Страсбургское правосудие и для чеченцев и для россиян должно быть справедливым и скорым
Роман Чорный, для CHECHENPRESS. 18.08.08 г.
«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. (Курсив мой — Р.Ч.)
Недавно некоторые чеченские интернет-издания сообщили о том, что Европейский суд по правам человека принял жалобу по делу Аслана Масхадова от его родственников (косвенных жертв возможного нарушения прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека), признал жалобу приемлемой. Заявители, по данным чеченских СМИ, ссылались на нарушение права на жизнь в отношении г-на Масхадова, а также на тот факт, что родственникам не выдали его тело.
Нарушение права на жизнь и неуважительное отношение к телу умершего, видимо, не является исключением в Российской Федерации. Так, у психиатрической больницы № 1 имени Кащенко в Санкт-Петербурге есть свое собственное кладбище. На этом кладбище хоронили пациентов этой психбольницы. Большинство пациентов похоронены под табличками с деревянными номерами. Т.е. большинство несчастных пациентов похоронены без фамилий, имён. Я говорил об этом кладбище журналистам-правозащитникам. Они сказали мне, что видели аналогичные кладбища только для «расстрельных» заключенных. Т.е. те люди, кто был приговорён к расстрелу в СССР, в определённые периоды существования Советского Союза расстреливались, а их тела не выдавались родственникам, хоронились на специальных кладбищах под номерами.
Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в недавнем прошлом был задокументирован случай пожилого петербуржца, которого сын поместил по совету врачей в психоневрологический интернат (ПНИ). Вскоре после помещения в ПНИ этот пожилой человек умер, хотя, как утверждал сын умершего, тот пришёл в ПНИ «на своих ногах». Сыну сообщили о смерти его отца, он приехал забирать тело вместе с родственниками. В морге ПНИ ему выдали тело, обглоданное крысами. Сын возмутился, обратился с жалобой в соответствующий комитет Администрации Санкт-Петербурга. Там провели проверку и вынесли взыскание директору ПНИ. Но директор ПНИ остался работать на своем посту. Кстати, сейчас на одного жителя ПНИ или пациента психбольницы (ПБ) российское государство выделяет в среднем 15 000 рублей в месяц (в различных регионах РФ). Но на что тратятся эти деньги? Общественные организации практически не могут проконтролировать это. Они в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не могут проконтролировать расходуются ли бюджетные средства ПНИ или ПБ по назначению или нет. Закон «О психиатрической помощи...» принят в 1992 г., он гарантирует создание государственной службы защиты прав пациентов психиатрических стационаров, независимой от органов здравоохранения. Но до сих пор службы не создана. Для ее создания — нет средств. Но в 2008 г. ЗАКС СПб и Администрация СПб приняли решение о выделении из бюджета СПб 3,5 миллиардов (!) рублей на петербургскую психиатрию. В частности, на создание нескольких отделений принудительного (!) психиатрического лечения. Не шаг ли это к возврату классической советской карательной психиатрии?
Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека не согласилась с фактом выделения гигантских средств на психиатрию в СПб и подала сегодня заявку на проведение пикета протеста у Комитета по здравоохранению СПб 18 августа. Начало пикета — в 16.00.
Я абсолютно убеждён, что в любой цивилизованной стране нужно уважительно относиться к телам погибших людей и выдавать их родственникам для захоронения несмотря ни на что. Недопустимо не выдавать тела погибших людей родственникам на основании того, что их объявили террористами, «ваххабитами» и т.п. По преданию даже греки во время войны с Троей выдали тело погибшего в поединке царственного врага. Но, если сегодня право на гуманное отношение к телу умершего нарушается, то его родственники, косвенные жертвы нарушения прав человека, имеют законное и моральное право на обращение в национальный и Европейский суд по правам человека.
Также и в случаях нарушений права на жизнь, гарантированного ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если исчерпаны средства защиты внутри страны, гражданин страны - члена Совета Европы чьи права, как он считает, были нарушены, может обратиться в Европейский суд по правам человека. Европейская Конвенция по защите основных прав и свобод человека является региональным договором, действующим в рамках Совета Европы. Европейская Конвенция была принята 4 ноября 1950 г., вступила в действие с 3 сентября 1953 г. Новая редакция Конвенции начала действовать с 1 ноября 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию 30 марта 1998 г. и с 5 мая 1998 г. признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Увы, практика показала, что процедура рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека занимает длительное время. Как правило, дела рассматриваются за два-три года, как минимум. ОДНАКО, ИЗ ОБЩЕГО ПРАВИЛА ИМЕЮТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Эти исключения касаются, как сроков рассмотрения жалобы, так и соблюдения критериев приемлемости при подаче жалобы. Эти исключения способны иногда развернуть на 180 градусов сложившуюся ситуацию – от нарушения права до полного восстановления нарушенных прав. Указанные исключения начинают действовать при обращении в Европейский суд по правам человека, в соответствии с правилами 39, 40 и 41 Процедуры Суда.
Правило 39 Процедуры Суда предусматривает предварительные судебные меры: «По просьбе стороны в деле или любого другого заинтересованного лица ... Палата или, в соответствующих случаях, ее Председатель может указать сторонам на предварительные меры, которые, по мнению Палаты, следует принять в интересах сторон или надлежащего осуществления проводимого исследования».
Правило 40 Процедуры Суда предусматривает срочное уведомление о жалобе: «В случае любой срочной необходимости Секретарь, с разрешения Председателя Палаты, может, без ущерба для осуществления любых других процессуальных действий и с использованием любого доступного средства информировать государство-участника Конвенции, имеющего отношение к жалобе, о факте ее подачи и предметном содержании».
Как правило, право на обращение в порядке указанных правил возникает в случаях, связанных с предотвращением экстрадиции лица, в частности из Российской Федерации, в страну, не ратифицировавшую Европейскую Конвенцию. По нашумевшим в прошлом делам Гарабаева М.Р. и Дроздова Ю.В. обращение в Европейский суд с просьбой использовать вышеописанные правила привело к успеху.
А теперь, уважаемые читатели, позвольте перейти к правилу 41 Процедуры Суда: «Палата рассматривает жалобы в порядке очередности, определяемом их готовностью к рассмотрению, и принять решение о разбирательстве конкретной жалобы в приоритетном порядке». Как сообщают юристы-правозащитники, такое исключение возможно при нарушении статей 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность). При подаче в Европейский Суд жалобы в порядке правила 41 Процедуры Суда адвокату и правозащитнику необходимо обосновать жалобу тем, что имеются определенные критические обстоятельства, которые связаны с угрозой жизни, здоровья лица и которые могут привести к необратимым последствиям. Для этого надо подробно изложить сложившуюся ситуацию, акцентируя внимание на отсутствие принятых мер по улучшению этой ситуации со стороны властей и нарушения, допущенные в отношении лица. Также важно обосновать тот факт, что неприятие экстренных мер может привести в опасным последствиям. В просительной части жалобы должен быть поставлен перед Европейским Судом вопрос о применении вышеуказанных правил с целью принятия решения о приоритетном рассмотрении данного конкретного дела.
Я убеждён, что дела, связанные с неуважительным отношением к телам умерших людей имеют все основания для того, чтобы Европейский суд по правам человека рассмотривалл их в приоритетном порядке.
Наш телефон: 8 (812) 764-80-39; электронный адрес: cchrspb@mail.ru Подробнее о Гражданской комиссии по правам человека, ее деятельности, результатах работы и учредителях можно узнать на нашем веб-сайте по адресу: www.cchr.spb.ru
Автор статьи выражает благодарность Международной Хельсинкской федерации, Движению за права человека, Центру содействия международной защите за публикацию материалов о том, как пользоваться экстренными процедурами Европейского суда по правам человека. Эти материалы были использованы при написании настоящей статьи. Автор статьи надеется, что ничто в данной статье не будет воспринято, как попытка оказания давления на Европейский суд по правам человека. От себя лично выражаю искреннее соболезнование семье Аслана Масхадова в связи с тем, что его тело не было выдано его родственникам для погребения.
Роман Владимирович Чорный,
президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, правозащитник, прошедший обучение по правам человека в учреждении дополнительного образования «Московская школа прав человека»
Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана Церковью Саентологии и почетным профессором психиатрии Томасом Сасом.
|