Абу Бакр – человек, которым доволен Аллах
По материалам сайта Lamro, 16.01.08 г.
Сподвижники мои как звезды:
за кем бы из них вы не последовали,
найдете правильный путь.
Пророк Мухаммад (с.а.в.)
Среди выдающихся людей, ставших гордостью мусульманской уммы, особое место занимают сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Один из них – первый халиф Посланника Господа Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).
Халиф Абу Бакр – человек, который был наиболее близок к Посланнику Господа и по своей богобоязненности уступает лишь пророкам и посланникам Творца. Первым из десяти сподвижников последнего Пророка он еще при жизни был одарен вестью о том, что попадет в Рай. Это человек, к которому Господь обратился со словами: «Я доволен им, а он доволен мною?» Он сопровождал Посланника Господа во время его переселения из Мекки в Медину. Он поверг на колени империю Сасанидов и благодаря ему исламское государство достигло недосягаемых вершин могущества.
Имея возможность жить среди груд золота и серебра, он не оставил своим детям сколько-нибудь ценного наследства. И этим, воистину, великим человеком, предводителем всего исламского мира того периода являлся Абу Бакр.
Отец Целомудрия
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) родился спустя два года и шесть месяцев после знаменитого «слонового события». Его [1] настоящее имя ‘Абдулла ибн ‘Усман Кааб ибн Са’ад ибн Мура ат-Тайми. В доисламское время его звали ‘Абдул-лат (раб ал-Лата), ‘Абдуль-кааба (раб Каабы) или ‘Абдуль-‘узза (раб аль-Уззы)[2]. ‘Абдуллой же Абу Бакра назвал сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Его отца звали ‘Усман, но он более известен как Абу Кухафа. Мать его звали Сельма, дочь Сахра. Она более известна под именем Уммуль-хайр, что означает «мать наилучшего».
Кроме того, его называли ‘Атик, что означает «свободный [от адских мук]». Это имя Абу Бакр получил после того, как ему было объявлено, что он войдет в Рай. Имя Саддык, переводимое как «подтверждающий правоту», Абу Бакр получил благодаря совей искренней и глубокой убежденности в правоте и правдивости Пророка. Это имя окончательно закрепилось за ним после события, получившего название «аль-исра’ валь-ми’радж» - ночного путешествия Пророка из Мекки в Иерусалим и его Вознесения ко Всевышнему. Из-за невероятности данного события и отсутствия свидетелей (помимо Господа) никто не мог поверить этому. Абу Бакр же, только услышав о перенесении Пророка из Мекки в Иерусалим и не зная о его Вознесении на Седьмое Небо, сказал: «Поистине, Посланник Господа говорит правду. И если он скажет, что Всевышний вознес его на Седьмое Небо, я поверю ему!»
Он имел прекрасный лик, благодаря которому Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и назвал его Абу Бакров, что значит «отец целомудрия». Согласно словам ‘Али, одного из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и будущего четвертого халифа, имя Абу Бакр было дано ему по велению Самого Всевышнего и поэтому является основным.
Абу Бакр принимает Ислам
О том, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал мусульманином, Пророк Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: «Все, кого бы я не приглашал в лоно Ислама, поначалу выражали сомнение, но Абу Бакр принял Ислам тотчас, как только я ему предложил».
Однажды Абу Бакр, как повествует ‘Аиша, отправился на встречу с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил его: «О Абуль-Касым [3], ты долго не появлялся на собраниях нашего племени. Тебя обвиняют в том, что ты якобы осуждаешь наших отцов и матерей».
«Я Посланник Божий, - ответил ему Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). – Я предлагаю тебе принять истину Ислама». И не успел он закончить предложение, как Абу Бакр тотчас же принял Ислам. Его вера была так глубока, что ничто не могло свернуть его с этого пути – пути Истины. Он увидел в Исламе то, что было предметом его долгих духовных исканий.
‘Аиша повествует об одном событии, благодаря которому Абу Бакр был назван «верным». Это событие показывает его твердую убежденность в истинности своей религии:
«Наутро после своего ночного путешествия в мечеть Аль-Акса Пророк поведал всему народу об этом чудесном событии. Некоторые из принявших Ислам после сказанного отказались от своей веры. Они тотчас же отправились к Абу Бакру и обратились к нему с вопросом, слышал ли он, как его друг утверждает, что ночью совершил путешествие к мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Абу Бакр тогда спросил у них: «Это говорит Мухаммад?»-на что те дали утвердительный ответ. «Тогда, - продолжил Абу Бакр, - у меня нет в сказанном ни капли сомнения». Предельно удивленные многобожники спросили: «Значит ты веришь в то, что Мухаммад сегодня ночью был в Иерусалиме, а утром вернулся в Мекку?» «Да, - ответил Абу Бакр. – Я ведь нисколько не сомневаюсь в том, что он и днем и ночью получает послания Свыше».
Жаждущий милости Господа
Абу Бакр был одним из богатых людей Мекки. Согласно некоторым источникам, ко времени принятия Ислама его состояние равнялось сорока тысячам дирхамов. В последующем все эти средства были полностью израсходованы им на пути Господа (фи сабилиллях). Он выкупал и освобождал рабов, принявших Ислам и испытывавших по этой причине притеснения и издевательства со стороны хозяев-многобожников. В числе выкупленных и освобожденных им рабов были Билял, ‘Амир ибн Фухейра, Зуйнера, Умм ‘Убейс и другие.
Не разбирающийся в драгоценностях не сможет отличить стекло от бриллианта, ювелир же знает цену вещам. Второй халиф ‘Умар рассказал следующую историю:
«В одно время Пророк приказал нам деньги для проведения необходимого мероприятия. Тогда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал все свое имущество и отнес его половину Пророку. Тогда он спросил: «Что ты оставил своей семье?» «Половину того, что здесь», - ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принеся с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк задал ему тот же вопрос. Тот ответил: «Я оставил им Всевышнего Господа и Посланника Его». Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра…».
Насколько велик и стоек в вере своей человек, который, будучи очень богатым в момент принятия Ислама, ко времени смерти, направляясь к Милостивому Господу, практически не оставил ничего материального своим потомкам, хотя к тому времени был наделен высокой властью повелителя правоверных!
И еще одна очень интересная история, связанная с Абу Бакром. Ибн ‘Умар сообщает:
«Однажды Пророк сидел, беседуя со своими сподвижниками. Возле него в одной длинной рубахе из грубой ткани, концы которой были закреплены колючками, сидел Абу Бакр. В этот момент спустился ангел Джабраил (Гавриил) и, обратившись к Пророку с приветствием от Господа, спросил: «Что это за грубая и дешевая одежда, скрепленная колючками, на Абу Бакре»?
Пророк ответил: «О Джабраил, этот человек до открытия Мекки для Ислама потратил все свое имущество на пути Господа». Джабраил сказал: «Передай этому человеку приветствие от Господа и скажи ему: «Всевышний спрашивает тебя о том, доволен ли ты Господом, оказавшись в столь бедственном положении или нет?»
Абу Бакр, заплакав, ответил: «Как я могу обижаться на Господа? Конечно же, я доволен Им, я доволен Им!»
Однажды после того, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал халифом, повелителем правоверных, и в очередной раз, как обычно, отправился торговать на рынок, его остановил ‘Умар, будущий второй халиф, и между ними произошел такой разговор:
- Куда ты направляешься, Абу Бакр? - На рынок. - Какие у тебя дела на рынке, когда ты взял на себя управление мусульманами? - Если я не буду ходить на рынок, кто будет кормить моих детей? - Пойдем к Абу ‘Убейду, чтобы он определил для тебя денежное содержание.
Когда они пришли к Абу ‘Убейду, являвшемуся казначеем, и объяснили ему ситуацию, Абу ‘Убейд сказал: «Я определяю для тебя содержание, равное среднему достатку мухаджира [переселенца из Мекки в Медину], и даю тебе по одной одежде на зиму и лето. Если одна из них окончательно истреплется, придешь, и я выдам тебе новую». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) – один из тех людей, которые смогли сохранить свою веру до последнего вздоха в этом бренном мире. Однажды, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников:
- Кто из вас сегодня постился? - Я, - ответил Абу Бакр. Кто сегодня посетил больного? - Я, - ответил Абу Бакр. - Кто сегодня помогал нести умершего? - Я, - ответил Абу Бакр.
Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, обладающий всеми этими качествами, не может не попасть в Рай!»
И еще один случай. Во время битвы при Таифе был ранен сын Абу Бакра ‘Адулла. Через сорок дней он скончался. Отец был сильно опечален смертью сына. Однако, когда к нему пришел с признанием сам убийца, уже принявший Ислам, Абу Бакр сказал ему: «Хвала Всевышнему Господу, Который твоими руками сделал моего сына обитателем Рая [, ибо он погиб, сражаясь за слово Господне]. И хвала Господу, Который смертью моего сына спас тебя от Ада [, так как, если не ты его, то он бы убил тебя, и ты бы погиб неверным, а сейчас ты принял истинную веру по милости Господа]».
Переселение
Одними из наиболее примечательных эпизодов из жизни Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) является его переселение вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину и поведение Абу Бакра после смерти Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Узнав о том, что Пророк решил взять его с собой в Медину, Абу Бакр заплакал. «До этого я еще не видела плачущих от радости, но в тот день отец очень сильно плакал именно от радости, которая переполнила его душу», - рассказывала его дочь ‘Аиша.
Самым ярким и запоминающимся событием хиджры (переселения) является пребывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Абу Бакра в пещере Саур. Преследовавшие их язычники, увидев на входе в пещеру паутину, убедились, что в пещере никого нет, и ни с чем вернулись обратно. В момент, когда мекканские язычники находились возле пещеры, Абу Бакр был сильно встревожен и опечален. Пророк почувствовал это и спросил: «Почему ты так встревожен?» Тот ответил: «Коянусь Аллахом, я боюсь не за себя. Я очень боюсь, что с тобой что-то может случиться!» Пророк успокоил его: «Не бойся, поистине, Всевышний с нами. Если нас двое, то Всевышний - третий».
Как рассказывает Ибн ‘Аббас, сразу после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в народе начались тревога и волнение. ‘Умар, обращаясь к людям, воскликнул: «Невозможно, чтобы Посланник Господа умер!» Абу Бакр же, вознеся хвалу Всевышнему, сказал: «Кто из вас покланялся Мухаммаду, то пусть знает, что Мухаммад умер. Кто же покланялся Всевышнему Богу, знайте – Всевышний Вечен, Его не постигает смерть». После этого он зачитал аят: «Не является Мухаммад [никем иным], кроме как Пророком. И, поистине, были и до него пророки. И если умрет он или будет убит, то вы оставите свою веру? Кто сделает это, тот никоим образом не навредит Всевышнему. Поистине, Аллах вознаградит благодарных» (Св. Коран, 3:144). Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) оказались в замешательстве, казалось, они слышали этот аят впервые, хотя он был им известен. В дополнении к сказанному Абу Бакр привел другой аят: «Поистине, ты умрешь, и они умрут» (Св. Коран, 39:30). По словам ‘Умара, только после этого он осознал, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) умер.
Абу Бакр – Халиф
Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) не было определено, кто будет руководить общиной после него. Однако, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был не в состоянии исполнять обязанности имама во время молитвы, он просил Абу Бакра быть имамом. Этот и многие другие факты указывали на то, что именно Абу Бакр должен стать руководителем мусульман после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Понимая это, проницательные сподвижники выбрали халифом именно его. Однако в день выборов халифа, ансары (мединские сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) предложили вождя племени хазрадж Са’да ибн ‘Убаду. Мухаджиры предложили вместо Абу Бакра ‘Умара и Абу ‘Убейда. В момент, когда мнения разделились, ‘Умар подошел к Абу Бакру и сказал, что только он достоин быть халифом и в знак уважения и доверия подал ему руку. Сразу после этого споры утихли, все устремились пожать руку Абу Бакру, показывая свое согласие с ‘Умаром. Абу Бакр был избрани первым халифом, главой исламского государства.
В своей первой проповеди, с которой он выступил, став главой исламского государства, Абу Бакр сказал: «То, что я стал вашим руководителем, не говорит о том, что нет человека, более достойного меня. Я придерживаюсь только пути Посланника Аллаха. У меня нет желания действовать, опираясь на свой разум и настроение. Поэтому, если я поступлю правильно – помогите мне. Если же сойду с правильного пути – призовите и поправьте меня. Говоря это, прошу у Всевышнего прощения для себя и для вас».
Кончина первого халифа.
Дочь халифа Абу Бакра ‘Аиша рассказала о смерти своего отца: «Не задолго до своей смерти отец спросил меня о том, какой сегодня день недели. Я ответила, что понедельник. Тогда он обратился к Господу: «О Всевышний! Пусть следующая ночь не наступит для меня, ибо именно в этот день недели ушел из жизни Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)». Господь принял его молитву, и он умер именно в эту ночь на шестьдесят третьем году жизни. Являясь правителем огромного по тем временам государства, в качестве наследства он оставил одну верблюдицу, парадную накидку для встречи гостей и сосуд для верблюжьего молока.
На время правления Абу Бакра было определено жалованье. Но он расходовал только часть его на самое необходимое, а другую часть складывал в кувшин. Незадолго до смерти он передал этот полный кувшин ‘Умару со словами: «Это лишнее из того, что было определено мне на содержание. Отнеси это в казну для раздачи нуждающимся». ‘Умар ответил на это: «О Абу Бакр! Ты оставил после себя хороший пример, придерживаться которого нам будет нелегко…».
Все описанное не является ни фантазией, ни выдумкой – это исторические факты. Таким предстает в воспоминаниях современников ближайший сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и первый праведный халиф, повелитель правоверных Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).
Шамиль Аляутдинов
--------------------------------
[1] 570 год вошел в историю как «год слона». В том году правитель Йемена вместе со своим войском, главной ударной силой которого были слоны, направился в Мекку для уничтожения святыни Единобожия – Каабы. По воле Всевышнего, этот поход не увенчался успехом, о чем упоминается в Священном Коране. См. комментарий к 105 коранической суре в главе «Мусульманская молитвенная практика».
[2] Ал-Лат и аль-‘Узза – одни из главных богов арабского языческого пантеона.
[3] Абуль-Касым ("отец Касыма") – одно из имен Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), данное ему после рождения сына Касима.
|