РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Они усмиряли Грузию

Елена Малеванная, для CHECHENPRESS. 20.08.08 г.

 

Сегодня Россия официально объявила, что отводит свои «миротворческие» войска на прежние позиции. Но события, произошедшие совсем недавно, когда российская армия огнем и мечом прошла по территории сопредельного государства (при полном, замечу, попустительстве мирового сообщества, проигнорировавшего факт нарушения государственной границы) еще свежи в памяти. Вглядимся же повнимательнее в лица тех, кто командовал этими «миротворцами». Вот что пишут о них – в первую очередь о двух, Анатолии Хрулеве и Владимире Шаманове, и их боевом прошлом российские правозащитники. Первый, согласно сводкам с фронтов, командовал 58-й армией СКВО в Южной Осетии, а второй – абхазской группировкой:

«В 1999-2000 гг. в Чеченской Республике генерал-майор Владимир Шаманов возглавлял оперативную группировку «Запад». По его приказу для беженцев была перекрыта административная граница Чечни, и десятки тысяч гражданских лиц, искавших спасения от ковровых бомбардировок и неизбирательных обстрелов, были отправлены под бомбы.

Анатолий Хрулев – тогда полковник – был назначен Шамановым на должность коменданта КПП «Кавказ-1» на административной границе Чечни и Ингушетии. Именно он, несмотря на данное ранее российскими властями обещание «гуманитарного коридора» 29 октября 1999 года развернул многотысячную колонну беженцев и конвой Красного Креста назад, в направлении Грозного, зная и имея основание знать, что посылает людей на смерть. Десятки гражданских лиц были убиты и ранены в этот день в результате ракетных ударов российской авиации по гражданской колонне в районе Шаами-Юрта. Владимир Шаманов командовал операцией в селе Катыр-Юрт 5 февраля 2000 года, в ходе которой в результате неизбирательного ведения огня было уничтожено не менее 150 гражданских лиц, включая женщин и детей. Европейский суд по правам человека в своем решении по делу «Исаева против России» указал на наличие свидетельств того, что данная операция имела черты коллективного наказания гражданского населения. Еще раньше – в середине декабря 1999 года Владимир Шаманов отказался остановить разграбление домов и убийства жителей села Алхан-Юрт, которые в систематической манере совершались его подчиненными с 1 декабря. Местных жительниц, пытавшихся найти защиту у российского генерала, тот выгнал, назвав их «проклятыми чеченками» и пригрозив расстрелять».

Об Анатолии Хрулеве писала в свое время и Анна Политковская:

«Полковник Хрулёв воюет в Чечне с 13 сентября. Он производит странное впечатление – откровенный человеконенавистник. Его основной тезис «Я не дам ИМ размножаться». Им – это чеченцам и ингушам. Размножаться – значит иметь детей».

Он матерится на толпу чеченок, загнанных им за колючую проволоку, и время от времени напоминает им об их ответственности за взрывы в Москве. У полковника приказ – никуда никого не пускать. Каждые 15 минут он объясняет толпе, что её главные враги на сегодня – ингушские гражданские власти. Наконец подъезжают телекамеры, и тогда полковник Хрулёв начинает новый этап «информационной войны». Он сажает операторов на БТР и при камерах перевозит некоторое количество больных и раненых, грудных и беременных.

Уезжают камеры – перевоз прекращается. Полковник Хрулёв сокрушается: «Я совершил беззаконные действия – не должен был перевозить вообще». – А вы, собственно, тут на основании какого закона? И какой закон нарушили?» – У меня – приказ. Мой закон – приказ».

И неужели после всего этого кто-то еще способен поверить, что эти люди могут сменить волчью шкуру на овечью и из палачей чеченского народа превратиться в миротворцев для грузинского и осетинского? Разучатся убивать людей и вместо этого начнут их спасать? Если да, то такому доверчивому уже и впрямь бесполезно что-либо объяснять – очевидно, его голова задурена кремлевской пропагандой настолько, что лечению не подлежит.

P. S. Как бы в подтверждение моих предположений, мне недавно прислали вот такое сообщение:

«По данным правозащитников и информации из независимых источников, в селе Курта, там, где ранее располагалась администрация Санакоева, оккупационными силами организован концлагерь для граждан Грузии, этнических грузин. По непроверенным данным, туда свозятся грузины с территории всей Южной Осетии и, опять же по непроверенной информации – там кого-то расстреливают. Также сообщается, что сожжены грузинские села».

Информация, конечно, непроверенная – но опыт двух чеченских войн убеждает нас, что там, где проходит российская армия, неизбежно появляются концлагеря (в Чечне их, помнится, называли «фильтрационными лагерями»), так что логично было бы ожидать их возникновения и на территории, занятой оккупационными войсками в Грузии. «Принуждение к миру» продолжается, чеченская история повторяется?