РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Наша самая главная революция

Елена Маглеванная, для CHECHENPRESS, 05.01.08 г.

 

Едва мы успели немного прийти в себя после выборов наших законодателей (как именно их выбирали, уже стало притчей во языцех – напомню, рекорд поставила многократно зачищенная едва ли не до блеска Чечня – 99,3% за «Единую Россию»!), как не за горами уже и выборы президентские. До них осталось еще целых два месяца, а массовая промывка мозгов российского населения уже началась – из бесцветного чиновника Медведева уже делают прямо-таки национального лидера. На телеэкранах он стал мелькать едва ли не чаще своего патрона Путина – оно и понятно, все-таки Путин – уже отработанный материал (хотя сам себя он, похоже, таковым не считает и готов продолжать ударный труд на благо родины).

Все информационные ресурсы страны, продемонстрировавшие свою профпригодность во время выборов парламентских, брошены теперь на создание светлого образа нового спасителя нации и продолжателя славных традиций предшественника. И похоже, мы уже готовы смириться с неизбежным, обрадовавшись хотя бы тому, что предложен им не солдафон Иванов и не неизвестно откуда взявшийся Зубков с физиономией типичного советского бюрократа, – а лицо даже почти интеллигентное. Как говорит одна моя знакомая в подобных случаях, «по крайней мере вроде бы не поганец».

Этот «не поганец» очаровал даже часть либерального и правозащитного сообщества, охотно согласившуюся на него как на «меньшее зло» – хотя бы не фсбшник, руки пока еще не по локоть в крови (это замечу, пока – у мальчика Димы все еще впереди), два слова и даже иногда с третьим связать может и выглядит не очень устрашающе, а местами даже приятно – как заклинание, повторяют даже некоторые из тех, кто вчера еще метал громы и молнии в адрес «чекистского режима».

Всеобщий вздох облегчения вызван еще и тем, что многие (в том числе и я сама) были вплоть до самого последнего момента уверены, что Путин все-таки в очередной раз наплюет на Конституцию и пойдет на третий срок. Не пошел – то ли мнения мирового сообщества испугался, а может, и какая другая причина была. Но факт остается фактом – Путин с формального поста главы государства уходит, правда, уходит не слишком далеко – не прошло и недели с момента выдвижения Медведева кандидатом в президенты, как Путин уже согласился быть у него премьер-министром (долго же уговаривали, наверно!).

Но это совсем не значит, что можно расслабиться и праздновать победу демократии. В конце концов, во времена Сталина официальным руководителем страны долгое время был Калинин. Но почему-то «калининскими» те времена никто не называет – какие бы посты не придумывались, все и так знали, кто действительно руководит страной. А Медведев, как в свое время Калинин, на роль зицпредседателя идеально подходит – незаметный, исполнительный, сразу видно, что без команды свыше и шагу не ступит.

Диктатура не обязательно имеет страшное лицо фюрера, генерала или чекиста. Иногда это лицо бывает милым и интеллигентным, даже либеральным на вид. И так хочется поверить, что и режим от этого перестал быть людоедским. Вот на этом нас и ловят – всех, кто верит в сказки о том, что «товарищ волк» может вдруг начать питаться травой. Поддавшись на кажущуюся безобидность нашего нового вождя нации, мы готовы в очередной раз совершить роковую ошибку. Почему, в конце концов, все время нужно выбирать зло, пусть даже и меньшее – может, стоит хотя бы ради разнообразия попробовать отыскать добро?

Главное, что, на мой взгляд, сейчас должна сделать сейчас оппозиция – объединиться. Выступить общим фронтом, позабыв на время идеологические разногласия – потом будем делиться на правых и левых. В противном случае мы напоминаем людей, которые в момент смертельной опасности вместо того, чтобы думать, как спастись, начинают выяснять застарелые взаимные обиды – согласитесь, что иначе как идиотами мы таких людей не назвали бы, а по сути, именно этим сейчас и занимаемся.

Оппозиции имеет смысл выбрать одного кандидата, а всем прочим сняться с выборов – хотя весь предложенный список не вызывает у меня ни малейших симпатий – ни партаппаратчик Зюганов, сдавший свои позиции в 1996-м и не ставший подавать в суд на сфальсифицировавшего выборы Ельцина – тогда было его время, а сейчас прошло безвозвратно. Ни бывший премьер Касьянов (тогда, когда он работал в одной команде с Путиным, его, получается, все устраивало – хотя уже была и Чечня, и уничтожение НТВ, и «Норд-Ост» – а сейчас, будучи выгнанным в отставку и получив пару раз по бокам милицейской дубинкой, он неожиданно прозрел). Про других я уж и не говорю. Но делать-то что-то надо. Иначе, не предпринимая никаких усилий, мы преспокойно войдем в наше светлое завтра. Которое даже хуже, чем наше вчера, невзирая на то, что с виду имеет вполне (опять-таки – пока!) человеческое лицо Медведева. Суть режима не изменится, хищник в вегетарианство не перейдет – и не надо самим себя обманывать.

Об этом просят нас наши политические заключенные – Михаил Ходорковский, Борис Стомахин и многие другие. Нельзя позволить режиму при нашем абсолютном попустительстве сгноить их в тюрьмах. Первым решением нового действительно свободно избранного президента (ох, дай нам бог до этого дожить!) должно стать решение о полном и безоговорочном оправдании всех преследуемых по политическим мотивам и немедленное освобождение из тюрем и психушек всех, кого держали там за критику режима – конечно, при стопроцентной гарантии невозвращения их туда в будущем. Перед их лицом, глядя на их мужество и те каждодневные страдания, которые они испытывают, мы не имеем права ни трусить, ни обольщаться.

Конечно, на эти выборы нужно идти. Даже если кажется, как многим, что все уже решено за нас. Можно решать лишь за тех, кто сам позволяет это делать с собой. В истории – в том числе и в самой недавней – можно найти примеры, когда результаты выборов могут опровергнуть все прогнозы политологов, пребывающих в благодушной уверенности, что они самые умные и все наперед посчитали, а народ – стадо баранов, которое в нужный день покорно приплетется к урнам и поставит галочку куда надо. Примеров этих множество. Приведу, может, не самый яркий из них, но которому сама была свидетелем.

В мае прошлого года у нас в городе произошли выборы мэра, на них, естественно, был кандидат от «Единой России», на рекламу которого Москва тратила достаточно большие деньги. И само собой, накануне выборов многие люди, особенно из тех, кто считает себя разбирающимся в политике, говорили мне: да стоит ли вообще идти туда, на эти выборы, все без нас уже в Москве решили и все посчитали, и ясно заранее, кто победит. Кандидат и сам, похоже, считал себя уже почти готовым мэром и вел себя соответствующе – нагло, по-хамски, как будто Волгоград – это его вотчина, а мы все – его крепостные. Так, в полной уверенности в победе своего кандидата, и пребывали местные единороссы вплоть до самого дня голосования.

Но победил, к их величайшему удивлению, совсем другой, а широко раскрученный москвич занял даже не второе, а третье место с огромным отрывом от первых двух – не помогли не деньги, ни поддержка федерального руководства партии, представители которого лично приезжали в Волгоград агитировать за нужного им человека. Почему бы этой местной истории не повториться и на общероссийском уровне? Какими бы масштабными не были фальсификации, подделать волю всего народа невозможно – если только мы сами им этого не позволим. Провалился же в Венесуэле референдум, целью которого было оставить тамошнего президента Уго Чавеса править пожизненно – народ не захотел, и правитель был вынужден к мнению народа прислушаться. А чем россияне хуже венесуэльцев?

Нужно, в конце концов, уважать себя самим – только так можно заставить считаться с собой других. Если каждый, кто не согласен с превращением российской власти в хунту, придет 2 марта на выборы и проголосует против «преемника», а не будет отсиживаться дома, успокаивая себя тем, что «все и без меня решено» – мы сможем переломить ситуацию. Если власть все равно подделает результаты – выйдем на майдан. Но пока главная революция, которую нам предстоит совершить – это революция в собственной душе, восстание против так называемого здравого смысла, который учит нас, что ничего в этом мире изменить мы не в состоянии – и не стоит даже и пытаться. Возможно все, если только этого захотеть.