Косово: прямо по Путину
Вадим Белоцерковский. 21.02.08 г.
"Нам говорят - в Косово особый случай. Вранье это все, а не особый случай!.. Односторонняя поддержка независимости Косово является неморальной и неправовой. Нельзя поощрять сепаратизм".
Владимир Путин
Да, косовский случай в некотором смысле действительно особый, прежде всего для европейцев. Но стал он таковым благодаря жестоким действиям сербских фашистов и поддержке их руководителями России начиная с Ельцина.
Я наблюдал за развитием югославской трагедии, живя в Германии в качестве политэмигранта, и имел возможность видеть правдивое освещение тех событий. (Да, господа - жертвы сталинистско-путинской пропаганды, в демократических странах СМИ в целом не искажают действительности!) Наблюдал пристально, так у меня к Югославии было особое отношение. Югославия, во-первых, остановила агрессию сталинской России в Восточной Европе, а во-вторых, впервые в мире пыталась создать в масштабе государства новый тип социализма с опорой на самоуправление трудовых коллективов. Попытка эта, увы, не увенчалась успехом - главным образом из-за отсутствия демократии в стране.
После провала попытки создания такого строя и смерти харизматичного лидера страны Иосипа Броз Тито Югославию уже ничто не скрепляло, и она начала разваливаться. И тогда в Сербии к власти пришел Слободан Милошевич, который, чтобы укрепить свою авторитарную власть, поднял знамя сербского великодержавия, попытался силой остановить распад Югославии. В Словении и Хорватии ему дали по рукам, и он уцепился за Боснию-Герцеговину и Косовский край. В Боснии он стал поддерживать местных сербских шовинистов, которых возглавил Радован Караджич. Они занялись изгнанием боснийских мусульман и хорватов из этого лоскутного государства. Те ответили вооруженным сопротивлением. Но отряды боснийских сербов, получавших поддержку от Милошевича, стали одерживать верх. Около трех лет длилась эта война. Босния потеряла в ней около 200 тысяч мирных жителей, многие города, включая Сараево, были разрушены. Около миллиона боснийцев бежало с родины в соседние страны Европы.
Лидеры Запада все это время пытались уговорить сербов угомониться. В европейском обществе поднималась волна возмущения бездействием Евросоюза и НАТО. И под давлением этих настроений руководители стран НАТО решились на применение силы против сербских фашистов - точечные бомбардировки их военных объектов. Сербские отряды были разгромлены, а занятые ими территории Боснии освобождены.
Между прочим, на стороне сербских националистов воевало и некоторое количество их единомышленников из России. Недавно в Интернете появился видеоролик, героем которого является не кто иной, как Эдуард Лимонов, который в ту пору был еще полным национал-патриотом. Он сначала беседует с Караджичем, а затем допускается сербами к станковому пулемету с оптическим прицелом и, тщательно прицелившись, начинает обстреливать расположенный под горой боснийский город - вероятно, Сараево. На всех балконах и окнах города видны одеяла и полотнища, с помощью которых жители укрывались от прицельного огня сербских снайперов, которые стреляли "по всему, что движется", включая детей, женщин и стариков.
Разгром боснийских сербов не остановил Милошевича. Он принялся за Косово. Прежде всего ликвидировал автономию края, установленную маршалом Тито, а мирные протесты косоваров начал подавлять оружием. Косовары ответили партизанской борьбой, и сербские войска принялись изгонять население края в соседние страны.
В боснийскую войну Россия, сохранявшая еще демократический дух, не вмешивалась, а к началу войны в Косово в России уже установилась авторитарная власть Ельцина, и он начал поддерживать Милошевича. Он фактически стал проводить ту же политику, что и сербский фюрер, и с той же целью - укрепить свою шатающуюся власть и отвлечь внимание россиян от ужасов внедряемого номенклатурно-бандитского капитализма. С этой целью Ельцин затеял и "маленькую победоносную войну" в Чечне, чтобы не допустить ее отделения. Получив от чеченцев отпор, он начал с помощью отнюдь не точечных бомбардировок истреблять население и разрушать города Чечни. Число жертв также приблизилось к 200 тысячам.
Но вернемся к Югославии. Политическая поддержка со стороны России вдохновила сербов Милошевича, и они не пожелали слушать увещеваний Европы и США. Из Косово было изгнано около миллиона жителей, которые бежали в соседние, отнюдь не богатые страны (Македонию, Албанию) и далее в страны ЕС. Уже из-за одного этого лидеры Европы и НАТО не могли годами уговаривать Милошевича. Да и общественность Европы на этот раз была настроена более решительно. И авиация НАТО начала бомбардировки сербских вооруженных сил и стратегических объектов - на этот раз без санкции СБ ООН, в котором российские представители блокировали любые серьезные меры против режима Милошевича.
Бомбардировка возымела успех, Милошевич был вынужден фактически капитулировать, увел свои войска из Косово, позволив вооруженным силам НАТО занять Косовский край.
Итак, косовский "особый случай" состоит в том, что Европа и США не хотят мириться с тем, что в Косово вновь могут появиться сербские войска. В любой момент к власти в Сербии могут прийти радикальные националисты, спровоцируют в Косово конфликт жителей сербских анклавов с косоварами и поспешат на помощь своим соотечественникам. Возможны и другие сценарии с тем же концом. И начинай все сначала! Опять война и кровь в центре Европы.
Так что вопреки тому, что утверждает Путин, поддержка независимости Косово является и моральной, и правовой. Моральной - потому что предупреждается насилие и кровопролитие. Правовой - потому что право народов на самоопределение записано в Уставе ООН, как и право государств на территориальную целостность. Беда в том, что в международном праве до сих пор не определено, в каких случаях должно главенствовать одно право, а в каких - другое. Причина этого в том, что большинство стран - членов ООН находится еще в нецивилизованном, средневековом состоянии: на первое место ставят свои эгоистические интересы, человеческую жизнь не ценят, а право признают только на словах. Восточный Тимор на референдуме высказался за независимость от Индонезии, и тут же индонезийские войска кинулись громить сторонников самоопределения. Было бы морально для демократических стран региона не попытаться защитить население Восточного Тимора? Слава богу, наученные горьким опытом Сербии, они в течение пары недель под руководством Австралии собрали объединенный миротворческий контингент, высадили его на Восточном Тиморе, остановили резню и обеспечили независимость молодого государства.
Давно, я уверен, защитили бы западные страны и многострадальный чеченский народ, если бы у России не оставалось от Советского Союза огромного количества ядерных ракет и прочего оружия массового уничтожения, как и сталинистов у власти, способных это оружие пустить в ход.
Еще очень важно осознавать, что западные страны намерены провести в Косово интереснейший социальный эксперимент, посылая для этого туда специальную миссию из 2000 человек. В нее будут входить полицейские, таможенники, прокуроры и судьи, которые прибудут в Косово изо всех стран ЕС и из США. Цель миссии - не допустить нарушений прав человека и проконтролировать, чтобы на хрупкие институты власти в крае не оказывалось политическое давление. Миссия ЕС будет, в частности, иметь возможность отслеживать ведение дел о коррупции, организованной преступности и военных преступлениях. Говоря шире, миссия эта будет помогать Косово сделаться цивилизованной страной.
Но вернусь к вопросу о праве на самоопределение. Право это обосновывается тем соображением, что без свободы выхода не может быть вообще никакой свободы. Свободного индивидуума нельзя насильно удерживать где-либо. Иначе он уже не свободный человек, а раб. Это относится, разумеется, и к народам. В цивилизованном мире свободы выхода может не быть лишь из двух мест: из тюрьмы и сумасшедшего дома.
Право на самоопределение народов знаменует выход человечества из средневековья к правовому, цивилизованному существованию. Это право несовместимо с принципом "кто силен, тот и прав". И крик Путина: "Нельзя поощрять сепаратизм!" - это голос из звериного средневековья.
Пример цивилизованного и демократического использования права на самоопределение дает бескровное отделение Словакии от Чехии или определение статуса франкоязычной провинции Квебек в Канаде путем референдума. Всем на Западе было ясно, что если бы на последнем (втором) референдуме большинство населения Квебека высказалось за отделение (голоса разделились почти поровну), то провинция отделилась бы от Канады, а цивилизованные канадцы не стали бы бомбардировать Монреаль и военной силой подавлять "сепаратистов". Точно так же отделилась бы и Северная Ирландия от Великобритании, и Страна Басков от Испании, если бы и там за отделение выступало большинство населения.
В Конституции же РФ закреплена возможность присоединения к России других народов, но нет права на выход. Типичный случай для империалистической державы, мечтающей о расширении своих владений. Если, к примеру, Белоруссия захотела бы (вдруг!) присоединиться к России, то милости просим! А если, присоединившись, захотела потом уйти (исправить ошибку), то привет: "Территориальная целостность неприкосновенна!"
Право на защиту территориальной целостности должно главенствовать, очевидно, лишь в том случае, если имеет место стремление соседей отхватить кусок вашего государства. Как сейчас, к примеру, это делает российская власть, де-факто отнимая у Грузии Абхазию и Южную Осетию, а у Молдавии - Приднестровье.
До начала конфликта абхазы составляли только 18% населения Абхазии (по данным переписи 1989 года). Отделяться абхазы имели бы право только с той территорией, на которой они компактно проживали и составляли большинство среди ее населения. Напомню также, что "освобождалась" Абхазия от Грузии с военной помощью России и легиона добровольцев с северного Кавказа под командованием Шамиля Басаева. Легион этот был привлечен в Абхазию опять же российскими спецслужбами.
Нет права на отделение и у Приднестровья. Большинство русскоязычных жителей переселялись туда после войны по набору для работы на создаваемую там Москвой промышленность и прожили в Приднестровье слишком мало времени, чтобы иметь право считать его территорию своей.
Осетины в Южной Осетии, казалось бы, имеют право на самоопределение, так как давно и компактно проживают на территории края. Но если бы не одно "маленькое но": их, как абхазов и жителей Приднестровья, подталкивают к "самоопределению" российские власти.
И вот тут мы действительно имеем дело с "особыми случаями" - с нарушением (со стороны России) территориальной целостности соседних стран, под маской поддержки самоопределения национальных меньшинств в этих странах. "Нельзя поощрять сепаратизм!" - кричит Путин, используя сепаратизм в Грузии и Молдавии для шантажа Запада.
Ну а что касается Косово, то край этот представляет собой для Кремля прекрасное средство держать в напряжении Европу. В Кремле хорошо понимают, что если бы Косово осталось в составе Сербии, то это был бы источник постоянной головной боли для европейцев и американцев, источник постоянного нарушения стабильности в Европе. Вслед за "поздним" Ельциным Путин идет по старой дорожке советской внешней политики: всячески пакостить Америке и Европе и представлять их врагами России, чтобы отвлекать внимание своего народа от истинных причин его бедственного положения.
И то, что сейчас ЕС и НАТО проигнорировали колоссальное давление Москвы и поддержали отделение Косово, стало серьезным поражением антизападной политики Путина и его стремления изображать себя одним из ведущих лидеров мира. Путину указали на его истинное место.
На фоне этого события знаменательно звучат слова главного кандидата на пост президента США от республиканцев Джона Маккейна: "Я не думаю, что холодная война снова разгорится. У России нет ни средств, ни возможностей тягаться с США". Это тот Маккейн, который ранее заявил, что он, как и Буш, заглядывал в глаза Путину, но "не увидел в них ничего кроме трех букв: К.Г.Б!"
Поражение Путина в Косово может стать переломным моментом очередного великодержавного периода в истории государства Российского.
|