РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Михаил Трепашкин продолжает бороться за свои права

Интервью у М. И. Трепашкина взяла Елена Маглеванная,  CHECHENPRESS, 31.01.08 г.

 

Недавний политзаключенный сообщил, что власти России прислали ему извещение о готовности начать выплату компенсации за нарушение условий содержания под стражей.

Е. М.: Уважаемый Михаил Иванович, расскажите подробнее, как именно это произошло? Неужели власть решила хотя бы частично признать несправедливость, совершенную в отношении вас?

М. Т.: 12 января 2008 года я получил извещение из Министерства юстиции Российской Федерации за подписью заместителя Руководителя Аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации Н. Я. Зябкиной, в котором мне предлагается повторно сообщить реквизиты банковского счета для последующего перевода причитающейся денежной суммы.

Из текста извещения непонятно, почему «повторно», если я не получал первичного извещения? Или оно направлялось в колонию по месту отбытия мною наказания, где «удачно посеялось» во избежание внимания других осужденных к факту возможности выиграть у властей России суд в случае грубых нарушений прав человека. А в местах лишения свободы они нарушаются повсеместно, но осужденным постоянно внушают, что подавать жалобы и судиться по этим нарушениям дело бесполезное и безрезультативное.

Мой выигрыш в Европейском Суде по правам человека доказывал обратное. И огласки выигрышного решения администрация колонии и ФСИН России явно не желали. Поэтому я смог получить извещение только после освобождения по месту жительства.

Во-вторых, в извещении не указано, какую сумму и за какие конкретно нарушения моих прав выплачивается денежная компенсация. А это тоже следовало бы указать, чтобы другие люди, в отношении которых власти России допускают подобные нарушения (а я уверен, что они допускают), тоже могли подать подобные жалобы.

Е. М.: Насколько я знаю, вы раньше обращались с иском о нарушении ваших прав в Европейский Суд по правам человека?

М. Т.: Европейский Суд по правам человека вынес решение о выплате мне справедливой денежной компенсации в сумме 3.000 евро за нарушение условий содержания в камерах Дмитровского ИВС (изолятора временного содержания) и следственного изолятора (СИЗО-2) гор. Волоколамска Московской области в период с 22 октября по 1 декабря 2003 года, то есть за 38 дней нахождения под стражей. Исключительно за нарушение условий содержания. В Европейском Суде по правам человека не рассматривался по существу вопрос незаконности моего ареста как адвоката с нарушением адвокатской неприкосновенности, не рассматривался вопрос моего незаконного содержания под стражей и вопрос незаконного осуждения. В этом есть две причины:

1. Власти Российской Федерации предоставили кассационное определение Московского областного суда от 1 июля 2005 года о моем оправдании и реабилитации – решение Дмитровского районного суда Московской области о выплате мне денежной компенсации за описанные беззаконие и произвол в сумме 30.000 рублей за период с 22 октября по 4 ноября 2003 года, то есть за две недели. Этим они показали, что компенсация морального вреда мне выплачивается. Хотя я до сих пор не получил по этому решению российского суда ни копейки.

2. По вопросам компенсации материального вреда и морального вреда за период с 4 ноября 2003 года по 1 июля 2005 года я в суды России еще не обращался, ибо у меня не было такой возможности из-за жесткой изоляции в местах лишения свободы (что будет тоже являться предметом судебного рассмотрения в Европейском Суде в дальнейшем). Поэтому вопросы компенсации по обозначенным вопросам в Европейском Суде по правам человека не рассматривались до решения их необходимыми судебными инстанциями в России.

Е. М.: Как вы оцениваете ваши перспективы? Считаете ли вы возможным добиться справедливости?

М. Т.: Я надеюсь, что после вынесения Европейским Судом по правам человека и Дмитровским городским судом Московской области решений о выплатах мне компенсаций за указанные выше периоды времени, вопросы о выплатах за другие периоды незаконного ареста, нахождения под стражей, незаконного привлечения к уголовной ответственности и нарушения условий содержания в местах лишения свободы решатся российскими судами без особых препятствий. Ибо факты беззаконий и произвола очевидны и это уже ни у кого не вызывает сомнений.