Луговой как зеркало справедливости по-российски
Елена Маглеванная, для CHECHENPRESS, 24.01.08 г.
Действо, которое в наших средствах массовой информации принято именовать «кризисом российско-британских отношений», продолжает развиваться. С нынешнего года в России закрыты все отделения Британского Совета – причем причины для этого придуманы нарочито смехотворные: где-то британский дипломат нарушил правила дорожного движения (надо полагать, российские чиновники безукоризненно их соблюдают – вспомним хотя бы недавний скандал с потенциальным кандидатом на президентское кресло Сергеем Ивановым), где-то недоплатили налогов (тоже, наверное, большая редкость для нашей законопослушной родины). И вот уже с экранов официальные лица и неофициальные и оттого еще более ретивые комментаторы мечут громы и молнии в адрес наглых нарушителей всеобщего спокойствия. Если уж кого и проверять в России, оказывается, так исключительно английских дипломатов – во всех остальных сферах порядок, надо понимать, давно уже наведен.
Вообще говоря, это классический случай из серии «выколю себе глаз – пусть у тещи будет зять кривой». Если кто реально и будет наказан, так уж никак не строптивые британцы, все никак не желающие смириться с проживанием на нашей территории под покровительством официальных властей преступника международного масштаба. Им, по большому счету, все равно. Ну не хотят россияне назло им учить их вражеский английский язык – ну и бог с ними. Поверьте, дорогие наши российские власти, обойдется Великобритания без наших студиозусов замечательно. Пострадают от такого смелого выпада в адрес неприятеля исключительно наши российские граждане, которым с их молчаливого одобрения закрыли очередное окошко в Европу. Ну да ничего, им не привыкать. Сами выбирали, в конце концов.
А по сути произошло вот что. Под ритуальные речи высших российских чиновников о приверженности европейским ценностям Россия демонстративно на эти самые ценности наплевала. Показала всему миру, что они, а равно и нормы международного права для нее – пустой звук. Россия не просто наотрез отказывается выдавать для судебного разбирательства обвиняемого в убийстве с особой жестокостью, да еще и с использованием ядерного оружия. Ладно бы этот самый обвиняемый Луговой просто скрывался бы где-нибудь от правосудия и помалкивал в тряпочку! Нет, напротив, он с регулярностью, которой позавидовали бы многие публичные политики, появляется на телеэкранах, за никому не известные заслуги его выбрали в Думу – так запросто могли бы и кандидатом в президенты сделать, но тут, очевидно, вмешался Жириновский, не желая уступать эту почетную роль никому.
Понятно, что дело не в самом Луговом – ничтожнейшем человечке, бывшем охраннике Березовского и уголовном преступнике, отсидевшем срок за организацию побега. Его периодические и изрядно уже поднадоевшие появления перед телекамерами – современный вариант «нашего ответа лорду Чемберлену». Луговой прекрасно понимает, что в этом качестве он нужен власти и будет нужен еще долго – пока не пропадет у нее желание показывать кукиши Западу, чего при этом режиме уж точно не случится. Вот и сияет он самодовольством – пешка, неожиданно для самой себя пролезшая в ферзи, холоп, выскочивший «из грязи в князи». И эта его довольная физиономия убийцы, гордящегося совершенным им преступлением – символ безнаказанного зла и плевок в душу всем, кто еще не отчаялся добиться на этом свете хоть какой-нибудь справедливости.
Чем еще, как не демонстрацией своего наплевательского отношения к принятым в цивилизованном обществе нормам, можно назвать появление этого выдающегося государственного деятеля в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» в сюжете, посвященном как раз российско-британским взаимоотношениям? Наверно, его можно назвать главным экспертом в этом вопросе – ведь как раз он и является главной причиной их ухудшения. Не знаю, кто как, а лично я отказываюсь воспринимать всерьез любую дискуссию с участием Лугового – всем ясно, что это не дискуссия, а очередной демарш. Он стоял, как всегда, ухмыляясь и рассуждал о происках злых англичан, вредивших России всегда и во всем со времен почти что Киевской Руси.
Даже ведущему, в целом согласному с такой позицией, начинало иногда казаться, что это уже чересчур, и он пытался свести монолог самодовольного убийцы хотя бы к шутке – но заткнуть рот новоиспеченному депутату было никак невозможно. Но в целом довольны остались все – в том числе и сам Владимир Соловьев, под конец с улыбкой спросив нашего великого законотворца: «И все-таки скажите: это вы убили Литвиненко?». Типа шутка такая. «Нет, не я», – улыбаясь еще шире, ответил Луговой. (Ждите, так он вам и признается!) – «А кто его убил?» «Не знаю», – тут он просто-таки расплылся до ушей. В общем, весело было всем. Особенно, надо полагать, близким Александра Литвиненко, которые вынуждены были в очередной раз наблюдать наглое и бесстыдное глумление убийц над их жертвой.
А как же, спросим, отреагирует на это Запад? А никак. Запад в очередной раз утрется. Газ-то всем нужен, без газа никак. И желательно подешевле. Ради этого можно вещи и почище Лугового стерпеть. Вон, Россия даже катарских шейхов уговорила отпустить на все четыре стороны убийц Яндарбиева. Но тех хотя бы обещали у нас в тюрьму посадить (что на самом деле не посадили – это уже отдельный разговор). И на экранах они не мелькали. А тут пожалуйста – словно телезвезда какая. Но терпят. Потому что газу ну очень хочется.
Периодически, тихо-тихо, как будто сам своих слов испугавшись, кто-нибудь из официальных лиц Великобритании произносит пару заклинаний о необходимости соблюдения международного законодательства. От этих заклинаний, само собой, ничего не происходит – плевать Россия на них хотела. Тогда спустя некоторое время опять произносят – с тем же результатом. И снова все замолкает. Ничего, Европе не привыкать терпеть российское хамство. Кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому что уж тут удивляться, что Россия наглеет все больше и больше – если уж убийство с применением ядерного оружия в самом центре Лондона проглотили и не поморщились, значит, с этими европейцами можно творить что заблагорассудится, не опасаясь не то что адекватного ответа, но даже и самых что ни на есть робких возражений.
Печально все это. Не из-за Европы даже. Хотя у нее уже есть опыт задабривания людоедов – в конце 30-х годов хотели умиротворить Гитлера, отдавая ему кусочки своей территории один за одним – и чем все это кончилось, мы все прекрасно помним. Не повторить бы вновь сей невеселый опыт. Но дело даже не в этом. Мы в очередной раз позволили восторжествовать злу. Наглому, самовлюбленному, кичащемуся собой злу, которое на сей раз имеет вполне конкретное лицо, и это лицо мы имеем счастье регулярно наблюдать по телевизору – как напоминание о том, как выглядит справедливость и правосудие по-российски. Честных людей, вроде Заурбека Талхигова, который виноват лишь в том, что хотел спасти людей в «Норд-Осте», сажают в тюрьмы, подвергают избиениям и пыткам. Зато убийцы торжествуют и лучатся довольством с телеэкранов. И это самое страшное – осознавать, в каком государстве мы живем. Ощущать ежедневно свое бессилие перед превосходящими силами зла.
На что здесь остается надеяться? Верующему человеку – на Бога, конечно. Который все расставит по своим местам и покарает преступников, нарушителей Его заповедей. На то, что безвинные жертвы окажутся в конце концов на том свете в раю, а их палачи – в преисподней. На свершение правосудия в этом мире, увы, надежды мало – по крайней мере, при нынешнем российском режиме. Режим, который позволяет обвиняемому в тягчайшем уголовном преступлении использовать корочку депутата Законодательного собрания как «ксиву», прикрывающую его от заслуженного возмездия, – преступен по своей сути. И глава этого режима вполне достоин того, чтобы занять место на скамье подсудимых рядом со столь тщательно им оберегаемым уголовником Луговым. Если справедливость все-таки существует в мире, этот суд непременно должен состояться. Вот только кто способен стать судьей и даст ли нам Бог дожить до этого дня?
|