РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Ре-революция

Лариса Володимерова для CHECHENPRESS. 04.01.08 г .

 

Будущее России, а тем более Кавказа, не вызывает сомнений. Но есть сопутствующие вариации, и они интересны. Начну с неприятных: взять хотя бы Медведева, ставшего – внезапно и закономерно - любимцем подлиз и льстецов, - и стереотипы масс в отношении чеченцев...

Я попросила одного из учеников (координаты – в редакции) Д.Медведева дать характеристику будущему избраннику:

Г.: - Медведев вел у меня семинары по римскому праву. Без сомнения, предмет он знает.
Но. Заносчивый, недобрый и, по-моему, начисто лишен чувства юмора. Второй билет на пониженный балл тащить никому не давал. Даже когда один парень слезно умолял его. - Ну не повезло человеку с билетом, причем на два вопроса он все-таки ответил, не осилил только третий, - и студент объяснял, что два экзамена он пропустил, т.к. был не допущен (у многих такое случается - из-за какого-нибудь бредового несданного зачета не допускают до сессии), и третий несданный экзамен  закончится отчислением. Медведев на эту мольбу никак не расчувствовался и произнес обычную для преподавателей СПбГУ фразу: "Меня ваши проблемы не волнуют". Потом этого парня я встретил на следующем экзамене. Выходит, римское право Медведеву он все-таки "сдал"...

ЛВ: - А как именно сдал?.. Ведь очень скоро потенциальный президент точно так же отмахнется от нужд народа: «Меня ваши проблемы не волнуют».

Г.: - У нас всем понятно, что президентом будет Медведев (который в свое время несправедливо влепил и мне тройку по римскому праву и не грешил взятками в размере 500 долларов США за баллы на экзамене). Так что иллюзиями по поводу творящихся в нашем государстве дел я не страдаю.

Знакомые рекомендуют мне теперь продать свою зачетку со сплошными тройками за первый курс - за большущие деньги. Все-таки подлинный автограф президента!

ЛВ: - Новоявленным президентом мог стать только хозяин Газпрома (ему 500 долларов – семечки), - и все же шанс остается, что до выборов Медведева не доведут. Была бы уместна месть Путина по сокращению штата: сознательно подставить Медведева так, чтобы его убрали Иванов-Сечин...

Г.: - У меня к политике особое отношение. Я имею дело с милицией и понимаю, какого масштаба достигла коррупция в нашем государстве. Было бы смешно задумываться о "честных выборах" и считать, будто все рвущиеся к власти чиновники думают исключительно о государстве, народе и его благе. Перед выборами в Госдуму чуть ли не в открытую обсуждали, кто из лидеров партий и сколько заслал, чтобы пробиться к бюджетному финансированию. Поэтому я не голосовал никогда и голосовать принципиально не буду.

ЛВ: - Поскольку я беру у Вас интервью для читателей Чеченпресс, хотелось бы узнать о Вашем отношении к народу Ичкерии. Обольщаться не буду, Вы ведь служите в российской милиции... Если до выборов ФСБ решит убрать Медведева или Путина, то обвинят - чеченцев.

Г.: - Ну что можно сказать, если везде - и на работе и дома - слышишь только "хороший чеченец - мертвый чеченец"? У меня многие коллеги были в Чечне, там воевал мой отец. В нашей структуре я ни разу не слышал ни одного доброго слова, да и Кадырова у нас не любят. По-моему, этим все сказано.

ЛВ: - В связи с нашим разговором я провела выборочное анкетирование в молодежной российской среде. Абсолютное большинство ответило, что их голос все равно никак не будет засчитан, следовательно, не имеет смысла голосовать. 99,9 % опрошенных не участвуют в выборах принципиально, причем никогда. Типичны ответы:

Михаил, студент, 20 лет, Мурманск: - "Дохлый номер". Новый президент уже фактически известен – Медведев. Голосовать не буду.

Настя, 22 года , сотрудница турбюро, Санкт-Петербург: - Про Буковского слышу впервые. Сейчас все говорят только о Медведеве. Я не голосую: и так все куплено... Мой голос ничего не решит.

Ирина, 21 год, студентка, СПб: - Про Буковского не знаю вообще ничего.

ЛВ: - Владимир Буковский пытается ввести в России демократию - как  Каспаров и, с оговоркой, Касьянов...

Ирина: - Касьянов и Каспаров - демократы?! Они предатели Родины! Я буду голосовать за Медведева! А этот господин Буковский, о котором я даже не слышала, хочет ввести в России такую же демократию, как и в Ираке, или они хотят подчинить Россию Америке? Каспарова и Касьянова в России ненавидят! Они могут поддерживать, кого им вздумается. И вообще, пусть сидят там, где сидят. Здесь они не нужны. Путин страну с колен поднял! Из такого дерьма вытащил! Да для абсолютного большинства населения России Путин – отец родной!

Сергей, 21 год, программист, СПб: - Буковского не знаю. За политикой совсем не слежу, мне это не интересно. Президент уж у нас будет не Буковский, это наверняка. Мои друзья тоже так думают, можно даже не спрашивать.

ЛВ: - А как ты относишься к чеченцам?

Сергей: - В целом чеченцы как народ меня не волнуют совершенно. У нас в России они почти все поголовно (к сожалению, это так) необразованные, грязные. Но это наверняка только те, кто тут: они в основном здесь на рынке. Чего же ожидать. Допускаю мысль, что у себя на родине они могут быть и другими. Например, умными, образованными и интересными людьми. В России чеченцы – к сожалению, зло.

Ирина: - К чеченцам я отношусь с опаской. Про их войну с Россией думаю – война была напрасно. Но неизбежна: если бы мы их отпустили, то начали бы восставать и другие республики. Зря они свободы захотели.

ЛВ: - Последняя фраза весьма характерна. Конечно, есть более продвинутые взрослые, да и юные граждане – например, те, кто вышел на площадь и стоял рядом с Буковским. Предваряя вопросы, заданные мной известнейшему российскому диссиденту, напомню цитаты из великолепной книги Владимира Константиновича «И возвращается ветер...» (1978):

«Да и на воле ничего хорошего меня не ждало. Это только новичок, который первый раз сидит - тот воли ждет да дни считает. И кажется ему эта воля чем-то светлым, солнечным и недостижимым. Я-то сидел уже четвертый раз и знал, что нет большего разочарования в жизни, чем освобождение из тюрьмы. Знал я также, что больше года мне на этой проклятой воле никогда не удавалось продержаться и никогда не удастся. Потому что причины, которые загнали меня в тюрьму в первый раз, загонят и во второй, и в третий. Они, эти причины, неизменны, как неизменна и сама советская жизнь, как не меняешься и ты сам. Никогда не позволят тебе быть самим собой, а ты никогда не согласишься лгать и лицемерить. Третьего же пути не было.
Потому-то, освобождаясь каждый раз, я думал только об одном - как бы успеть побольше сделать, чтобы потом, уже снова в тюрьме, не мучиться по ночам, перебирая в памяти все упущенные возможности, чтобы не казниться, не терзаться, не стонать от злости на свою нерешительность. Эти вот бессонные терзания были в моей жизни самым мучительным, и оттого короткие промежутки моей свободы никак нельзя было назвать нормальной жизнью.

- Ведь столько десятилетий люди ничего не могли сделать - даже плюнуть в морду тем, кто их убивал, и миллионы их сгинули, мечтая хоть чем-нибудь отплатить за свои мучения. А у тебя была возможность кричать на весь мир, были друзья, на которых можно положиться, было время - что ты успел сделать? И миллионы мертвых глаз будут обжигать тебе душу укоризненными вопрошающими взглядами».

ЛВ: - Владимир, как Вы оцениваете изменения в российском обществе? Есть ли прогноз - и как быстро идет рост гражданского сознания?

Владимир Буковский: - Я боюсь, что мы не успеем ничего изменить. Кризис надвигается так стремительно, что мы вряд ли успеем соорганизоваться. Слишком много времени потеряно. Не берусь прогнозировать точно, но речь идет о нескольких годах.

ЛВ: - Ответ меня озадачил, так как знаю, как сплоченно работает Ваша инициативная группа, как свято в Вас верят - и ценят. Вы неоднократно говорили, что понимаете, Вам не дадут стать президентом, но главная задача – показать россиянам, что можно не бояться. Вы всегда были связаны с родиной. Цитата из Вашей книги: 

«Куда бы я ни попал, где ни жил потом - мои воспоминания будут неизбежно связаны с этой землей, и так уж устроена память, что не держит она зла - остаются в ней только светлые картинки. Так что же - значит, печалиться?

...Все эти годы мать вела с властями отчаянную войну. Заваливала их протестами. Посылала открытые письма на Запад. Словом, не давала им дохнуть. Под конец она фактически делала все то, что когда-то делал я, и мне можно было спокойно сидеть в тюрьме.
Только тут, от нее, я и узнал о том, что меня обменяли. Странная, беспрецедентная сделка! Случалось в истории, что две враждующие страны обменивали пойманных шпионов или военнопленных. Но чтобы менять собственных граждан - такого я не припомню

Я пристально гляжу в собачьи глаза этого начальника, и он тут же их отводит. Собаки и чекисты, не выносят прямого взгляда - это я проверял много раз. Чего он боится больше всего на свете? Своего начальника повыше рангом».

ЛВ: Рассказ о том, как сражалась за Вас Ваша мама, когда Вы были в тюрьме, не мог не вызвать ассоциаций о борьбе Вальтера Литвиненко, обрушившегося на власть после убийства сына... Как сложилась мамина жизнь после высылки?

ВБ: - После приезда на Запад, мама в основном занималась своей жизнью. Умерла в 2000 году, 87-и лет.

ЛВ: - Освободили Трепашкина, но в российском ГУЛАГе остается множество политзаключенных. Международным правозащитникам известно, что Заурбека Талхигова неделю назад предупредили: если он не подпишет бумагу, будто он - террорист, то в ближайшие дни будет оказано давление на его близких. Мы пристально следим за судьбами пзк и их семей. Хотелось бы услышать некое Ваше напутствие к тем, кто еще за решеткой.

ВБ: - Я не могу советовать тем, кто сейчас в тюрьме. Я не там и не вправе их наставлять. Общий наш принцип всегда был - не идти у власти на поводу, не поддаваться давлению. На шантаж есть только один адекватный ответ - послать. Надо помнить: что бы ни последовало, виноваты будут они, шантажисты.

Цитата из книги Владимира Буковского:
« - Наручники-то, между прочим, американские. - И показывает мне клеймо.
Будто я и без него не знал, что Запад чуть не с самого начала этой власти поставляет нам наручники - в прямом и переносном смысле. Он что думал - разочарует меня?
Я никогда не питал иллюзий относительно Запада. Сотни отчаянных петиций, адресованных, например, в ООН, никогда не имели ответа. Разве уже это одно не показательно? Даже из советских инстанций приходит ответ. Хоть бессмысленный, но приходит. А тут - как в колодец. А так называемая "политика разрядки", Хельсинкские соглашения? Мы-то во Владимире сразу, на своей шкуре, почувствовали, кто от них выиграл.
Не первый день на наших костях строят "дружеские отношения" с Советским Союзом. Но омерзительнее всего, что Запад всегда пытался оправдать себя всякими заумными теориями и доктринами. Точно так же, как советский человек создал бесчисленное множество самооправданий, чтоб облегчить себе соучастие в тотальном насилии, так и Запад успокаивает свою совесть. И самооправдания-то эти иногда одни и те же. Но насилие безжалостно мстит тем, кто его поддерживает. И те, кто думает, что граница свободы и несвободы совпадает с государственной границей СССР, - жестоко ошибаются».

Не трачу время Буковского и не спрашиваю, почему он сделал ставку на внутренние силы России: он объяснил это в книге.

Мы вспомнили о Михаиле Трепашкине, только что вышедшем из больницы, где его фактически возвращали к жизни, - и я хотела бы извиниться перед читателями-чеченцами за чужое равнодушие - его же словами.

Михаил Трепашкин: - Лариса,  я пока не смогу поздравить очень много людей, выступавших в мою поддержку. Значительная часть - это читатели ЧП, Ваши абоненты. Очень прошу передать им всем: спасибо за все ваши добрые дела в уходящем году! И мои поздравления и самые добрые пожелания в Новом 2008 году! В их числе - сестры Литау, которые активно помогали мне в противостоянии с беспределом ФСИНовцев и нарушениями прав человека. Отдельно хочу пожелать крепкого здоровья и бойцовского духа в святом деле борьбы за нормальную человеческую жизнь Саид-Эмину Ибрагимову.

ЛВ: - Михаил, Ваше освобождение было для многих из нас самым светлым событием года. Давайте вспомним политзаключенных...

МТ: - Я хочу пожелать всем политзаключенным России в Новом 2008 году  -  Свободы от решеток и преследований; государственной Амнистии,  изменений в сторону демократии, активной поддержки людей. Это во-первых.  Во-вторых,  крепкого здоровья, счастья,  творческого духа, благополучия! Им и их близким. 

Я знаю, что большинство ПЗК - это люди неисправимо "больные"  чувством справедливости, человеколюбия,  демократическими свободами и общечеловеческими нормами жизни, и за это они и попадают в разряд неугодных для власти лиц. Дай Бог, чтобы этими болезнями заболели и наши руководители. 

ЛВ: - Читателям будет интересно, что на Вашем сайте trepachkin.info  в разделе "видео" можно посмотреть три части интервью с Сергеем Доренко сотрудников УРПО ФСБ РФ Гусака А.И., Литвиненко А.В. и Понькина А.В., сделанного 20 апреля 1998 года и являющегося одним из доказательств того, что Патрушев и некоторые другие руководители органов ФСБ РФ давно готовили провокацию против М.И. Трепашкина. Причиной провокации стало то, что Вы разоблачали их коррупционные преступления.

МТ: - Ведь там все рассказывают о преступлениях генералов ФСБ Ф!  Почему же это дело было закрыто?!
Мне вручена награда как ветерану органов госбезопасности России.  Вручена через генерал-полковника спецназа ФСИН России  Мамаева В.Н. (руководитель общественной комиссии по борьбе с коррупцией), который, как и я, незаконно отбывал срок наказания по сфабрикованному обвинению. Кроме того, мне предложена помощь и сотрудничество в деле борьбы за права осужденных. То ли это признание моих бывших заслуг в деле спасения жизней людей, то ли успокительная акция (хотя прекрасно понимают, что я не остановлюсь в своем правом деле). Или это говорит о наличии целого течения из лиц, борющихся с беспределом некоторых руководителей нынешней власти?..

ЛВ: - Пока мы ведем диалог, в Петербурге хватают на улицах призывников, - из тех, кто заполнил анкету и «принципиально не голосует». Останавливают у метро, увозят в военкоматы и отправляют в армию - без медицинского освидетельствования... Прогрессивные силы в лице кандидатов на должность Президента РФ В.Буковского, М.Касьянова, Б.Немцова поддержали  друг друга: «Мы категорически не приемлем готовящуюся в Кремле операцию «Преемник», которая является унижением российского народа. Мы требуем от российской власти исполнить Конституцию и обеспечить проведение свободных, честных и справедливых выборов Президента Российской Федерации. Мы будем координировать свои действия для достижения этой цели»... В ряде европейских стран сотни чеченских нелегалов встретили Новый год в аэропорту. Моя знакомая беженка-парижанка Зияна, потерявшая на войне девятерых близких, курсирует туда-сюда – помогает соотечественникам, вывозит в город целые семьи, буквально спасает людей... Вспоминаю рассказ.

Закаева об А.Литвиненко: «Он мне неоднократно говорил: «Ахмед, придет время, когда русские будут извиняться перед чеченцами, как немцы перед евреями. И я не хочу, чтобы мои внуки делали это. Они должны знать, что не все русские в ответе за то, что происходит в сегодня Чечне и на Северном Кавказе»... Публицистка Е.Маглеванная заканчивает работу по созданию сайта памяти А.Литвиненко, и скоро он будет открыт.

Думая о пзк, вспоминаю другое, лагерное письмо Л.Гумилева - его матери, А.Ахматовой: «Настроение у меня, вообще, спокойное, т.к. я решил, что я умер и нахожусь в чистилище, где не может быть иначе. Воскресать что-то не хочется...». Вот оно, состояние русских!.. И еще, из его же письма 1954 года о полученном в лагере образовании: «Как мы ругали в университете разных профессоров, а на деле за границей гораздо хуже. Выходит, что общение с европейцами – лучшее лекарство от космополитизма».

Мы должны рассчитывать на себя – внутри и снаружи России. Как призывал Березовский, от лица прогрессивной эмиграции обращаясь, впрочем, по ложному адресу, -  скинуть режим, прекратить войну, провести реституцию, вернуть нас домой. Перемены начнутся с Кавказа, иначе быть просто не может. Я желаю удачи Бадри Патаркацишвили, обещавшему все до цента отдать на дело победы. Желаю полной свободы украинцам, грузинам!

Пока один бывший президент явно почувствовал себя Богом, а при другом липовом президенте в Чечне открылась «Пионерская организация имени Ахмат Хаджи Кадырова», и теперь школьницы занимаются в двух косынках (на шее и на голове), - я вспоминаю персонаж прозы  Г.Садулаева: «У ваххабитов богатые спонсоры, арабские шейхи. Там можно хорошо заработать. А нет, - сдамся Кадырову под очередную амнистию...».
Нет, уже не получится. Есть у нас еще дома дела.