Чем отличается Южная Осетия от Южной Чечни
Савва Иверский, Тбилиси, для CHECHENPRESS, 26.08.08 г.
То, что сегодня происходит в Грузии, во многом на совести покойного академика Сахарова, который при жизни совершил две досаднейших погрешностей: первую – когда он изобрел оружие массового поражения, и вторую – приведя это оружие в действие, то есть, назвав Грузию «малой империей», и тем самым развязав руки реальной империи против пресловутой «малой»!
У академика был наглядный пример великой империи, владеющей народами и землями, которые она в разные времена завоевывала и аннексировала. Андрей Сахаров, как естествоиспытатель, строил аналогию по гомологическому принципу, исключительно по внешним признакам.
В действительности, живут же в Грузии компактными поселениями: греки, евреи, поляки, эстонцы, армяне, азербайджанцы, ассирийцы, цыгане, аварцы, удины, курды-езиды, русские-духоборы и русские-молокане… Можно было подумать, что Грузия в захватнических войнах покоряла и Византию, и Эстонию, и Израиль, не говоря уже о России, Армении и Азербайджане, народы которых в процентном отношении превосходят остальных.
Но, достаточно было бы Андрею Дмитриевичу взглянуть на процессы глазами не естествоиспытателя, а правозащитника, чтобы понять – эти этносы или насильно были заселены соседскими державами (Россия, Турция, Иран) для демографической агрессии, или оказывались в Грузии в бегстве от этих самых держав, рассчитывая на толерантность страны и народа.
У каждого из них – своя история и одной из знаменательных являются события, связанные с поселением в Грузии осетин. В силу сложившихся обстоятельств, когда у наших друзей и недругов возникает множество вопросов по данному вопросу, прежде, чем ответить, давайте, вдумаемся: почему это в Северной Осетии живут полмиллиона осетин, а в Южной в десять раз меньше? Почему в Южной Осетии грузинские и осетинские села расположены вперемешку? Каким таким образом единая родина одного и того же народа перекинута через высочайший хребет? Как все это произошло? А вот как:
Пару столетий назад, томимые житейскими невзгодами, осетинские крестьяне отдельными группами и поодиночке перебрались в Грузию через Кавказский хребет. Хозяева поселили их посреди грузинских деревень в поместьях князей Мачабели («Самачабло») и Ксанских Эриставов, в исторической области Грузии – Внутренней Карталинии («Шида Картли»).
Карталинцы позаботились как о физическом благополучии, так и о духовном воспитании гостей: пригрели, накормили, приобщили к церкви, обучили грамоте, создали им письменность. Удивленные доброжелательностью хозяев, сердобольность последних пришельцы приняли за наивность и не преминули воспользоваться удобным историческим моментом – поддерживаемые аннексировавшей Грузию Россией, шаг за шагом осуществляя хищнические замыслы: сначала Внутреннюю Карталинию назвав «Южной Осетией», с дальним прицелом – для будущего соединения с новоявленной «Северной»; затем, дождавшись часа, при правлении в Грузии ренегата Шеварднадзе, прорыв тоннель в громадине Кавказского хребта и физически сблизив две области, ну а наконец, заявлением о желании «воссоединиться с исторической родиной». Отделиться же от Грузии решили захватив с собой ее землю, на которой по сей день нет ни единого осетинского топонима, гидронима, или памятника материальной и духовной культуры!
Как прикажете понять, чревато ли подобное поведение угрозой для всеобщих нравственных ценностей? Думается, да! Если чаша весов в данном конфликте когда-либо перетянет в сторону осетин, люди во всем мире потеряют веру в добро. Какой народ впредь захочет протянуть руку помощи другому, кто окажет услугу и заботу в беде?
Чтобы более образно прояснить данную ситуацию чеченской редакции и посетителям сайта “Chechenpress”, проведем параллель:
В одночасье с осетинами, в Грузии поселилась этническая группа вайнахов – кистинцы. Двух вожаков этого народа – Дуя и Джоколу приняла грузинская земля со своими тэйпами и другими сородичами. Поселились они в Кахетии, в Панкисском ущелье, в соседстве с грузинскими селами. И что же? Со дня прибытия начали они делить с грузинами их радость и печаль, как и подобает народу с кавказской ментальностью. И именно этой ментальностью отличались их отношения к хозяевам, от отношений самачаблойских осетин к грузинам: кистинцы вместе с грузинами боролись против самодержавного произвола, осетины стояли на страже этого самого самодержавия; во время советизации осетины подались в ряды большевиков, кистинцы же самоотверженно сражались против большевиков в отрядах национального героя Грузии, Какуцы Чолокашвили; в начале 90-х годов кистинцы были правофланговыми в рядах освободительного движения, руководимого Звиадом Гамсахурдиа, в то время как осетины всеми силами хватались за обломки советских устоев.
А что было бы, если, представим, все происходило наоборот? Если бы не осетины, а кистинцы вдруг оказались покорным россиянам народом; если бы не самачаблойские осетины, а панкисские кистинцы назвали место своего проживания «Южной Чечней», а Ичкерию – «северной Чечней»; если бы не осетинам, а кистинцам прорыл Шеварднадзе тоннель в кавказском хребте; если бы не осетины, а кистинцы провозгласили отделение от Грузии и воссоединение с Северной Чечней – вот то, чем бы явилось Панкисское ущелье тогда – это и есть Южная Осетия сегодня!
Но, слава Богу, нет на грузинской земле нового места для подобных превратностей: то, с какой яростью нападают российские спецслужбы на Панкиси, как все время им мерещатся там шпионы и террористы, как противятся тамошнему пребыванию чеченских беженцев: женщин и детей – все это наглядно доказывает, что неподкупно истинное кавказское племя, России не под силу переманить вайнахов и никогда не дождутся, чтобы Панкисское ущелье превратить в Южную Осетию!
|