РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

А. Закаев: «Пора назвать вещи своими именами»

CHECHENPRESS, Отдел официальной информации, 01.03.08 г.

 

29 февраля в Лондоне, по инициативе независимой европейской организации «Чечня –
Форум Мира» и Британского Центра Внешней Политики прошла Конференция на тему «Россия и Чечня». Председательствовал Стефан Твиг, Директор Британского Центра Внешней Политики, ведущий европейский политолог.

С докладами выступили Эдвард Лукас, корреспондент журнала «Экономист», признанный эксперт по России и автор книги «Новая холодная война», Ахмед Закаев, Председатель Кабинета Министров ЧРИ, а также Дэвид Кларк, Председатель Российского Фонда в Великобритании и бывший специальный советник Министра Иностранных Дел Робина Кука.

В дебатах принимали участие:

Лорд Ник Ри, Почетный Консул ЧРИ в Великобритании,
Лорд Хилтон, член Палаты Лордов,
Баронесса Сара Лудфорд, член Европейского Парламента,
Профессор Билл Боринг,
Джеймс Никси, руководитель Программы Россия – Евроазия,
Джеймс Роджерс из Центра Международных Исследований Кембриджского Университета,
Чарльз Вленди из Центра по изучению конфликтов Королевской Военной Академии, Доктор Домитилла Саграмосо из Королевского Колледжа и др.,
в т.ч. представители ведущих британских информационных агентств.

Все выступившие недвусмысленно отметили реальную угрозу, исходящую от России, где общество целенаправленно лишено своими правителями демократических средств и способов влияния на власть.

При этом, как было в той или иной тональности озвучено многими выступавшими, гражданская пассивность российского общества закономерно порождает в нем бытовой радикализм, выражающийся в растущих год от года проявлениях ксенофобии и расизма.

Именно это опасное сочетание агрессивности с атрофированным гражданским и правовым самосознанием и делает, по мнению участников Конференции, российское общество заложником власти и его авантюристского внешнеполитического курса, что и представляет собой угрозу для Европейского сообщества и Запада в целом.

Многие выступавшие, тем не менее, призвали не драматизировать деструктивные возможности Кремлевского режима, так как экономический анализ однозначно демонстрирует, что, несмотря на циничные попытки «энергетического шантажа» со стороны Кремля, Россия больше нуждается в Западе и Европе, чем они нуждаются в России.

Выступавшие сошлись на том, что с Россией, безусловно, необходимо вести диалог, однако решительно высказались против того, чтобы компромиссы с Россией достигались за счет попрания фундаментальных принципов демократии и прав человека.

Ниже мы публикуем доклад, с которым выступил на Конференции в Лондоне Председатель Кабинета Министров ЧРИ Ахмед Закаев.

*********

Уважаемый Председатель!

Уважаемые Дамы и Господа!

Все, что путинский режим сделал в России, – это следствие и отражение того, что произошло и происходит в Чечне. Конечно, чекизм не произрастает корнями из Чечни, но возрождение чекизма стало возможным благодаря античеченской истерии, искусно созданной Кремлем и поддержанной абсолютным большинством российского общества, в т.ч. демократами. Беззастенчивая ложь, беззаконие и кровавые преступления – составные инструменты российской политики в отношении Чечни. Разгоряченная великодержавной пропагандой, российская общественность легко приняла очевидные грязные приемы против чеченцев, а когда их начали применять против самих русских, то что-либо изменить стало поздно.

Ложь России относительно чеченцев состоит, среди прочего, и в том, что они, якобы, в 1991 г. во главе с генералом Джохаром Дудаевым «подняли мятеж и захотели выйти из состава России». На самом деле, Чечня 27 ноября 1990 г., в полном соответствии с обновленным законодательством СССР и Декларации о государственном суверенитете России от 11 июня 1990 г., вышла из состава Российской Федерации и стала равноправным субъектом СССР. 21-го августа 1991 г. Чечня, наравне с Россией, Украиной и др. бывшими союзными республиками, должна была подписать обновленный союзный договор в Ново-Огареве, чему помешала известная попытка путча. Что касается Джохара Дудаева, то он пришел к власти в Чечне спустя год после провозглашения Чечено-Ингушской Республикой Декларации о государственном суверенитете, без возражений принятой в свое время как союзной, так и российской властями.

Беззаконие, проявленное и проявляемое Россией против Чечни, состоит в том, что она, во-первых, в 1994 г. вторглась в суверенную Чеченскую Республику, де-юре и де-факто не входившую в состав России с 27 ноября 1990 г., а во-вторых, в 1999 г. вторглась в Чечню повторно, нарушая уже и Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ, подписанный главами двух государств по окончании первой российско-чеченской войны 12 мая 1997 г. Особо следует выделить беззаконие, совершенное российским руководством против чеченского народа в виде т.н. референдума от 23 марта 2003 г. и последовавших «выборов президентов» Чеченской Республики 2003-4 гг. Правовую оценку этим фарсам дал сам президент России Путин. Выступая по телевидению вечером 23 марта 2003 г., после сообщения об успешно проведенном референдуме в Чечне, Путин облегченно заявил миру, что «наконец, де-юре восстановлена территориальная целостность Российской Федерации». Похоже, до мистера Путина ни тогда, ни позже так и не дошло, что президент России не имеет права назначать своим указом референдум на территории, находящейся вне его юрисдикции.

По свидетельству международных и российских правозащитных организаций, в Чечне за вторую античеченскую кампанию убито более 250 тысяч гражданского населения, среди которых более 40 тысяч составляют дети. Для чеченцев – это четверть от всего населения. Чтобы понять нашу трагедию, представьте, что Россия в результате внешней агрессии кроме тотального разрушения социально-экономической инфраструктуры еще теряет от 140 миллионного населения 35 миллионов человек только убитыми, среди которых более 5 миллионов детей.

Уважаемые господа! Россия имеет большое значение для всех – Америки, Европы, Китая, исламского мира и т.д. Я бы очень хотел, чтобы Россия хоть для одной иной страны имела большее значение, чем для Чечни. Я понимаю, что это пустая мечта. Поэтому чеченцы, пожалуй, более всех заинтересованы в том, чтобы Россия как можно скорее стала свободной демократической страной с верховенством закона. Помимо воли самих чеченцев случилось так, что Чечня после распада СССР заняла чуть ли не центральное место во внутренней и внешней политике России.

Для меня, как и для других моих чеченских коллег, более 14-15 лет вовлеченных в российско-чеченское противостояние, становится все очевиднее, что этот конфликт продолжается только из-за неугасающей заинтересованности в нем официальной Москвы. Мы понимаем, что стали инструментом в политических комбинациях. Чеченскую тему использовали до сих пор для захвата власти, для передачи власти, а также для манипуляций общественным мнением. С 2001 г., благодаря античеченской войне, заблаговременно названной «войной против международного исламского терроризма», путинская Россия впервые со времен СССР стала одним из ключевых игроков в международных отношениях. Прикрываясь войной в Чечне, Россия стала провоцировать нестабильность, где только это возможно. Даже вторжение в Ирак произошло при активнейшем содействии России, не говоря о ее постоянно деструктивной роли в палестино-израильском конфликте. Истина также в том, что напряженность в любой точке мира способствует подорожанию энергоносителей, составляющих главную статью доходов российской казны.

Без преувеличения, – пока существует Чечня, у неочекистов в России будет волшебная палочка для удержания власти и манипуляции общественным настроением. В то же время, пока у власти в Кремле эти самые неочекисты, в Чечне найдутся недовольные, с оружием в руках противостоящие произволу оккупантов и их местных приспешников. Выход представляется только через вмешательство третьей силы, которая могла бы объединить, прежде всего, здоровые оппозиционные силы в самой России с легитимными представителями чеченского народа и, безусловно, активное участие в поиске мирного урегулирования официальных западно-европейских структур, в т.ч. правительств. В сегодняшней позиции Запада по отношению к чеченской проблеме справедливо видят проявление двойных стандартов, сравниваете ли Вы Чечню с Косово или с постсоветскими конфликтами в Грузии и Молдове. Во всех случаях, за исключением Чечни, задействованы международные посредники, вплоть до миротворческих сил.

Политика двойных стандартов – не лучший путь распространения демократии. Назвать вещи своими именами в отношении Чечни значило бы, во-первых, дать правовую оценку происходящему, а во-вторых, указать России на неизбежную ответственность за преступления против человечности, совершенные в Чечне российскими войсками.

Только справедливое решение российско-чеченского конфликта способно привести российское общество к стабильности, демократии и свободе.

Благодарю за внимание.