Современное варварство – в Чечне и России
Елена Маглеванная, для CHECHENPRESS. 08.11.08 г.
Телевидение и пресса всеми силами стараются создать впечатление, что нынешняя Чечня – настоящее царство мира и благоденствия. Воздвигается «самая большая в Европе мечеть» – мечеть, спору нет, дело хорошее, только вот зачем подобная гигантомания на фоне того, что на окраинах столицы и в других чеченских городах многие дома продолжают зиять черными провалами от взрывов снарядов, а люди до сих пор живут в соседней Ингушетии в палатках беженцев? Обсуждается переименование улиц «в имена российских деятелей» – на одном из прокадыровских сайтов я встретила подобное обсуждение в качестве темы на форуме – высказывайте, мол, идеи, как бы еще получше перед оккупантами выслужиться, чье конкретно тыльное место осталось еще не до блеска вылизанным.
А что происходит на переименованных улицах, как правило, остается за кадром. Совсем недавно по российскому телевидению показали репортаж, что на бывшем проспекте Победы – ныне носящем имя одного из главных палачей чеченского народа Владимира Путина – в домах отремонтировали квартиры. Телевизионщики пустили в эфир интервью с благодарными жильцами… И вот спустя всего неделю я узнала: одно из исторических зданий города – раньше его называли «барским домом», – расположенное как раз на этом проспекте, сносят, жильцов выселяют под дулами автоматов, чтобы на освободившемся голом месте построить гостиницу – очевидно, для будущих туристов из Европы, которым Кадыров собирается вешать лапшу на уши, показывая свои потемкинские деревни. Они будут гулять по городу, восхищаться, ахать и охать – понятия не имея, что место, где они сейчас поселились, принадлежит подлинным хозяевам, жившим там много десятилетий.
Тут же, кстати, вспоминается и история со сносом памятника жертвам депортации, наделавшая шуму совсем недавно. Кадырову, как истинному варвару, просто глаз режут любые сооружения, вызывающие ассоциации с предшествующей эпохой, и он пытается снести их под корень, чтобы и следа не осталось. Только этой варварской психологией можно объяснить подобные на первый взгляд совершенно лишенные логики действия – чем и кому мог помешать тот же «барский дом» или надгробная плита-чурт, напоминающая о тысячах погибших от сталинского произвола? Весь мир всколыхнуло известие о том, как афганские талибы взорвали две статуи Будды – так почему же уничтожение исторических памятников в Чечне не вызывает в цивилизованной Европе почти никакого резонанса?
Не очень пока похоже и на то, чтобы Рамзан Кадыров выполнял и другое свое обещание. Помнится, он прилюдно говорил, что все осужденные из Чечни, отбывающие наказание в других регионах, находятся под его защитой. Однако отовсюду постоянно поступают сообщения о том, что чеченцев и ингушей в зоне бьют и пытают, они – беззащитные жертвы для озверевших вертухаев, вымещающих на них всю злобу и обиду на свою убогую жизнь. И где же Кадыров? Что реально он сделал для помощи хоть одному из них?
Зялмах Кадзоев – не чеченец, правда, а ингуш. Он – сын ингушского диссидента Исы Кадзоева, раньше отбывал срок в колонии в поселке Ударном, в Мордовии. О нем неоднократно писали неравнодушные российские журналисты – Анна Политковская, Вячеслав Измайлов, другие. После заметки Анны Политковской и выступления Вячеслава Измайлова Зялмаха перестали прессовать в той колонии. Но недавно его перевели в лечебное учреждение ЛПУ-21 в той же Мордовии, но в другом поселке – Барашево. В так называемую больничку. И там пресс вновь начался. Зялмаху показывали фотографии незнакомых людей и требовали назвать их. От него требовали, чтобы он «стучал» на других заключенных, подбрасывали запрещенные вещи, угрожали убить родственников. Особенно жестоко, по словам брата Заура, его преследует сейчас один сотрудник ЛПУ, офицер Валерий Целяев. Недавно он посадил Зялмаха на 15 суток в карцер, а едва он вышел, снова туда хочет отправить его туда. В заключении Зялмах заразился туберкулезом, кроме того, у него язва 12-перстной кишки и, как опять же рассказал брат, «отсутствует часть черепа от брови до виска (после автомобильной аварии), так что кожа лежит прямо на мозгах и видно, как пульсируют жилки». Инвалидность ему не дают.
Во Владикавказе в СИЗО-1 во время следственных мероприятий его пытали, ломали зубы пассатижами – этому есть свидетели. За что вообще его посадили? Даем слово опять же Зауру, как человеку наиболее близкому и знающему ситуацию: «У ингушей и осетин давняя вражда, землю не могут поделить. Иса Кадзоев возглавлял движение ингушей. Ему сначала пригрозили, но он не прекратил свою деятельность. А потом арестовали Зялмаха и прямо ему заявили: “Это тебе за отца”. Зялмаху Кадзоеву дали 24 года по многим статьям (ст. 126, 127 и другие). Адвоката у него сейчас нет и нет денег на оплату его работы».
Зубайр Зубайраев, герой другой моей статьи, по поступившим ко мне сведениям, после визита в колонию депутата Европарламента был в очередной раз жестоко избит – чтобы ему и другим неповадно было жаловаться… А затем помещен в тюремную больницу, и приехавшей издалека, из самой Чечни на длительное свидание жене с маленькими детьми было в свидании отказано – чтобы никто не увидел его избитым и не смог зафиксировать побои.
Вспоминает ли хоть иногда о своих гражданах, разбросанных по пыточным застенкам России, нынешний хозяин Чечни, сносящий памятники, переименовывающий улицы и возводящий напоказ пафосные мечети – Рамзан Кадыров?
|