РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

 

Косово и Чечня: «нет» политике двойных стандартов!

Майрбек Тарамов, для CHECHENPRESS. 18.03.08 г.

 

Швеция, одной из первых демократических стран, признала независимость Косово. Это похвально. Однако, в связи с этим шагом встает вполне резонный вопрос – что же мешало Швеции и другим странам Европейского Содружества признать независимость Чеченской Республики Ичкерия, обладавшей для этого большими основаниями на протяжении длительного времени? – Ведь истинная демократия не терпит проявления двойных стандартов.

В конце январе 1997 года в присутствии огромного числа наблюдателей ведущих стран мирового сообщества и международных организаций прошли президентские выборы в Чечении, на которых при подавляющем большинстве голосов президентом стал Аслан Масхадов. Присутствовавшие наблюдатели пришли к выводу, что это были самые демократические выборы на постсоветском пространстве. Особо следует отметить, что в организации и проведении выборов чеченского президента Российская Федерация приняла самое деятельное участие. Таким образом, демократическое сообщество признало легитимность чеченского президента Масхадова, как главы нового государственного образования, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К свершившемуся факту следует добавить еще одно обстоятельство. 31 августа 1996 года были заключены Хасавюртовские соглашения, утверждавшие, что в кровопролитной войне с бывшей Советской империей чеченский народ одержал победу. Особо подчеркивалось, что Соглашения подписывались: «исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, укрепления межнационального согласия и безопасности народов».

Основываясь на легитимности выборов Чеченского президента и заключенных Хасавюртовских соглашениях, российским руководством фактически предоставлялась возможность признания Чеченской Республики Ичкерия мировым сообществом. Остается загадкой, почему этой возможностью не воспользовалась Швеция – одна из тех стран, которая более других негодовала по поводу российской агрессии непризнанного чеченского государства в конце 1994 года?

Еще большим основанием для международного признания Чечении послужил Мирный Договор от 12 мая 1997 года, подписанный президентами России и Чечении: Борисом Ельциным и Асланом Масхадовым. В этом межгосударственном договоре черным по белому было изложено право Чеченского народа на самоопределение: «Строить свои отношения (межгосударственные - МТ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права».

Непризнание и отсутствие международной поддержки Чечении ведущими странами мирового сообщества имело катастрофические последствия не только для чеченского и русского народов, но в целом привело к изменению баланса сил в демократическом сообществе. Итогом недальновидной политики Запада явилось не только ослабление демократических позиций президента Ельцина и его сторонников, но и предопределило приход к власти в России жесткого, авторитарного лидера в лице Владимира Путина, который, воспользовавшись ситуацией, немедленно развязал вторую, реваншистскую войну в Чечне. Вслед за этим выходец из КГБ начал свертывание демократических свобод в России и взял курс на реанимацию Советского Союза.

Признание независимости Косово и игнорирование Чечении, в течении 14 лет отстаивающей свою свободу, неся на этом пути колоссальные жертвы, демонстрирует миру вопиющую несправедливость, называемую политикой двойных стандартов, которая ложится черным пятном на демократический процесс в мире.

В складывающейся ситуации разумным шагом Европейского Сообщества, и Швеции в частности, было бы требование к российскому руководству о прекращении перманентного геноцида чеченского народа, происходящего под аккомпанемент кремлевской пропаганды об окончании боевых действий в Чечении, где практически  отсутствуют международные гуманитарные организации и иностранные журналисты. А дальнейшим шагом должно быть признание права чеченского народа на самоопределение, ведь если мировое сообщество утверждает, что Косово – специальный случай в мировой практике, то относительно Чечении этой специфики несоизмеримо больше.