РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Хроника тюремно-психиатрического террора в России

Соблюдайте право на защиту от жестокого и унижающего обращения, как в России, так и в Чечне!

Роман Чорный, для CHECHENPRESS. 12.11.08 г.

 

«Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию»
Ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

«Право каждого человека на жизнь охраняется законом...»
Ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В ЗАКРЫТЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ...

Недавно Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека получила ответы из официальных инстанций по случаю Зубайра Зубайрова, чеченца, отбывающего наказание в одном из соответствующих учреждений в Волгоградской области, в Российской Федерации. Мы обращались в связи с фактами жестокого обращения в закрытых учреждениях в отношении этого человека. В публикациях в интернет-издании «Чеченпресс» за 2008 г. говорилось и о том, что З. Зубайрову угрожали помещением в психиатрическую больницу за его «неправильное» поведение. В официальном ответе, полученном Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека этот факт отрицается. Подробнее о ситуации с З. Зубайровым говорится в статьях правозащитницы Елены Маглеванной, в «Чеченпресс».

В России заключённые содержатся часто в ужасных условиях и подвергаются жестокому обращению. Например, в номере «Неволи» (№ 15 за 2008 г., стр. 71), рассказывается об отрядах настоящих «капо», созданных в современных российских колониях, избивающих и насилующих заключённых. Фонд «В защиту прав заключённых» опубликовал сообщение и о заключённых из Дагестана (о произошедшем в декабре 2007 г.). Группу дагестанцев привезли в Саратовскую колонию № 33. В помещении, приспособленном под следственный изолятор, 11 осуждённых демонстративно порезали себя обломками лезвия от одноразового бритвенного станка. Требование заключённых: сидеть в Дагестане. В феврале 2008 г. в Альметовской колонии строго режима № 8 (Татарстан) объявили голодовку несколько десятков осуждённых. Как сообщил Фонду один из участников акции, первоначально в голодовке участвовало 30 человек. Затем количество участников возросло до 120. Четверо, содержавшиеся в штрафном изоляторе, вскрыли себе животы. Таким образом голодающие пытались добиться приемлемых условий содержания. Заключённые, в частности, протестовали против пытки под названием «стакан» (заключённого в холодное время года в лёгкой одежде выводят на улицу и в течение нескольких часов держат в тесной бетонной «коробке» под открытым небом).

Увы, в Санкт-Петербургскую Гражданскую комиссию по правам человека обращаются люди, которые сообщают о жестоком обращении (Сергей Сотник, сообщал о подобном обращении в психиатрической больнице № 6 Санкт-Петербурга), унижающем достоинство обращении (Владимир Селехов, передал информацию о таком обращении также в психиатрической больнице № 6 Санкт-Петербурга) в психиатрических стационарах Петербурга и России, в-целом.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
...И УНИЖЕНИЯ

Другая составляющая проблемы — неуважительное отношение к телам погибших. Это можно рассматривать, как унижающее достоинство обращение в отношении родственников умерших. В прошлом, несколько чеченских интернет-изданий сообщили о том, что Европейский суд по правам человека принял жалобу по делу Аслана Масхадова от его родственников (косвенных жертв возможного нарушения прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека), признал жалобу приемлемой. (А ведь, по некоторым данным, более 90 % жалоб признаются Европйеским судом неприемлемыми!) Заявители, по данным чеченских СМИ, сообщали, в частности, о таком факте: родственникам не выдали тело А. Масхадова после его смерти. Но, может быть, нарушение права на жизнь и неуважительное отношение к телу умершего не является исключением в Российской Федерации? Так, у психиатрической больницы № 1 имени Кащенко в Санкт-Петербурге есть свое собственное кладбище. На этом кладбище ранее хоронили пациентов этой психбольницы. Большинство пациентов похоронены под табличками с деревянными номерами. Т.е. большинство несчастных пациентов похоронены без фамилий, имён. Я говорил об этом кладбище журналистам-правозащитникам. Они сказали мне, что видели аналогичные советские кладбища только для расстрелянных заключённых.

Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в недавнем прошлом был задокументирован случай пожилого петербуржца, г-на Ильичева, которого сын поместил по совету психиатров в психоневрологический интернат (ПНИ). Вскоре после помещения в ПНИ этот пожилой человек умер, хотя, как утверждал сын умершего, тот пришёл в ПНИ «на своих ногах». Сыну сообщили о смерти его отца, он приехал забирать тело вместе с родственниками. В морге ПНИ ему выдали тело, обглоданное крысами. Сын возмутился, обратился с жалобой в соответствующий комитет Администрации Санкт-Петербурга. Там провели проверку и вынесли взыскание директору ПНИ. Но директор ПНИ остался работать на своем посту! Случай пенсионера Ильичева широко освещался интернет-СМИ, телевидением. Но уголовное дело по факту небрежного обращения с телом умершего петербуржца не возбуждено до сих пор...

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ПСИХИАТРИЯ - НЕ КАРАТЕЛЬНАЯ, А - «ОПРАВДАТЕЛЬНАЯ»

Сообщение о случае г-на З. Зубайрова, далеко не единственное из той информации, которую получает наша организация, в которой говорится о том, что психиатрию пытаются использовать в карательных целях в отношении чеченцев, либо в «оправдательных» целях. Примером попытки применения «оправдательной» психиатрии является пример офицера Буданова, которого несколько раз пытались признать душевнобольным. Таким способом этот человек мог уйти от правосудия и справедливого возмездия. Лишь под давлением прогрессивной общественности г-н Буданов был признан душевно здоровым, каковым он и являлся в действительности, был осужден. В недалёком прошлом появлялись сообщения в интернете, что офицер Буданов может быть освобождён досрочно. Но кто вернёт к жизни загубленную им чеченскую девушку?

Школьники одной из чеченских школ в прошлом были диагностированы, как психически больные психиатром из печально известного Центра судебной и социальной психиатрии имени Сербского. В этом институте в советское время ставили псевдонаучный ярлык «вялотекущая шизофрения» диссидентам. Однако, независимые медицинские специалисты говорили о том, что, скорее всего, школьники были чем-то отравлены. Высказывались и гипотезы об испытании на детях бактериологического оружия. В версию массового психического расстройства не верил и известный российский психиатр с большим стажем, Эммануил Гушанский. В этом случае, как можно назвать действия психиатров, если не «оправдательной» психиатрией?

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
НЕМНОГО О ФИНАНСИРОВАНИИ ЗАКРЫТЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ...

Сейчас на одного жителя ПНИ российское государство выделяет в среднем 15 000 рублей в месяц или более (в различных регионах РФ)! Но на что тратятся эти деньги? Общественные организации практически не могут проконтролировать это. Они в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не могут реально проверить расходуются ли бюджетные средства ПНИ или ПБ по назначению или нет. Закон «О психиатрической помощи...» принят в 1992 г., он гарантирует создание государственной службы защиты прав пациентов психиатрических стационаров, независимой от органов здравоохранения. Но до сих пор служба не создана. Для ее создания — нет средств. Но в 2008 г. Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Администрация СПб приняли решение о выделении из бюджета СПб 3,5 миллиардов (!) рублей на петербургскую психиатрию (это около 130 миллионов долларов, а, ведь, в России, по данным коммунистов, десятки миллионов людей имеют месячный доход ниже 500 долларов!) В частности, бюджетные деньги собираются потратить на создание нескольких отделений принудительного (!) психиатрического лечения. Не шаг ли это к возврату классической советской карательной психиатрии?

ЭПИЛОГ

Государственная служба защиты прав пациентов психиатрических стационаров в России должна быть создана. И, может быть, следует подумать и о создании государственной службы защиты прав пациентов, независимой от ФСИН (Федеральной службы исполнения наказания)?

Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека планирует проведение 10 декабря 2008 г., в Международный день защиты прав человека, общественных слушаний о нарушениях прав человека в психиатрии и правовых методах защиты лиц от возможных нарушений в этой области. О точном времени и месте проведения этих слушаний Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека сообщит дополнительно.

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. (Курсив мой — Р.Ч.)

Наш телефон: +7 (812) 764-80-39; электронный адрес: cchrspb@mail.ru Подробнее о Гражданской комиссии по правам человека, ее деятельности, результатах работы и учредителях можно узнать на нашем веб-сайте по адресу: www.cchr.spb.ru

 

Роман Владимирович Чорный,
президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана Церковью Саентологии и почётным профессором психиатрии Томасом Сасом.