РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Жизнь замечательных псарей

Александр Подрабинек, Prima-news.ru 13.02.08 г.

 

16 января в «МК Подробности» опубликовано очередное письмо Александра Минкина президенту Путину. В послании, озаглавленном «Царь и псарь», речь идет об изумительном по своей несуразности событии – в серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография Владимира Путина. Несуразность состоит даже не в том, что Путина вряд ли можно считать замечательным человеком (это, кто как считает), а в том, что этот человек жив, притом, что в упомянутой серии печатают биографии людей умерших.

Биографом этого еще живого «замечательного человека» выступил историк Рой Медведев, о котором Александр Минкин пишет: «У судьбы есть чувство юмора. Биографию офицера КГБ написал агент КГБ. Такая репутация у Роя Медведева очень давно (хотя официально он числился диссидентом)». Всецело соглашаясь с Минкиным в оценке этого изумительного события, возражу лишь в одном – в оценке Роя Медведева.

В последнее время многие не упускают случая лягнуть диссидентов, и тем самым вывести себя на новый, более высокий нравственный уровень. Не отношу это к Минкину, но примеров достаточно. Это как кто-то из так называемых шестидесятников в свое время высказался: «Пока они (диссиденты) парились на нарах, мы готовили перестройку». Ну да Бог с ними, после падения Советской власти многие поспешили записаться в борцы с ней, некоторые зачислили себя и в диссиденты.

Рой Медведев, однако, не из таких. Разумеется, он официально не числился диссидентом, как о том пишет Минкин, по той простой причине, что официально в диссиденты, к счастью, не зачисляли. Он не всплыл на волне перестройки, как многие ее «прорабы». Не зарабатывал в спешке демократическую репутацию. Он не новенький и не самозванец. В диссидентском движении у него старая, заслуженная и вполне определенная репутация. Он неоднократно отмечался в качестве человека, науськивающего КГБ на диссидентов или фактически оправдывающего репрессии против них. Поэтому, мимоходом причисляя Роя Медведева к диссидентам, Александр Минкин невольно дезинформирует читателя. Даже каявшихся по советскому телевидению в своих антисоветских грехах Звияда Гамсахурдия или Петра Якира можно с большим основанием относить к диссидентам, нежели лукавого и пронырливого Роя Медведева.

Обратимся к диссидентским источникам.

Член Московской группы «Хельсинки» (МХГ) проф. Мейман, 16 апреля 1977 г.: «12-го апреля по западному радио было передано интервью с д-ром Р.Медведевым, в котором критиковалась позиция президента Картера по вопросу о правах человека. Д-р Медведев также утверждал, что акад. Сахаров растерял свой авторитет из-за своего окружения, состоящего, по словам Р.Медведева, "из никого не представляющих экстремистов"». («Хроника текущих событий», № 45, 1977).

Разумеется, можно быть какого угодно мнения о политике президента Картера и окружении Сахарова, но что значит «никого не представляющие экстремисты»? Чекистская лексика! Ату их! И ведь до чего знакомо по дню сегодняшнему. Не случайно дальше Наум Натанович Мейман пишет: «Как показывает опыт, позиции д-ра Медведева и Советского правительства по ряду важных, имеющих кардинальное значение вопросов очень часто, хотя и с разными мотивировками, совпадают». (Будто и не прошло с тех событий 30 лет!).

В сентябре 1978 года Рой Медведев пишет «Открытое письмо», в котором весьма созвучно с КГБ обвиняет во всех смертных грехах распорядителя Фонда помощи политзаключенным Александра Гинзбурга, к тому времени уже осужденного на 10 лет лагерей особого режима. Он обвиняет Гинзбурга прямо по пропагандистским лекалам КГБ – общественные деньги тратит на банкеты, окружил себя уголовниками, купил кооперативную квартиру в Москве и дачу в Тарусе и т.п. При этом Медведев вряд ли не знал, что дом в Тарусе Гинзбург купил еще до создания Фонда, а квартиру в Москве купила его жена Арина Жолковская еще за 10 лет до того. Про банкеты, уголовников, красивую жизнь и прочую чушь в отношении диссидентов даже говорить неловко, поскольку этим были полны тогда все советские газеты.

В октябре 1978 года МХГ выпустила Документ № 65, в котором говорится: «Власти ведут усиленную и все более расширяющуюся кампанию дискредитации правозащитного движения в нашей стране, используя в этих целях ложь и клевету… Повторяя вымыслы официозов и ложь, распространяемую следственными органами, добавляя новую клевету, брань и угрозы террористическими актами, один за другим следуют анонимные «меморандумы», идет поток анонимных писем, преимущественно порнографического содержания, и телефонных звонков. В конце сентября в эту кампанию своими открытыми письмами включился известный в СССР и на Западе историк и “диссидент” Рой Медведев».

Не буду утомлять читателя пересказом документов, отмечу лишь, что уже тогда Рой Медведев считался диссидентом в кавычках. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на последнем съезде КПСС он стал членом ЦК, а в 1992 году во время разбирательства в Конституционном суде «Дела КПСС» был экспертом на стороне коммунистов. Не удивительно, что сегодня он пишет восторженные биографии о Путине, не брезгует и Андроповым. Как говорила одна моя знакомая о подобных людях: «Оно всплывает». Оно востребовано при всякой жесткой власти, нигде не пропадет, никогда не потонет, и лучший способ нейтрализовать его – не трогать даже нечаянно.

А уж если случиться тронуть, то аттестовать точно, а не так, как ему самому было бы приятно слышать.