Развал правосудия в Чечне?
Роман Чорный, президент Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга, врач, для CHECHENPRESS. 01.08.08 г.
«Хотя психиатрия рядится в мантию науки, стремясь повлиять на критерии, в соответствии с которыми мы устанавливаем уголовную ответственность, строгая достоверность в ее диагнозах встречается крайне редко».
Ральф Алам Файн, судья, автор книги «Лазейка для виновного»
Вчера 30 июля информационное агентство «Собкор.ру» сообщило ужасную новость по адресу: http://www.sobkorr.ru/news/48901FBE37222.html
«Грозненский гарнизонный военный суд освободил от уголовной ответственности российского контрактника Андрея Тихонова, обвинявшегося в убийстве мирного жителя и незаконном хранении оружия и боеприпасов. В январе 2005 года контрактник Тихонов, находясь в Чеченской республике, недалеко от Итум-Кале, отказался платить жителю республики Адаму Тухшаеву за проезд в его машине и вместо обещанных денег бросил гранату в его машину. В результате взрыва Тухшаев получил множественные телесные повреждения и скончался. Следствие установило, что Тихонов в момент совершения преступления был пьян. Кроме того, проведенные уже по решению суда медицинские экспертизы позволили установить, что военнослужащий Тихонов страдает «хроническим расстройством психики в форме параноидной шизофрении с непрерывно-прогредиентным типом течения». Медики установили, что уже в период контрактной службы, примерно с августа 2004 года, у Тихонова «систематизировались галюцинаторно-бредовые переживания с идеями преследования при постепенном нарастании негативной симптоматики».
Защита по невменяемости
По всей видимости, в деле Тихонова речь шла о «защите по невменяемости». Защита по невменяемости - это, когда обвиняемый объявляет себя психически больным, пытается доказать, что он совершил преступление, не осознавая того, что делает. Если это удается, суд освобождает обвиняемого от ответственности, направляя его на принудительное лечение в психиатрический стационар, либо в психоневрологический диспансер.
Защита Тихонова очень «удачно» применила «защиту по невменяемости». Собкор.ру сообщило: «Следует отметить, что военнослужащий частично признал свою вину. Суд в своем решении признал Тихонова представляющим социальную опасность и констатировал, что бывший военнослужащий нуждается в направлении на принудительное лечение. На основании заключений врачей, Тихонов признан судом невменяемым и освобожден от уголовной ответственности за совершенное им деяние». Но г-н Тихонов был не только освобожден от уголовной ответственности, но даже исковое заявление потерпевших о компенсации причиненного действиями подсудимого морального вреда и материального ущерба, подготовленное юристами правозащитной организации, было оставлено без рассмотрения.
Защита по невменяемости имеет давнюю и позорную историю. Так, в 1812 г. «отец американской психиатрии» Бенджамин Раш написал труд «Медицинские исследования и наблюдения болезней разума», в котором он объявил преступление болезнью, поддающейся излечению. Рассматривая убийство и воровство, как симптомы болезни, он добивался того, чтобы преступники передавались из-под контроля полицейских под контроль психиатров (ссылка: Macmillan-Hafner press, New York, 1962). В 1843 г. дело Макнейтена стало первым известным судебным тестом на безумие. Англичанин Дэниэль Макнейтен застрелил британского премьер-министра, полагая, что тот устроил против него заговор. Суд оправдал Макнейтена «по причине сумасшествия», и остаток своей жизни тот провел в психиатрической больнице. Дело Макнейтена стало в дальнейшем прецедентом. В 50 - 60-ые годы в СССР сформировалась практика карательной и оправдательной психиатрии. Известный правозащитник Владимир Буковский писал в своих публикациях, что советские жулики сразу поняли преимущества для них диагноза «вялотекущая шизофрения». За свои преступления они могли бы получать большие сроки, но оказывались на больничной койке в психбольнице, вскоре выписывались, как «выздоровевшие», вновь возвращаясь в свою «воровскую» жизнь. Сегодня в США, как пишет Международная Гражданская комиссия по правам человека в своем докладе о разрушительном влиянии психиатров и психологов в судах и исправительных учреждениях, «экспертам» -психиатрам выплачивают в среднем 3600 долларов в сутки за свидетельства в пользу кого бы то ни было, кто согласиться подписать счет.
Оправдание преступлений с помощью «душевных болезней»
В своей книге «Создавая жертв» канадский психолог Тана Дайнин дает примеры того, как психиатры и психологи за деньги представляют преступное поведение, как проявление патологии:
Синдром Кандидски-Клерамбо. Психолог свидетельствовал, что председательствующий судья штата Нью-Йорк, который обвинялся в вымогательстве и угрозах похитить дочь своей бывшей любовницы, «проявлял обострившиеся симптомы синдрома Кандидски», который описывается, как непреодолимое влечение к любовному удовлетворению или «эротомания». Синдром навязчивости поклонника. Впервые был использован психиатром Элиотом Диесом в 1992 г. для защиты Роберта Бардо, убившего актирсу Ребекку Шеффер.
И, наконец, нравственное безумие. В 1998 г. психиатр Уильям Коун был приговорен к 133 годам тюрьмы за сексуальное нападение в извращенной форме, совершенное в отношении двух женщин-пациенток. Коун утверждал, что страдает «нравственным безумием», которое вызвано его «напряженной работой, способностями и совершенствованием...» Daily Quill, 11 февраля 1998 г. “133 Prison Sentence for Cone”.
В России получил известность случай полковника Буданова, которого некоторые известные российские психиатры также пытались объявить невменяемым.
Увы, исследования показывают, что психиатры и психологи не делают более точных диагностических заключений, чем непрофессионалы. В качестве примера показательно дело Винсента Хиганте по прозвищу «Подбородок», обвиненного в рэкете и заговоре с целью убийства. В течение более чем 30 лет, всякий раз, когда ему хотелось оттянуть разбирательство дела, гангстер симулировал душевную болезнь и нанимал психиатров, которые свидетельствовали, что он страдает «параноидальной шизофренией, слабоумием и болезнью Альцгеймера». В 2003 г. Хиганте признал, что он притворялся и сознательно - с легкостью - три десятилетия обманывал самых высокооплачиваемых психиатров (цитируется по докладу Международной Гражданской комиссии по правам человека о разрушительном влиянии психиатров и психологов в судах и исправительных учреждениях). Между тем, как сообщает ИА «Собкор.ру» правозащитники и родственники погибшего мирного чеченского гражданина ставят вопрос о том, кто в российском Министерстве обороны направляет на службу по контракту психически больных людей и доверяет им оружие? Они намерены предъявить иск!
Где же выход?
Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека напоминает, что каждый человек отвечает за свои поступки и его необходимо считать ответственным за них. Судьи, адвокаты и органы правопорядка должны обеспечить, чтобы психиатрические доказательства не принимались в суде, а психиатры и психологи не обладали статусом «экспертов». Нужно дать возможность судьям и прокурорам решать вопрос об умышленности преступления - как это было до того, как психиатры привнесли в систему свои нелогичные идеи о том, что правильно и неправильно. Гражданская комиссия по правам человека осуществляет собственно правозащитную деятельность: документирует случаи, когда психиатры пытаются «помочь» уйти от ответственности совершившим преступления, сообщает об этих случаях власти, общественности. Мы также информируем граждан на наших правозащитных выставках об огромном вреде, причиняемом так называемой «оправдательной» психиатрией. Недавно такая просветительская выставка прошла в Санкт-Петербурге.
«Принцип господства права и действующая, справедливая система решения юридических вопросов отличает государства просвещенной демократии от тоталитарных государств. Граждане вправе рассчитывать на то, что эта система обеспечит их спокойствие и безопасность», Джен Истгейт, президент Международной Гражданской комиссии по правам человека.
Международная Гражданская комиссия по правам человека была создана в 1969 г. Церковью Саентологии для расследований и предания гласности нарушений прав человека и преступлений в области душевного здоровья.
***
Комментарий ГИА Чеченпресс:Некоторые мнения и оценки авторов могут не совпадать с мнением редакции и позицией чеченских властей. Напоминаем, что чеченская сторона не признает легитимность оккупационного «правосудия» и так называемых «судов» устраиваемых российской оккупационной администрацией в Чечне, не зависимо от принимаемых ими решений. Все сотрудники т.н. «российских судов» в Чечне, все российские террористы «контрактники» и прочие представители РФ находящиеся в оккупированной части территории Чечни, представляют собой законные военные цели подлежащие уничтожению всеми доступными способами.
|