Аланский историк из чеченцев
Связи, налаженные в последнее время с нашими зарубежными соотечественниками, уже дают свои ценные плоды. Настоящей сенсацией для истории Чечено-Ингушетии и всего Северного Кавказа является сообщение о существовании арабоязычной рукописи аланского историка, мусульманского учёного и проповедника Аздина Вазар, сведения о которой вместе с ксерокопией аннотации на арабском и чеченском языках передал в Чечено-Ингушский государственный объединённый музей историк из Иорданского Хашимитского Королевства Абдул-Гани Хасан.
Отец аланского историка Аздина – Вазар был офицером высокого ранга, являясь одним из военачальников монголо-татарского войска. Жил он в столице татар – городе Сарай, однако, предки Аздина вышли из аланского племени нохчий (чеченцы). Аздин Вазар в своей книге описывает страну алан, расположенную на пространстве к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана, севернее истоков (родников) Терека и его узкого ущелья (Дарьяла) с землями к северу от реки Терек и равнины «Сотай» до Каспийского моря, включая страну к югу от рек Идал (Волга) и Дон. В рукописи упоминаются населённые пункты алан: Мажар, Дади-Ке, крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки, а также описывается местность нижнего течения Терека при впадении в Каспийское море, включая равнину Кешан и остров Чечен. Кстати, по предварительной информации, полученной от Абдул-Гани, средневековый автор не отделяет чеченцев от алан, считая их одним народом.
Начальное образование Аздин Вазар получил в городе Сарай. Родился он во времена, когда хромой Тимур (Акхсакх Темар) прошёлся жестокой войной по Кавказу, то есть в 1395 году, а умер Аздин Вазар в 1460 году, прожив 65 лет. Для продолжения учёбы он выехал в мусульманские страны Египет, Иран, Турцию. Аздин Вазар попытался проповедовать ислам среди вайнахов, но это ему не удалось, потому что в то время горные аланы (вайнахи) исповедовали две религии: одна часть – христианскую, а вторая – языческую религию («магос цIера дин»). Хотя Аздину Вазар не удалось распространить мусульманство, однако, он сумел немного распространить свои знания, учение. Этот документ говорит о том, что священники из Нашхи и горной Акии больше других сохраняли христианскую веру.
В своей книге Аздин Вазар упоминает племена и общества:
1. Адой,
2. Аздой,
3. Шейшой,
4. КIайнажой,
5. ДIайхой,
6. Хой,
7. Сакхой,
8. Садой,
9. Ваной,
10. Малхой,
11. Нашой,
12. Асой-Асхой,
13. Аной,
14. ГIойтIой,
15. Артой,
16. Мартой,
17. ЦIерасаккхой,
18. Меда-Адой,
19. Назрой,
20. Бартой-Бартлой,
21. Арваной,
22. Ширваной,
23. КхеладIай
24. Iадой,
25. Iедой,
26. ГIундукъой,
27. Ташхой,
28. Сартой,
29. Гелой,
30. Сийлой,
31. Суберой,
32. Гардой,
33. МазигIутой,
34. Вандлой,
35. Кештой,
36. Албаздукъой,
37. Аршой,
38. Сиброй,
39. Нашхо,
40. Нахаш,
41. Ахшой,
42. Вахш,
43. Тханах,
44. Байнах,
45. Мартнах,
46. Нартнах,
47. Авхаш,
48. Ножашийн.
Большая часть этих топонимов и названий до сих пор существует на равнине и в горах Чечено-Ингушетии.
По-видимому, предположение лингвиста, кандидата филологических наук Я. Вагапова о том, что готский историк VI века н.э. Иордан (происходивший из алан) был представителем народа, разговаривавшего на языке, близком современному чеченскому и ингушскому, не так уж и беспочвенно.
Арабоязычный источник средневекового аланского учёного, путешественника и миссионера из чеченцев Аздина Вазар ещё предстоит исследовать учёным – историкам и лингвистам.
Материалы разворота подготовлены старшим научным сотрудником ЧИГОМ Далханом Хожаевым.
Газета «Республика» от 14 февраля 1991 года.
|