оправдания своего военного вмешательства русские утверждают, что грузины совершили геноцид, и сравнивают ситуацию с ситуацией в Косово.
Россия неоднократно демонстрировала свое желание сохранить нестабильность на Кавказе. Заявление Путина о незаконном характере признания независимости Косова не что иное, как предлог для поиска прецедента признания суверенности без единодушного согласия Совета безопасности ООН. Другими словами, на деле происходила подготовка почвы для удобного признания прав народов двух республик на Кавказе – Абхазии и Южной Осетии – на самоопределение. После этого в решении признать их независимость не было бы уже ничего неожиданного, даже перед лицом оппозиции всего мирового сообщества.
Немногим более десяти лет назад Россия сделала все возможное для того, чтобы задушить легитимное стремление Чечни к независимости, которое закончилось двумя кровавыми войнами. Двести пятьдесят тысяч погибших среди гражданского населения, сорок тысяч из них дети, ковровые бомбардировки населенных пунктов, нарушение всех мыслимых норм ведения боевых действий, этнические чистки и геноцид в течение двух античеченских войн назывались «внутренним делом» России. Но когда речь заходит о независимости Южной Осетии и Абхазии от Грузии, бывшей советской республики, Москва не делает никакого секрета из свой поддержки их отделения и делает все возможное для того, чтобы способствовать этому отделению.
Декларируемый Россией «привилегированный интерес» к своему «ближнему зарубежью» не скрывает того факта, что в глазах Кремля народы Кавказа имеют право в лучшем случае лишь на неполный, ограниченный сувернитет.
Это как две капли воды похоже на то, что делала Россия на Кавказе в середине 90-х годов, и не замечать этого мы можем только на свой страх и риск.
Будучи чеченцем, я могу свидетельствовать о том, что любая кампания террора против небольшого народа имеет далеко идущие последствия, когда уничтожаются сами основы гражданского общества – демократические свободы, права человека и верховенство закона.
Кремль заявляет о том, что сегодня в Чечне царят мир и стабильность, но реальная ситуация для чеченцев заключается в том, что на смену интенсивным бомбежкам пришел режим террора и угнетения.
Возможно, вы видели новостные репортажи о том, что сегодня все вернулось на свои места, но это далеко не так. Посещения западных журналистов и почетных гостей тщательно соркестрованы таким образом, чтобы показать им новый современный аэропорт и пышные фасады так называемой обширной программы восстановления Грозного.
Этой ширмой пытаются прикрыть планы России ослабить политический статус соседних государств и вывести их с орбиты ЕС и вернуть их на орбиту Москвы. Действия России в Грузии и на Украине в этом году – это лишь два последних примера губительного влияния России на молодые демократические государства Европы.
Сегодняшний режим в России сложился во многом благодаря поощрению большинством западных стран варварской войны России против Чечни, наиболее жестокой и кровопролитной войны в Европе со времен Второй мировой войны. Базисом путинской внутренней и внешней политики является Чечня. Пока мир упорно закрывает глаза на страдания чеченского народа, ровно столько он будет терпеть все новые вызовы со стороны России.
Так что же можно сделать в этой ситуации?
Прежде всего мы не должны сейчас переключать свое внимание с этого региона на другие вопросы. ЕС необходимо оказывать больше давления на Россию с тем, чтобы она изменила свой подход к этим странам. Так как мы являемся одним из крупнейших импортеров российских энергоносителей, пора настоять на том, чтобы Россия начала выполнять свои международные обязательства, иначе ее ждет перспектива изоляции на международной арене. Кроме того, мы должны добиваться привлечения к ответственности виновных в убийстве британского гражданина Александра Литвиненко.
Мы приветствуем прозвучавшие заявления отдельных западных лидеров, но они должны говорить с Россией более жестко. Фасад стабильности является опасной вещью. Хуже всего будет, если Медведев возьмет за образец путинскую чеченскую модель для осуществления агрессии против народов, которые решаются пойти наперекор Москве.
Основы демократии и прав человека должны быть в центре любых дискуссий международного сообщества и России. При Путине выборы фальсифицировались, оппозиция была маргинализована, НПО преследовали и критикам затыкали рты.
Особенно явно все это прослеживается в Чечне, где отсутствие законности и свободных и справедливых выборов вряд ли могут помочь установлению устойчивого мира.
Если демократическое мировое сообщество в конце концов решит потребовать, чтобы Россия признала право многострадального народа Чечни на самоопределение, пользуясь ситуацией, которая сложилась в результате последнего российского демарша против Грузии, у него будет реальный шанс обуздать аппетит находящегося у власти российского режима. В противном случае, в ближайшем будущем Россия сможет найти еще более веские аргументы в пользу признания независимости многомиллионного русскоязычного населения Крыма и Восточной Украины.
Я надеюсь, что мы сможем начать новый диалог с Россией, а также новую более конструктивную фазу в отношениях с Западом и создать стабильность на Кавказе. Что же касается непосредственно Чечни, мое личное мнение заключается в том, что мир и права человека могут быть достигнуты только при условии, если право народа Чечни на самоопределение будет признано через справедливые и свободные выборы.
Большое спасибо.
|