РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

 

Вопросы к Борису Вишневскому в связи с его статьей «Куда нам плыть?»

Вадим Белоцерковский, «Civitas.ru»(13.05). CHECHENPRESS. Отдел публикаций и СМИ. 22.05.08 г.

 

Статья Ваша конечно очень хорошо написана, но ее содержание привело меня в уныние. В ней, как и в других документах оппозиционеров демократической ориентации, не отражены кардинальные вопросы, без решения которых, на мой взгляд, невозможно ни восстановление демократии, ни прекращение движения страны к гибели. И я решил поставить перед Вами ряд таких вопросов, надеясь на Ваши откровенные ответы.

В своей статье Вы исходите из того, что плыть надо к демократическому и правовому берегу, и я, естественно, с Вами полностью согласен. Но – мой первый вопрос.

Думали ли Вы и ваши друзья по партии и шире – друзья, либералы, т.е. (уберем этот эвфемизм!) сторонники капитализма, о том, почему правители России еще в ельцинский период, начиная с «черного октября» 93-го года повели дело к сворачиванию только-только начавших разворачиваться демократических порядков и свобод?

Продавили с помощью фальсификации числа участников референдума царистскую конституцию (о необходимости замены которой ничего не говорят демократы!), вместо реформаторов и хозяйственников начали подбирать на премьерское кресло силовиков (Примаков, Степашин, Путин), которые могли бы лучше охранять власть и деньги имущих. Остановились на Путине, и он уж закончил дело полной ликвидации демократии в стране. И не возникало ли у Вас мысли, что главной причиной такого развития было тяжелейшее положение большинства населения страны? Вам известно, что за первые три года шоковых капиталистических реформ, население РФ уменьшилось на 12 миллионов? Я впервые узнал об этой страшной цифре из интервью Татьяны Заславской для Вашей (и моей до 2003 г.!) «Новой газеты» (от 28.03.05). Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что данные Заславской достойны доверия? Впоследствии я получил и другие подтверждения этой цифры.

Так вот, не думаете ли Вы, что власти и нувориши капитализма (в число которых вошло и большинство «властителей») рассудили, что очень опасно иметь в стране демократические институты при нищенском и мучительном положении двух третей населения? Вдруг, в какой-то момент бедствующий народ воспользуется этими институтами и устранит нынешних властителей и «проклюнувшихся» капиталистов. Тем более что новые хозяева жизни, как правило, бывшие чиновные коммунисты, понимали, что они очень уязвимы: воспользовавшись своей властью, они фактически поделили между собой самые прибыльные куски госсобственности – ресурсы и добывающую их промышленность – поделили национальное достояние! («Прихватизировали» или «награбили», как говорят в народе!). Да и других преступлений на их счету хватает. В условиях демократии ведь и посадят!

И тут следующий очень важный вопрос. Почему власти и капиталисты до сих пор не воссоздали обрабатывающую промышленность, из-за крушения которой большинство населения страны оказалось в положении «лишних людей»? Вместе с ней, не забудем, рухнули и наука, техническое образование, здравоохранение, тесно связанные с обрабатывающей индустрией.

Не приходила ли Вам в голову пугающая мысль, что если промышленность не воссоздается в течение 17 лет, то это значит, что она уже никогда не будет воссоздана при нынешнем строе? Вы же понимаете, какой это гигантский срок – 17 лет в 21 веке. В 20 веке в Германии за 5 лет была восстановлена тотально разрушенная войной промышленность, и началось движение в экономическое чудо. В СССР после войны за то же примерно время не только было восстановлено промышленное производство, но и начато производство атомного и водородного оружия. Еще раньше, после гражданской войны 1918-21 годов, с помощью НЭПа большевики Ленина за те же 5 лет добились не только восстановления производства до уровня 1913 года, но и подняли жизненный уровень населения страны до такой отметки, какой не достигалось в России ни до, ни после НЭПа. И это при том, что большевики не имели в своем распоряжении развитой добычи природных ресурсов для их экспорта. Между прочим, не думаете ли Вы, что успех НЭПа является главной причиной свирепой ненависти к Ленину многих нынешних «либералов», реформы которых привели Россию к прямо противоположному результату?

Так почему же все-таки не восстанавливается наша обрабатывающая индустрия? Не мелькала ли у Вас мысль, что капиталисты «просто» не хотят рисковать вкладывать средства в создание обрабатывающих предприятий в условиях давления западного экспорта извне и гиперкоррупции и «гиперпреступности» – изнутри, включая политическое рейдерство государства?

Знаете ли Вы, к примеру, что Южная Италия по сходным причинам уже почти два века продолжает оставаться нищим регионом «третьего мира», в котором так же, как и в России, господствует неистребимая мафия, в то время как Северная Италия выбилась в число высокоразвитых стран? ФИАТ однажды попытался построить свой филиал в Южной Италии, но из этого ничего не вышло. Филиал не выдержал конкуренции зарубежных фирм и давления мафии. Дело дошло до того, что входящая в коалицию Берлускони партия «Северный альянс» стала требовать отделить Южную Италию от Северной, чтобы она не висела гирей на ее ногах! Но население Юж. Италии, по крайней мере, не вымирает. Катастрофы разрушения жизни оно не пережило. Люди там как занималось сельским хозяйством, ремеслами и мелким предпринимательством, так и занимаются. Да еще разъезжаются по всей Европе пиццы печь!

Ближе к российскому случаю судьба Восточной Германии, бывшей ГДР. Мощная Западная Германия до сих пор не может ее индустриализовать и поднять до своего уровня. Не хочет капитал этим заниматься и все тут! Население Восточной Германии до сих пор живет много беднее своих западных соотечественников и страдает от высокой безработицы, которая в ряде регионов доходит до 50%! Но восточные немцы имеют возможность переезжать в Западную Германию и там устраиваться на работу или учебу, и это смягчает ситуацию.

Вернемся, однако, к вопросу, куда нам плыть?
Вы наверное думали о том, каким образом демократическая оппозиция сможет преодолеть сопротивление властей и «олигархов» и добиться восстановления демократии? И вы, наверное, рассчитываете на мирные средства борьбы. Но в этом случае, очевидно, нужна активная поддержка широких слоев народа? Но неужели вы думаете, что народ пойдет за вами, за демократами, пойдет за лозунгами и программами «голой», абстрактной демократии? Медведев при инагурации говорил примерно тоже самое, что и вы! Неужели вы не принимаете во внимание, что эти лозунги и программы в окаянные 90-е были до предела скомпрометированы либералами, которые под их прикрытием предоставили возможность номенклатурным боссам получить в собственность самые лакомые куски государственной собственности и себя не забыли, а большую часть промышленности и занятое в ней население бросили на погибель?

Российский народ выглядит сейчас, прямо скажем, не самым умным народом и очень пассивным. Но вы, полагаю, понимаете, что это поверхностное впечатление, и согласитесь со мной, что в каждом народе, в том числе и в нашем, есть какое-то ядро думающих людей, которые влияют на поведение и настроение всего народа, особенно в кризисные моменты. И не допускаете ли Вы, что эти люди понимают, что у вас, либералов, нет никаких новых конкретных идей, и вы фактически тянете страну к началу проклятых 90-х? Не этим ли и объясняется во многом нынешняя пассивность народа?

Короче говоря, не думаете ли вы, что сейчас сложилась тяжелейшая для вас, оппозиционных либерал-демократов, ситуация: верхи не позволят вам воссоздавать демократию, и низы вас не поддержат?

Судя по всему, не верит мыслящее ядро народа и левым кругам, которые тоже не имеют никаких серьезных новых идей и пропагандируют возврат в прошлое к т.н. «общественной собственности», т.е. государственной. Левые круги явно не способны преодолеть догматизм своей псевдосоциалистической идеологии, густо замешанной на антизападничестве, а то и на великорусском шовинизме. Их враждебность к Западу, воспитанная еще советской пропагандой, мешает им видеть развитие на Западе анклавов нового, настоящего социализма, который был бы спасительным для России. С пренебрежением относятся они и к «западной», «буржуазной» демократии, не понимая ее и понимать не желая.

Что же делать? Вопрос, на мой взгляд, стоит -- не куда плыть, а как с места стронуться? В то время как вымирание населения, не забудем, продолжается! Вот уже на днях и директор ЦРУ сообщил, что по их сведениям в ближайшие два-три десятилетия население России сократится на 30 миллионов человек, примерно, на четверть от численности нынешнего населения.

Я считаю наиболее достоверными подсчеты и прогнозы кафедры демографии МГУ, согласно которым уже сейчас население России уменьшилось до 120 миллионов (по ЦРУ получается то же самое!), и к середине века может скукожиться аж до 40 миллионов. Демографы предвидят дальнейшее сокращение рождаемости, когда в «продуктивный возраст» войдет поредевшее поколение 90-х годов.* Но я предполагаю, что катастрофа может разразиться много раньше, если население уменьшится, скажем, до 80 миллионов, учитывая гигантские размеры России и соблазнительность ее природных богатств…

* Подробнее я пишу о статистике вымирания в статье «Чем немцовы отличаются от путиных. Доклад Немцова-Милова» (статья размещена на сайтах civitas.ru, rukhpress.com.ua и www.belotserkovsky.ru)

В связи с этим хочу спросить, не мелькала ли у Вас мыслишка, что Россия несовместима с капитализмом? Капитализм у нас уродливый, не настоящий? Верно. Но не является ли это опять же следствием его несовместимости со страной? Несовместимы – и уродуют друг друга!

Во всех бывших социалистических странах Европы с укоренением капитализма укореняется и демократия, а у нас – искореняется?

И везде даже самый дикий капитализм способствовал развитию промышленности, науки, техники, а у нас – разрушал их? (И не восстанавливает вот уже 17 лет!)
Это ли не признаки несовместимости?

Причин такой несовместимости множество, и мы о них сейчас не будем говорить, а то это письмо разрастется до толстого буклета! Я пишу о них в ряде моих толстых статей ну и самым подробным образом в книге «Продолжение истории: синтез социализма и капитализма».

Так как же все-таки можно увести Россию с ее нынешнего гибельного пути при сохранении в стране капиталистической системы? Вы видите такой путь? Я не вижу. Я вижу путь к спасению лишь через установление в России строя нового социализма, демократического, с преимущественно групповыми трудовыми формами собственности и новым видом кооперативного кредита. Социализм этот я коротко называю «синтезным», то есть возникающим в результате синтеза (не механического смешения) определенных принципов капитализма и социализма.

И вот тут у меня к Вам самый, пожалуй, важный вопрос. Что Вы думаете об этом новом социализме, анклавы которого в последние 40-50 лет возникли почти во всех демократических западных странах? Более всего в США, где действуют уже десятки тысяч компаний самого разного профиля, принадлежащие трудовым коллективам. Существуют даже научные учреждения, изучающие этот строй, и коммерческие консультационные учреждения, помогающие трудовым коллективам приобретать предприятия в свою собственность. С 1974 по 79 годы Конгрессом США было принято 16 законов, регулирующих приобретение компаний их трудовыми коллективами (по программе ESOP). А в Испании с 1956 года развивается ассоциация принадлежащих работникам промышленных предприятий «Мондрагон», которая представляет собой уже мини государство посткапиталистического будущего! На мой взгляд, начинать создавать такой строй у нас надо было бы в «перестройку», и тогда это сделать было бы много легче. И он открыл бы возможность преемственного и постепенного движения страны к демократии и рыночной системе. **

**Подробнее я пишу обо всем этом в книге «Продолжение истории: синтез социализма и капитализма» (Москва, 2001), которая также размещена на моем сайте и продается в «Озоне».

В недавно опубликованном «Обращении к активистам «Другой России» и оппозиционной интеллигенции» я детально описываю, как может быть внедрен «синтезный» социализм в России, и как с помощью упомянутого выше кооперативного кредита, созданного в ассоциации «Мондрагон», можно быстро воссоздать в России обрабатывающую индустрию, научно-прикладную науку, и всё с ними связанное. А с тем поднять и жизненный уровень народа. При этом, не разрушая мелкий и средний частный бизнес! Если Вы не читали этого обращения, рекомендую прочесть.
И имейте в виду, что вдохновляли людей на Западе на создание анклавов синтезного социализма отнюдь не леваки. В Америке это финансист Луис Келсо и глава финансового комитета Конгресса США сенатор Рассел Лонг, в Европе -- испанский священник Хосе Мария Аризмендарриета, академик Ота Шик, Папа Иоанн-Павел Второй, академик Андрей Сахаров с его идеей конвергенции социализма и капитализма, знаменитый польский КОР – «Комитет Обороны Работников», помогавший рабочим создавать объединение «Солидарность», главной целью которого было утверждение в Польше «Общества социалистического самоуправления» (того же синтезного социализма). Членами КОРа, напомню, состояли видные польские интеллектуалы как левой, так и правой ориентации.

Так вот, если бы российские демократы положили своею целью создание движения за современный социализм и за демократию на его основе, они наверняка смогли бы привлечь на свою сторону большую часть российского общества. Мыслящая элита народа поняла бы, что это дело серьезное и стоящее.

И я знаю, о чем говорю. До эмиграции я учительствовал в школах рабочей молодежи и работал корреспондентом по промышленности от московских изданий. А с 1990 по 1994 годы состоял экспертом и советником «Союза трудовых коллективов» СССР, потом – России. Союза, созданного с целью добиться законодательства, которое давало бы право и возможность приватизировать предприятия и учреждения их трудовыми коллективами. Союз этот объединял представителей большинства крупных заводов и научно-прикладных институтов страны. Знаменательно, как я стал его советником. Летом 1990 года мне в Мюнхен, где я тогда работал комментатором на «Радио Свобода», позвонил из Тольятти слесарь ВАЗа Владимир Андрианов, член учредительного комитета Союза, и рассказал, что они читали мою книгу («Самоуправление») о синтезном социализме, изданную в Германии. Как эта книга дошла до Тольятти, я до сих пор не понимаю! Одно из писем Андрианов закончил словами: «Желаю Вам, Владимир Владимирович, хорошего настроения. Пришло наше время!» И такое Андрианов писал человеку в Мюнхене, да работающему на «Свободе», финансируемой, как постоянно лгала советская пропаганда, из ЦРУ. Слесарь В. Андрианов был одним из самых умных и светлых людей, каких я встречал в моей долгой жизни.

Что касается «Союза трудовых коллективов», то я советовал его активистам перестроить Союз в политическое движение типа польской «Солидарности» и бороться за власть вместо того, чтобы обивать властные пороги, т.к. уже было ясно, в чью пользу пойдет приватизация. Но я был один там, диссидентствующий интеллигент, и мои усилия не увенчались успехом. Против меня работали «члены Союза» из КГБ, использовавшие веру многих союзных активистов в Ельцина, в помощь с его стороны. Российские демократы, даже левого толка, проигнорировали «Союз». Ничего подобного КОРу российская интеллигенция не создала. С развалом промышленности распался в 94-м и «Союз трудовых коллективов». Но, несмотря на неудачу, общение с делегатами «Союза» показало мне, что в народной среде остается значительное число мыслящих людей.

В заключение хочу отметить позорную практику либерал-демократов, возглавляющих немногие оставшиеся в живых оппозиционные СМИ. Они подвергают жестокой цензуре любые сведения и даже просто упоминания о появлении в мире ростков и анклавов нового социализма, так же как и сведения о целях борьбы венгров в 1956 году, чехословаков в 1968 и поляков в 1981. Ведь их целью было утверждение нового социализма! Не упоминается уже давно и одна из главных идей А. Сахарова о конвергенции социализма и капитализма, как «единственной альтернативы гибели человечества». Между прочим, моя ориентация на новый социализм послужила причиной отлучения меня от «Новой газеты». Вы, наверное, не замечаете такой цензуры, а для меня это – великая беда моей жизни.
Беспощадная цензура идей и сведений о новом социализме свидетельствует, на мой взгляд, о том, что осуществляющие эту цензуру люди никакие не демократы, лишь мечтают о власти и богатстве для себя любимых.

С левыми дело обстоит не лучше. Они не хотят ничего слышать о синтезе социализма с проклятым капитализмом. В одном левом интеллектуальном журнале меня однажды обвинили в том, что я расхваливаю польскую «Солидарность», несмотря на то, что «она, как известно, была создана на деньги ЦРУ»! Великое движение за обновление жизни, которое могло бы так помочь нашей стране и всему миру, движение, вызывавшее восхищение у всех нормальных людей в демократических странах, было, оказывается, создано на деньги иностранной разведки… Попробуйте, скажите им, что Октябрьская революция была «создана» на немецкие деньги – зайдутся в священном гневе!
Печально обстоят дела в нашем отечестве. Вы не находите?