РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Вопрос времени

Илья Мильштейн, «Грани.ру». 16.09.08 г.

 

Газета "Красная звезда", в отличие от минера из поговорки, ошиблась дважды. Сперва напечатав эту статью, сохранившуюся ныне лишь в кэше "Гугла". Затем удалив ее со своего сайта.

Между тем статья замечательная. Это та самая окопная правда, которой нипочем не узнаешь, наблюдая войну с высоты державного полета или из кресла независимого обозревателя. Тот самый кровавый бардак, где смерть с анекдотом про войну ходят в обнимку, водой не разольешь. И то, что вспоминается после боя раненому в руки-ноги офицеру, звучит настолько дико, что не поверить невозможно.

Капитан Денис Сидристый, спрыгнув с брони где-то на севере Цхинвали, лежит в кювете и стреляет по какому-то зданию. Метрах в трех-четырех от него ведут пальбу незнакомые солдаты, которых он, случайно оглянувшись, пытается распознать. "Мужики, вы наши?" – кричит им капитан. Он успевает разглядеть ухмылку на лицах грузин, услышать нерусскую речь, встать в полный рост, принять в себя четыре пули и расстрелять их в ответ.

Однако вовсе не этот случай обессмертил имя Сидристого. А всего лишь полторы строчки из его монолога: "7 августа пришла команда на выдвижение к Цхинвалу. Подняли нас по тревоге – и на марш". То есть 7 августа, примерно в те часы, когда президент Саакашвили вероломно объявлял о прекращении перестрелок, 135-й мотострелковый полк российской 58-й армии Северо-Кавказского военного округа входил в Южную Осетию. А в ночь с 7 на 8 августа, как всем известно, грузинский президент начал операцию "Геноцид".

Коллеги из "Красной звезды" могли поступить разумнее. Например, дать опровержение: мол, по недосмотру корректора в текст статьи вкралась опечатка, автор уволен. Сперва они нечто подобное и попытались сделать: "7 августа ночью", уточнял свою мысль капитан по заданию редакции, выдвинулся его полк к Цхинвалу. Но все равно получалось нехорошо. Да и начальственный голос в телефонной трубке, видимо, сулил редактору "Красной звезды" такие жизненные перспективы, что текст сам собой вылетел с сайта. И ничто так не убеждает в правдивости Дениса Сидристого, как вот это зияние на месте опубликованной статьи.

Окопная правда обретает черты правды обыкновенной.

Выглядит эта правда вот как. В Кремле и в Генштабе ВС РФ точно знали сроки начала военной операции в Южной Осетии. Из своих эксклюзивных источников, которые прошляпила грузинская контрразведка. Ждали войны как манны небесной. Быть может, по каким-то своим каналам запустили дезу грузинскому руководству: у него развязаны руки, российская армия к отражению удара не готова. Военные самолеты, как в июле, "дабы охладить горячие головы", над Цхинвали тоже никто не запускал. Головы нужны были горячими. Более того: своих солдат ни о чем не предупредили, чтобы не произошло утечки. "Прибыли, разместились, – свидетельствует капитан Сидристый, – а уже 8 августа там полыхнуло с такой силой, что многие даже растерялись".

С блеском осуществленный план заключался в том, чтобы дать возможность Саакашвили совершить любые военные преступления, какие он только успеет совершить за сутки. Позволить ему обстрелять из "Града" спящий город. Заманить его танки в Цхинвали. И лишь потом выбить их оттуда, демонстрируя миру фашизм в тигровой шкуре, в его современном грузинском обличье. (Вообще получилось как с тобой тигрицей: ее выпустили побегать на воле, а в кустах сидел Путин с ружьем...) И, погнав армию Саакашвили до Гори и Тбилиси, с чувством глубочайшей внутренней правоты признать независимость Южной Осетии и Абхазии. А если понадобится, то и присоединить их к России через несколько лет.

Разумеется, откровения капитана Сидристого никак не оправдывают действий Михаила Саакашвили. Напротив, лишь усугубляют безумие отданного им приказа. Но, товарищи, какой же это смак: шарахнув кулаком по столу, с металлом в голосе в конце концов напомнить миру о гуманизме! Обратив в руины город Грозный, сурово заговорить о двойных стандартах тех, кто не желает взглянуть на развалины Цхинвали. Твердо глядя в глаза напуганному экспертному сообществу, приравнять грузинского врага к Гитлеру, его атаку на столицу Южной Осетии – к нападению нацистов на Польшу, а вторжение наших войск в Грузию – натурально к штурму Берлина. И, чтоб мало не показалось, сравнить 8 августа с 11 сентября. "Это сравнение точное, – добавить, холодно оглядывая весь этот "Валдай", – соответствует российским реалиям".

Конечно, соответствует. Непонятно лишь, откуда взялась эта стеснительность, доходящая до паники, когда окопная правда обнаруживает себя во всей славе на страницах главной военной газеты РФ. Солидное, краткое опровержение было бы в самый раз. Но минер ошибается только раз – когда идет работать в газету.