РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Осетия – Грузия – Россия: на чьей мы стороне?

Елена Маглеванная, для CHECHENPRESS. 10.08.08 г.

 

8 августа, в день начала полномасштабной грузино-осетинской войны, я столкнулась с растерянностью и недоумением многих своих единомышленников: какую оценку дать происходящим событиям, и даже – на чью сторону встать?

Слишком уж отвратительно выглядит какое-то даже почти радостное вмешательство России в ход конфликта. В комментариях, посреди возмущения действиями грузинских войск и сострадания мирным осетинам, иногда проскальзывает какое-то странная интонация, близкая к торжеству – «вот видите, мы же говорили, что Саакашвили агрессор!». Так что сомнений нет – эта война выгодна и нужна России. Россия долго ее ждала и всеми силами провоцировала – в течение многих лет, надеясь вынудить молодого, горячего и потому несдержанного и недальновидного Саакашвили, видевшего себя в мечтах собирателем земель грузинских, на открытый конфликт. И вот добилась своего.

Вынудила. Можно публично метать громы и молнии, а втихомолку потирать ручки и готовиться прибрать под свое крылышко несчастных осетин, которые под постоянными бомбежками и обстрелами готовы броситься за помощью к кому угодно, хоть к самому дьяволу, лишь бы их оставили в покое. И Россия уже давно в этом конфликте и руками и ногами – сейчас только, когда я это пишу, по телевидению передали, что «Цхинвали освобожден вооруженными силами РФ». Путин, в свое время ничуть не менее безжалостно, не считаясь ни с потерями среди мирных жителей, ни с международной реакцией, раздавивший ичкерийское государство, теперь льет крокодиловы слезы и заявляет о том, что вся чекистская рать никак не может удержать добровольцев, рвущихся на помощь осетинам. И вместе с ним театрально восклицают о страшных преступлениях грузинской военщины все телекомментаторы, которые девять лет назад с той же искренней патетикой и таким же эмоциональным накалом призывали стереть с лица земли Чечню. Так что в непосредственном участии и заинтересованности в провоцировании войны России сомневаться не приходится.

Но мудрость государственного деятеля – я имею в виду Саакашвили – как раз и состоит в том, чтобы на провокации не поддаваться. Саакашвили этой мудрости не хватило. Как бы то ни было, на практике в роли агрессора выступил он, начав широкомасштабные боевые действия. И никакие позднейшие оправдания, что у него якобы нервы не выдержали постоянных российских провокаций, этого факта не изменят – для всего мира он останется агрессором, развязавшим войну. Он начал ее абсолютно по тому же сценарию, по которому Ельцин в 1994 году ввел войска в Чечню, и даже названо это было точно так же – восстановлением конституционного порядка.

Конечно, мы в этом конфликте не можем быть на стороне России, особенно после того, как ее войска вошли с Грузию – так поспешно, что сразу стало ясно, что они давно уже были наготове и только и ждали, когда Саакашвили сорвется. Но и грузинское руководство нельзя поддерживать. Чеченский народ, так много перестрадавший и такую огромную цену заплативший за свою свободу, не должен отказывать в праве на свободу и независимость другим народам. Грузия сейчас – это маленькая империя, которая копирует действия своей старшей северной сестры, хотя на словах и без конца ругается с ней – ну, впрочем, как часто бывает между близкими родственниками. Но в душе, думаю, президенту Грузии не дают покоя лавры Путина, огнем и мечом усмирившего (как он сам считает, хотя факты показывают, что до реального мира еще очень и очень далеко) Чечню.

Он хочет стать грузинским Путиным – и не дело своей поддержкой помогать ему в этом, тем более представителям народа, который сам так сильно пострадал от агрессии и оккупации. Каждый малый народ, будь то чеченский, албанский или осетинский, имеет право жить самостоятельно и самому строить свое государство – и никакой принцип территориальной целостности той или иной империи, в особенности если таковой утверждается бомбами и установками «Град», не может быть тому помехой.

На самом деле в этом конфликте жаль только осетин, которые, как это нередко случается с малыми народами, стали разменной монетой в геополитических играх двух империй – большой и маленькой, которая в глубине души тоже считает себя большой. Практически полностью разрушен Цхинвал, под бомбежками гибнут женщины и дети. Российская авиация в свою очередь, как сообщают грузинские СМИ, бомбит города Поти и Сенаки.

Случилось то, чего обе стороны так давно ждали и приближение чего все время торопили своими воинственными заявлениями – большая война, на которой так удобно погреть руки. Россия ввела войска в Цхинвали якобы в целях принуждения к миру (как образно заметила одна из моих знакомых, «из чекистов миротворцы – как из спички огнетушитель»). Агрессия грузинская стремительно тонет в превосходящей по масштабам агрессии российской. А мирные люди, как всегда, страдают – и осетины, и грузины (кстати, русские, будучи гражданами страны, сделавшей так много, чтобы конфликт между Грузией и Осетией приобрел именно такую форму, в большинстве своем не страдают даже морально – веселятся и смотрят трансляции Олимпиады, как ни в чем не бывало, за исключением записных участников антигрузинских пикетов).

Вот на стороне простых людей, которых в какой раз уже большие державы используют как пешек в своих кровавых шахматах – и есть единственное достойное место всякого нормального человека. Выбирать, какой из двух империалистов и диктаторов лучше – Путин или его верный ученик и наверняка тайный поклонник Саакашвили – не наше дело, различие между ними – разве что в масштабах. А свобода, отвоеванная кровью, священна – что для осетин, что для грузин, что для чеченцев.