РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Голоса из путинского ГУЛАГа

Лариса Володимерова, для CHECHENPRESS, 18.12.07.

 

Часть 1. Обзор нарушений прав человека в России (конец 2007-о года).

Главным правозащитным успехом последнего времени стало освобождение М.Трепашкина, предоставление им документированных свидетельств в СМИ, ближайшие планы по проведению конференции о пытках и принудительной психиатрии в ГУЛАГе, - на этом пока остановимся. Подобные материалы в одну статью не вмещаются, даже если целью является простое привлечение внимания ответственных организаций и освещение последних событий для наших читателей.

В.Шаклеин (Межрегиональный центр прав человека - Уральское отделение ООД), постоянно оказывающий помощь узникам совести, напомнил - в том числе официальному Уполномоченному по правам человека Свердловской области Мерзляковой Т.Г., - что творится на практике в бескрайних владениях ЕдРо, и за что придется ответить партии под фашиствующим руководством. Один из примеров - необходимость принять запоздалые меры по обеспечению Конституционных Прав Человека на Жизнь и Здоровье осужденного Журилова Юрия Владимировича, отбывающего наказание в ФГУ ИК-54 – фабрике пыток в городке с игривым названием Новая Ляля. Правозащитник Шаклеин считает, что трудности с восстановлением справедливости связаны с готовящимся направлением Журилова в тюрьму: мало того, что тот болен туберкулезом, - власти лично заинтересованы организовать его гибель, которую чудом удалось предотвратить в августе в СИЗО-1 Екатеринбурга, о чем мы уже сообщали.
- Тогда науськанные администрацией бандиты оставили на память осужденному  рубцы на запятьях и горле.

В.Шаклеин призвал усилить общественную поддержку против циничного произвола, организованного в отношении Журилова и других заключенных областными ГУФСИНом, прокуратурой и судьями с подачи московских начальников. Делу Журилова необходима максимальная международная огласка. И нельзя ни на день забывать, что подчас в еще худшем положении находятся сотни несломленных и пытаемых чеченцев, сообщавших конкретные сведения о творящемся произволе и беспределе в ГУЛАГе. - Администрация тюрем и лагерей ничего не слыхала о Правах Человека.

Международные правозащитники считают узника совести Ю.Журилова очередным российским политзаключенным: с юности, на протяжении и примере всей жизни, он проявил редкое мужество в противостоянии преступлениям против арестантов, пребывая в беззащитном положении. Напомним, что дело Журилова находится под контролем Генерального Прокурора РФ Чайки Ю.Я., Уполномоченного по правам человека в РФ Лукина В.П., Председателя совета при Президенте РФ  по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека Памфиловой Э.А., Уполномоченного по правам человека  Свердловской области Мерзляковой Т. Г.

В Кассационной жалобе на Постановление Новолялинского районного суда от 16 ноября 2007 года по делу №4-18-2/07г. осужденного Журилова Юрия Владимировича аргументированно изложены все нарушения власти. Как мы сообщали, постановлением судьи Макарова И.А. удовлетворено представление администрации ФГУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области, по которому Журилов переводится из исправительной колонии общего режима в тюрьму на оставшийся на тот момент не отбытый срок – 7 месяцев 1 день. Защитник Шаклеин считает Постановление незаконным и противоречащим требованиям Конституции и законодательства РФ; Европейской Конвенции по защите прав человека (ст.379 УПК РФ: п. 1) Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам  дела осужденного Журилова Ю.В.; п. 2)  Нарушение уголовно-процессуального закона; п..3) Неправильное применение уголовного закона; п. 4)  Несправедливость приговора).

Постановление спровоцировано откровенным стремлением мстить осужденному за его правозащитную деятельность, с нарушением действующего законодательства РФ и намеренной фабрикацией несуществующих провинностей, якобы совершаемых Ю.Журиловым. Прямой смысл остановиться на этом подробно, т.к. случай Журилова является показательным в системе ГУЛАГа и распространяется на тысячи его соотечественников, запертых в карцерах и на рудниках при поощрении власти Кремля, традиционно использующей рабский труд для материальной наживы. Хочется верить, что ни у кого, внутри страны и снаружи, сегодня не вызывает сомнения факт, насколько выгодна путинской власти дармовая работа зэка – и как просто упрятать любого, мешающего Кремлю воровать, убивать, терроризировать население, - в застенки концлагерей.

Мы рассказывали в статьях о Журилове (опираясь, в частности, на письмо правозащитника Абрамкина В.Ф), какими были последствия личного обращения Журилова в июле 2006 года  в адрес Управления Администрации Президента РФ – «О грубейших и систематических нарушениях прав человека в ПФРСИ учреждения ФГУ ИК-2 ГУФСИН по Свердловской области». Непрерывная и открытая борьба Журилова за права российских заключенных вообще и человека в частности и привела к нарушениям уголовно-процессуального закона в его собственном деле. Так, судом было отказано в вызове, в качестве свидетеля по делу Журилова, бывшего начальника ИК-2 Ветошкина. А ведь именно свидетель Ветошкин, как бывший начальник (!) ИК-2, мог дать полные пояснения о причинах, побудивших администрацию ИК-2 и его лично – фабриковать надуманные нарушения и тем усугубить положение заключенного. Это Ветошкин непрерывно помещал  больного туберкулезом осужденного в течение  многих месяцев в ШИЗО, ПКТ – в пыточные  помещения, с ограничением  прав Журилова на получение необходимых для жизни и здоровья продовольственных и других передач, лишал встреч с родственниками, в том числе с трехлетней дочерью - начиная с 9 июля 2005 года и до времени его перевода в ИК-54 – (13 апреля 2006г.).

Повторим: Журилов Ю.В., отбывая наказание в ИК-2 с ноября 2003 года до июля 2005 года не имел никаких нарушений! Они «последовали» одно за другим с июля 2005 года. Белыми нитками шито все, с чем это связано. Такова месть со стороны администрации ГУФСИН по Свердловской области за правозащитную деятельность Журилова против пыток осужденных в ПФРСИ ИК-2, которые стали известны в органах прокуратуры, в Администрации Президента РФ по информации Юрия.

Если б отказано было только в присутствии одного свидетеля Ветошкина, - но суд 16 ноября не позволил допросить также следующих свидетелей:  Белоус М.М.; Сурманидзе Т.Г.;  Ветошкин С.А.; Сумкин Д.Б.; Зубов В.В.; Хафизов С.Р.; Фукс Е.В.; Байков Д.А.; Векшин С.Г.; Гареев В.М; Захаров Р.А.; Юдкин В.В.; Артемов; Закиров; Мельник Д.В.; Кондрашов А.М.; Иванов Е.Н.; Чекалин; Завитаев П.И.; Шайниев; Сабуров В.В.; Журавлев Е.Н.; Деминский ; Филиппов;   Давыдов Е.Н.; Беляков; Брагин; Некипелов. Таким образом, не было в судебном разбирательстве, для перекрестного допроса, ни одного свидетеля со стороны обвинения! Стоит ли говорить, что это было бы невозможно, если б в принципе в России работали суды – а не коррумпированные и целиком подневольные конторы, помогающие  накоплению средств и прикрытию должностных преступлений правительства!

Отнимая время читателя, перечислим только основные нарушения судебной властью Закона. Практически в любом случае, когда речь идет о преследовании политзаключенных, мы сталкиваемся с игнорированием этих статей, - список должен еще пригодиться родным пзк, журналистам и правозащитникам:

1. Согласно Европейской Конвенции о  правах человека,   статьи 3 «Запрещение пыток».

2. Согласно  Европейской Конвенции о правах человека,   статьи 6 «Право на справедливое судебное разбирательство».

3. Согласно Европейской Конвенции о защите прав человека статьи 7 «Наказание исключительно на основании закона».  

4. Согласно Конституции РФ, ст.2 , «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

5.    Согласно ч.1 ст. 15 «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие  и  применяется на всей территории РФ.  Законы и иные правовые акты , принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».

6. Согласно ч.1 ст. 17 Конституции «В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией"»;  ч.2 ст. 17 – «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»;  ч.3 ст.17 «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». 

7. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием». 

8. Согласно ч.1, ст. 45 Конституции РФ «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется»; ч.2, ст.45 «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

9.  Согласно ч.1, ст. 46 Конституции РФ  «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»; ч.2., ст.46 «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Защитник Журилова - Председатель совета координаторов, Координатор ООД «За права человека» по УрФО В.А. Шаклеин – в кассационной жалобе засвидетельствовал также неисполнение должностных обязанностей работников медицинской службы в ГУФСИН по Свердловской области. Органы прокуратуры должны дать заключение о бездействии медиков, в том числе по ст. 125 УК РФ, для расследования обстоятельств, связанных с неисполнением или неполным исполнением должностных обязанностей медперсонала ГУФСИН (ИК-2; ИК-54, СИЗО-1 гор. Екатеринбурга), в результате которых нарушены права и нанесен  ущерб здоровью осужденного Журилова Юрия Владимировича.

Переходя к теме медицины в ГУЛАГе, нельзя не вспомнить Бориса Стомахина и Заурбека Талхигова, - а также всех тех больных пзк, которые находятся под самым пристальным вниманием западных правозащитников. Пользуясь случаем, хочу обратиться к Борису: по ряду причин большинство моих коллег не пересылает письма и книги на зону, но каждый наш день проходит в мыслях о Вас, и было грустно узнать, что Вы почувствовали себя «забытым». Отсутствие стабильных прямых контактов не должно Вас вводить в заблуждение: Вы всегда можете полагаться как на «Марексу», так на тех, кто постоянно пишет о Вас в статьях и западных Обращениях в суды и парламенты!  

Ситуацию с медициной в концлагерях лучше всего демонстрирует одно из последних писем В.Шаклеину от Михаила Трепашкина, доведенного администрацией до такого состояния, что его просто не могли выпустить на волю и пресс-конференцию, не предоставив предварительно усиленное 8-дневное лечение в санчасти. Само собой разумеется, что М.Трепашкину наверняка придется тратить время и деньги на значительно более профессиональное лечение за рубежом, - а ведь было так просто не подрывать окончательно его здоровье. Цитаты письма:

«Сейчас, когда закончился процесс в суде кассационной инстанции, я могу перейти на другую тему и коротко описать ситуацию с «лечением».

Я уже упоминал, что меня поместили в небольшую камеру №419, где очень большая сырость (стены прямо на глазах покрываются черной плесенью, словно рисует художник, сотрешь, а через 3-4 дня снова все зарастает ярко черными пятнами, когда эти пятна подсыхают, образуется волосистая белая поросль). Эта обстановка и многие другие условия вызывают аллергию и как следствие – сильнейшие приступы бронхиальной астмы.

За все время нахождения в СИЗО-1 гор. Екатеринбурга, т.е.  с 27 сентября 2007 г.  по настоящее время , меня ни разу не осмотрел врач. Правда, 2-3 раза приходили разные врачи в форме сотрудников ФСИН России, но они лишь внешне посмотрят на меня и уходят, обещая выдать лекарства. Как я понял, они приходили после поступления телеграмм от тех, кто направлял их с требованием оказать мне медпомощь. Иначе, наверное, не пришли бы. После их прихода, так как они видели, что я  задыхаюсь, мне приносили сотрудники СИЗО поддерживающие (не лечащие) медпрепараты: «Сальбутамол» в аэрозоле и таблетки «Эуфиллина».

Так как приступы бронхиальной астмы случаются каждодневно   и иногда по несколько раз в день, мне приходится пить лекарства в дозах, превышающие норму. Иначе задыхаешься и сердце работает на износ, готовое в любую минуту разорваться, остановиться, не выдержав темпа. Так как каждый вздох дается с величайшим трудом, то от напряжения появляются сильные боли в позвоночнике между лопаток (остеохондроз). От передозировки «эуфиллина» появляются сильные головные боли. Из-за этого приходится пить уже дополнительные лекарства: обезболивающие и «ортофен» от болей в суставах (еще в Нижнем Тагиле, когда я получал консультации у гражданских врачей, меня предупредили, что в условиях стационара нужно подобрать лекарства, так как многие из них выводят кальций из организма и могут «рассыпаться» суставы, но руководители ИК-13, сославшись на указания «сверху», в стационар меня не пустили и подбор лекарств не был произведен – вот суставы и «сыпятся».

Из-за того, что каждый час,  а иногда и по несколько раз в час приходится пользоваться «Сальбутамол», чтобы облегчить дыхание из-за приступа астмы, у меня оказались сожженые пищевод  (куда тоже попадает лекарство при ингаляции), трахея и даже крупные бронхи. Ведь нормальные врачи многократно предупреждали: 2-3 раза в сутки по 2 вздоха, не больше можно пользоваться ингаллятором! А мне, чтобы не задохнуться, приходится пользоваться не менее 24-х раз (!). От лекарственного химического ожога у меня набухла и отекла  слизистая пищевода, трахеи и бронхов. Иногда даже слюну проглотить не могу, не лезет, аж давишься. Но самое страшное – появились сильнейшие боли вдоль грудины от глотки до желудка и в легких по сторонам от грудины. Боли такие, что вызывают не только стоны, а крик. Словно внутрь засунули рашпиль и поворачивают его там, разрывая ткани легких. Чтобы снять боли или уменьшить их, мне приходится пить по 3-4 обезболивающих сразу. И то боли снимаются не сразу.

14 ноября 2007 года, перед заседанием суда, меня подняли в 5 часов утра, после чего вывели в сборное отделение изолятора и заперли в камеру №23, не имеющей ни окон, ни вентиляции. У меня начался сильнейший приступ бронхиальной астмы. Пришел врач в форме и медсестра. Первый раз замерили давление, оно оказалось повышенным. Врач сказал, что нужно лечение гормональными препаратами, но это возможно лишь на воле, в гражданской больнице, куда меня никто не отпустит…  

Гражданские врачи меня никогда не смотрели в Екатеринбурге.

Думаю, что из описанного будет понятно, что я имел в виду, когда писал, что каждый день пребывания меня под стражей – борьба за выживание.

С уважением,

п/п  М.И. Трепашкин

20 ноября 2007 года».

Фактически в таком же положении сегодня находятся все больные пзк, за которых мы просим ПАСЕ. Но отсутствие медпомощи слишком часто заменяется еще более опасным ее присутствием: когда, как Талхигову, принудительно назначают таблетку, зараженную гепатитом, - или, как большинству узников совести, добавляют психотропные препараты. Самое страшное – безнаказанные, давно и широко распространенные «медицинские» опыты в лагерях. 

В следующей части статьи мы расскажем о тех, кто «предупрежден» об отправке в психушку. В их числе – молодой талантливый поэт из Архангельска Роман, известный по западным публикациям в литературных альманахах под псевдонимом Земляк. Поводом к очередному преследованию Романа стала «кража» полагающегося ему бюллетеня на избирательном участке и пересылка для публикации автору Чеченпресс.

Мы получили и храним также 103 сканированных документа о преследовании известного журналиста Евгения Новожилова, уже  имевшего дело с российской психушкой.

Не обойдем вниманием данные Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека и ее председателя Романа Чорного, спасающих детей и подростков, преследуемых психиатрией.

Пока Россией правят убийцы, махровым цветом будет цвести карательная медицина. Только что за нее, как за непременный атрибут тирании, проголосовали все эти «Наши». У народа всегда тот царь, которого он достоин. То «ЕдРо», которому он сам пожелает прислуживать. – Пока что ваш выбор сделан. До следующего спектакля.