РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Несовместимость России с капитализмом
Капитализм глазами Херлуфа Бидструпа

Вадим Белоцерковский. Vestnikcivitas CHECHENPRESS. Отдел публикаций и СМИ. 23.10.08 г.

 

То, что капитализм в России получается слишком страшным, давно поняли даже иные сторонники капитализма. Борис Немцов, будучи еще наверху, при власти, выступил однажды с откровением: «В России почти сформировался мафиозно-государственный капитализм. Я считаю, что Россия недостойна такой участи. Есть другая альтернатива, скажем так, капитализм с человеческим лицом, народный капитализм...» На вопрос Немцова к Ельцину, по какому пути, по его мнению, должна идти Россия, последний дал знаменитый ответ: «Этого допустить нельзя! (т.е. мафиозного капитализма.—В.Б.) Я хочу остаться в учебниках истории не как разрушитель, не Борисом Годуновым, а Ярославом Мудрым, чтобы оставить после себя процветающую Россию.» Через какое-то время было объявлено, прежде всего, самим Немцовым, что Ельцин должен сделать в Нижнем Новгороде какое-то судьбоносное заявление о будущем России, которое он почему-то так и не сделал. Однако упорно ходили слухи, что это должно было быть заявление о повороте к «строительству народного капитализма».

Не нужно, я думаю, доказывать, что «народный капитализм» - это демагогия. Капитализм - строй, при котором народ ходит в наемных работниках у капиталистов, владеющих средствами и продукцией производства, а с ними и судьбами наемных работников. Народный капитализм столь же реальное явление, как и народный феодализм! Другое дело, что капитализмы, как и феодализмы, бывают разными: более или менее жесткими по отношению к народу.

Разразившийся сейчас мировой финансовый кризис показал, что сильнее всех от него страдает наша страна. И это вновь ставит вопрос о несовместимости России с капитализмом.

Среди главных симптомов такой несовместимости я вижу бурное вымирание населения, начавшееся после установления в стране капиталистической системы. То есть ровно с 1992 года. По данным академика Татьяны Заславской, «за первые три года шоковых реформ (по внедрению капитализма) – с 1991 по 1994 годы – за счет повышения уровня смертности умерло 12 миллионов мужчин» («Новая газета», 28.03.05). Только – мужчин! Германия за 6 лет мировой войны, подвергаясь сокрушительным бомбардировкам, потеряла, как известно, 7 миллионов человек (мужчин и женщин).

В дальнейшем вымирание продолжалось в среднем по миллиону в год с тенденцией к увеличению. К 2007 году, по данным заведующего кафедрой демографии МГУ Анатолия Антонова, население страны сократилось до 120 млн. (по официальной статистике - до 142 млн.) со 148 млн. в 1991 году, т.е. сократилось на 28 млн. К середине 21 века, по предположению демографов МГУ, население России может скукожиться до 80 млн. (РИА «Новости», 11.07.07). Такого прогноза придерживаются и многие другие демографы, как в России, так и за рубежом.

Россия, в советское время по продолжительности жизни входившая в первую тридцатку стран, опустилась к 2006 году на 117 место в мире. Средняя продолжительность жизни мужчин снизилась до 56-57 лет, т.е. ниже пенсионного возраста. Зато по числу самоубийств Россия вышла на первое место в мире. (По данным Всемирной организации здравоохранения). По данным этой же организации Россия находится в числе стран, которым надо тратить более половины ВВП на восстановление среды обитания и здоровья населения, чтобы избежать его физического вырождения и вымирания! Тратится же на эти цели, как предпринимателями, так и государством «ноль целых, Х-десятых».

Ничего подобного не было в мировой истории капитализма. Одного этого симптома достаточно, чтобы увидеть несовместимость России с капитализмом. И такое бурное вымирание населения чревато катастрофой – распадом страны, отторжением богатых ресурсами территорий, попытками остановить распад по «Югославскому варианту», но с применением оружия массового уничтожения.

Другой важнейший симптом несовместимости - разрушение большей части обрабатывающей, товарной промышленности при внедрении капиталистической системы. Вместе с этой промышленностью рухнули и связанные с ней отрасли, такие как наука, техническое образование, сельское хозяйство, система здравоохранения. И вот уже более 17 лет ничего из этого не воссоздается. Явление также беспрецедентное в мировой истории капитализма. Капитализм мог быть как угодно жесток в молодости, но производительные силы он везде и всегда развивал, а не разрушал. И совершенно ясно, что все разрушенное в условиях капитализма воссоздано уже не будет: 17 лет в 21 веке – колоссальный срок! Капиталу невыгодно и рискованно воссоздавать обрабатывающую промышленность под давлением конкуренции западных товаров и гиперкоррупции, развившейся в России с установлением капиталистических порядков. Тоже симптом!

Один из количественных показателей этой коррупции - 30 тысяч «заказных» убийств в год в «бизнес сообществе». (Цифра была озвучена самим В. Путиным). И никто почти у нас не замечает, что подобной практики убийств нет в странах бывшего соцлагеря, и уж совсем не обращается внимания на то, что «заказных» убийств в «бизнес сообществе» не существовало и в царской России. Как не существовало и многих других проявлений мафиозности. В последние годы новым проявлением мафиозности сделалось рейдерство – форменный бич для малого и среднего бизнеса. Явление это тоже невиданное в цивилизованном мире.

Разрушение обрабатывающей промышленности явилось и главной причиной вымирания населения страны. Ранее в этой промышленности и во всех связанных с нею отраслях было занято около 70% населения, и после внедрения капитализма почти все эти люди вдруг и безнадежно потеряли работу по специальности или вообще остались без работы, впали в нищету и отчаяние. Не забудем, что и сбережения населения сгорели во время гиперинфляции в первые годы капиталистических реформ. В результате началось быстрое вымирание «лишнего» населения. Между прочим, 28 вымерших миллионов по численности сопоставимы с жертвами сталинских репрессий!

С разрушением промышленности связан и еще один важнейший признак несовместимости России с капитализмом – ликвидация начавшей было развиваться демократии. Для сравнения, в Восточной Европе и странах Балтии с восстановлением капитализма возрождалась и демократия, а у нас она – искоренялась. (Искоренялось то, что уже сложилось в перестройку.) И главная причина этого - страх власть и деньги имущих, что в нищету и отчаяние народ может использовать демократию против них.

Причин несовместимости России с капитализмом можно выделить много. Тут и холопство значительной части общества, готового верить любому начальству и терпеть невзгоды и унижения. Холопство, порожденное веками пребывания в феодализме разных видов (царского, сталинистского, нынешнего капиталистического). По причине холопства нет и понимания, что необходимо было бы полностью отстранить от власти бывшее номенклатурное чиновничество и лишить его возможности завладевать госсобственностью. Отсутствует в широких слоях населения и понимание, что это собственно такое – капитализм и демократия.

А главное, российское общество, интеллигенция, должны были бы осознавать, что в принципе невозможно установить капитализм в стране с гигантской государственной промышленностью, неконкурентоспособной по определению. Приспособить ее к рыночным условиям, не обрекая население на вымирание, можно было бы только через передачу промышленности в собственность трудовым коллективам. Жизненно заинтересованные в сохранении своих рабочих мест, эти коллективы сделали бы все, чтобы модернизировать и конверсировать свои предприятия с помощью кооперативных инвестиционных фондов «Мондрагоновского» типа*. Эти фонды дополнительно могло бы субсидировать государство за счет доходов от реализации ресурсов, которые, разумеется, должны быть собственностью государства. Речь естественно идет о демократическом государстве, созданном и контролируемом трудовыми коллективами и объединениями.

И Россия не является единственной страной в мире, несовместимой с капитализмом. Значительная часть стран третьего мира тоже оказывается не в состоянии приспособиться к нему. Даже Южная Италия никак не может с ним совместиться - вылезти из нищеты и мафиозности. Первопричина отсталости итальянского Юга близка и нам: длительное, до второй половины XIX века, господство феодального строя.

Однако нигде эта несовместимость не проявляется так остро и губительно, как в России. Причины все те же: высокий уровень индустриализации Советской России, глубокая аморальность «коммунистической» номенклатуры, оставленной у власти, холопство общества. Все взаимосвязано.

Отмечу в заключение еще одно мрачное обстоятельство: либеральная интеллигенция, в том числе и оппозиционная, не обращает внимания на факт быстрого вымирания населения страны. Очевидно, чтобы не замечать и факта несовместимости капитализма с Россией. Американский демограф Николас Эберстад, сотрудник «Института американского предпринимательства», говорит в интервью для Информационного агентства Washington ProFile (Выпуск № 77 от 12.07.08) по поводу вымирания России: «Я назвал много российских парадоксов. Добавлю еще один. В России действуют экологические группы, которые борются за спасение лесов, но никто не борется по-настоящему за спасение самих россиян. <…> В любом случае следует признать эту проблему приоритетной для России».

Николас Эберстад видит проблему вымирания России. Из ООН ее заметили. Видит и говорит о ней даже Владимир Путин. Игнорируют ее российские либералы!

____________________ 

 

* Подробнее о применении этих фондов см. «Другая Россия может быть только посткапиталистической. Обращение к активистам «Другой России» и оппозиционной интеллигенции» (www.belotserkovsky.ru, раздел «Неподцензурных статей»).