РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

«Мир – театр, люди – актеры»

Надежда Банчик, для CHECHENPRESS, 18.12.07.

 

Последние выборы в России окончательно показали: ее президент мечется в поисках наиболее удобного для себя варианта «уйти нельзя остаться». Варианты и предположения о них – от поправок Конституции РФ до материализации бродившего на задних подмостках призрака «Союзного государства Россия-Беларусь». Что ж, после (добро) вольного и честного народного волеизъявления, отдавшего «партии власти» 64% (народ рассчитал точно: чуть меньше минимума для «конституционного большинства», чтобы еще осталось место для волеизъявления оппозиционных КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России») поправки вполне юридически обоснованы, причем – любые, вплоть до
пожизненного президентства, по примеру братской и почти союзной Беларуси.

Насчет волеизъявления батьки Лукашенки, по второму варианту, сомнений чуть больше: уж очень незавидна участь неизбираемого губернатора российской (пардон, союзной) губернии Белоруссия после всенародного избрания пожизненным президентом сверхсамостоятельной, даже Западу фигу в кармане демонстрирующей, Республики Беларусь. А варианты типа «нацлидер», кажется, отпали ввиду очень уж непонятных полномочий такой должности. Генсек – не генсек, фюрер – не фюрер, что-то, ассоциирующееся с вождем племени краснокожих...

Но, похоже, Владимир Владимирович не рассмотрел еще один вариант, наиболее подходящий для него. Основать свой театр. Переквалифицироваться с роли «национального лидера» (по-русски – «вождя», а по-историческому опыту – «Fuhrer”), грозящей непредвиденными опасностями, на роль театрального режиссера, созданную точно для него, в соответствии с его способностями, по-моему, доходящими до гениальности. (Если киноактер смог стать президентом США, почему же невозможно обратное перевоплощение в РФ?).

...Создать из подручного материала, доставшегося Путину в наследство от предшественников, столь слаженный театр и поставить целый ряд спектаклей столь целостно по законам жанра, превратив разрозненный и хаотичный мировой базар в коллектив актеров, – заявка на мировое лидерство в сфере театрального искусства. И мне подчас жаль, что вместо театральных подмостков Владимиру Путину досталась Россия. Перенос законов театральных жанров (любых!) в жизнь приносит плачевные результаты для жизни, так же, как перенос «голой жизни» в театр убивает театр.

Итак, то, что создано в России за восемь последних лет, можно отрецензировать как гениальную постановку некоего сериала в жанре постмодернистского абсурдизма. И это можно считать очередным социальным экспериментом, после социализма-коммунизма, над российским народом – и над мировой политикой.

Сверхзадача: «Не смейте и пытаться умом Россию понимать, аршином общим измерять!»

Путин (или те, кто за ним стоит?) – некий «коллективный Путин» - поставили вполне театральную сверхзадачу: перевести в жанр абсурдизма то, что пытались привить в России во времена Горбачева и Ельцина. Суть эксперимента: выдержит ли «это», что прививали, - внутри и вне России?

Во времена Горбачева и Ельцина в посткоммунистической России пытались привить основы демократии в западном (наиболее развитом, завершённом и неабсурдистском) виде, оплодотворенном традицией российской высокой интеллигентской культуры. Свободу прессы печатать (ТВ – показывать, кино – создавать, актерам – петь) то, что дают для опубликования, без диктата, чтО можно, а чего нельзя. Свободу социальных групп объединяться в политические партии и на равных соперничать за голоса (и умы и сердца?) избирателей. Свободу предпринимателей выпускать тот товар, который им выгодно производить, продавать его где и как его лучше раскупят и тратить прибыль (уплатив честно налоги) по своему разумению, в том числе поддерживая близкие себе политические партии, социальные движения, а может, и открыв приют для бездомных детей. Право граждан не быть произвольно и бездоказательно обвиненными в самых тяжких преступлениях; право жертв преступников на справедливое возмездие; право совершивших преступление быть справедливо и честно осужденными. Право инвалидов на автобусы с выдвижной подножкой. Право жителей больших городов не быть убитыми,
ограбленными, раздавленными на дорогах стремительно мчащейся иномаркой с затененными стеклами. Право жителей некрупных городов на пользование, наравне с жителями крупных городов, телефонной связью, бесперебойным электроснабжением и... интернетом. И т. д. 

 Экспозиция: «Срочно требуется Скупой Рыцарь»

Экспозиция была в 1999-м. Видимая часть нового российского класса собственников –
ближний круг Ельцина; и гораздо более обширная невидимая его часть – высшие армейские генералы; мафия, образовавшаяся от перегруппировок и слияний в оргпреступные сообщества выходцев из бывшего КГБ, МВД, СВР, и прочих аббревиатур – пуще всех земных благ нуждались в защите от судебных преследований. Взять хотя бы отдельную историю экс-генпрокурора Скуратова: как только он начал раскручивать «дело Березовского», ему устроили, в соответствии с законами жанра, скандал с «девочками в бане». Или – еще более серьезное дело Bank of New York, прокручивавшего миллиарды не совсем честно заработанных новорусских долларов. (Дело так и не доведено до конца). Или – историю с «ремонтом Кремля» под руководством Павла Бородина, во время которого несколько  миллионов невзначай прилипли к рукам Бородина и его подручных (все названные дела пока в замороженном состоянии). Словом, новорусские, распродавшие «сундуки» с «золотом партии и народа», нуждались в Скупом Рыцаре. Достаточно Скупом, чтобы сундуки сберечь, и достаточно Рыцаре, чтобы их стеречь.

Путь к собственничеству этих бывших советских бессобственников ни у кого не был безупречен. И когда всем новоявленным собственникам почти в равной степени могли угрожать громкие разоблачения, в том числе на международном уровне, перевод реальности в абсурдизм показался лучшим (если не единственным!) средством самозащиты, ибо обессмысливает реальность, со всеми ее судами, серьезностью разбирательств, угрозой наказания или реституции, - ничего этого попросту не существует, если быль сделать сказкой. 

Но как? Общество уже наполовину заражено демократической заразой, многие газеты печатают то, что им приносят журналисты, тщательно выверяют правду; целый канал ТВ передает сообщения журналистов в прямом эфире, без всякого контроля; всё общество еще помнит вольный поток прорвавшейся нелицеприятной правды в горбачевские годы, не остановленный в ельцинские... 

И вот тогда стало ясно: Скупой Рыцарь должен быть Режиссером, притом – гениальным. Вы жаждете свободы? Будет вам свобода – со всеми ее атрибутами: разнузданностью, пошлостью, демонстративно кричащей бессмысленностью трат награбленных у народа миллиардов (на «элитную» проституцию, непристойные выходки в Европе) и тихой скупкой лучшей недвижимости в России, в ближнем и дальнем зарубежье; наглым нагромождением неправдоподобных версий происходящих событий, и во всем этом потонут крупицы правды (всё это было и раньше, но не так нагло кичились убиением культуры кичем и не так показательно топили правдивые зернышки в куче навоза). Вы стремитесь быть милосердными? Увидите, что мы вам покажем, и как миленькие будете не только безропотно созерцать, но и участвовать. Вы рветесь к справедливости? А сталинское правосудие уже забыли? И когда вы всем этим насытитесь и возопите о порядке, мы его наведем. По-своему, разумеется. Чтобы продолжать то, что начали, но уже не боясь, не таясь и не стесняясь, а упиваясь собственной абсолютной безнаказанностью и безграничной властью над вами, пигмеи, пиликающие о каких-то ценностях и какой-то морали.

Завязка и развитие действия

...И вот вместо примелькавшихся всем фигур Примакова, Черномырдина, да и Степашина вытащен на властный Олимп представитель той самой одиозной организации, которая в горбачевские годы была главным врагом, а в ельцинские годы собралась за фасадом провозглашенных свобод и, по сути, захватила теневую власть и стала главным обладателем незаконно добытой собственности. Причем, представитель далеко не самый яркий. Скорее, рядовой, «один из тысяч», даже с виду подчеркнуто не притязательный. Уже одно это озадачило общество внутри и вне: Who is Mr. Pu? Почему именно его? Почему – из столь одиозных кругов, среди которых одно слово «демократия» вызывает сенную лихорадку?

Чтобы перестали задавать лишние вопросы, надо было поскорее перевести реальность в сверхабсурдистское  действо, превзойти даже Оруэлла и Кафку. Это и было реализовано – я б сказала, просто гениально. По классической схеме, открытой еще Лениным: где тонко, там и рвется, действо было перенесено в самое слабое звено – в Чечню. Взрывы жилых домов (даже Сталин до таких маневров не додумался!), создание такой атмосферы в обществе (еще полу-демократическом!), при которой оказалось возможным заткнуть всех, кто сомневался в правоте официальной версии – поистине гениально. Весь мир вздрогнул... и отпрянул. Единственное, на что еще оказалось способным мировое милосердие, жившее остатками политики открытых дверей, - это принять немалую часть чеченцев, которым режиссеры отвели в мистерии роль главного Козла Отпущения. Увы, ни на что больше хранители реалистической демократии западного мира не решились.

А режиссеры стремительно развивали действо. Спешно сколоченная из бюрократов и кгб-шников «партия» «Единство» спела хором осанну новому национальному герою – и никому не известные лица получили большинство на выборах в Госдуму! Новый нацгерой избирается триумфально: ни разу внятно не высказанная предвыборная программа, которая заведомо вызвала бы споры и раздоры, уничтожив всю пьесу, заменяется бесспорным как мычание: «Мочить в сортире!». 

Но журналисты еще действовали в прежнем реалистическом стиле, донося до мира крик истребляемых жителей Чечни, применение химического оружия, вакуумных бомб и прочих запрещенных игрушек. Возникла необходимость распространить театр абсурда за пределами одной отдельно взятой страны.

Отличались ли нынешние исполнители этого, следующего акта мистерии, от своих предшественников – коминтерновцев, разношерстных сторонников национально-освободительных движений на арабском Востоке, в Латинской Америке; тайных организаторов ультралевых движений в Европе и в Америке? Во всяком случае, уже сейчас (не прошло и семи лет) выявляются связи «ваххабитов» в Чечне со Службой внешней разведки (см. Закаев о Мовлади Удугове на «Чеченпресс»); общеизвестны, хотя и не упоминаются, связи между российскими политическими деятелями и Саддамом Хусейном; но, по ряду косвенных признаков (на их доказательство потребовался бы объем
диссертации) создается впечатление, что тайные внешние спецслужбы России ближе всего в тот период, 1999 – 2001, подошли, с одной стороны, к секретному сотрудничеству с определенными кругами Саудовской Аравии и Афганистана, а с другой, с нефтяными корпорациями США. Суммарным результатом многослойного взаимодействия этих тайных сил (возможно, спонтанным, быть может, тщательно подготавливаемым – на этот вопрос еще долго не получим ответа) можно считать «11 Сентября», квинтэссенцию рассматриваемого жанра.

В том, что определенные силы России, ставящие «мистерию» и покрываемые Путиным, были заинтересованы в чем-то подобном, сомнения нет. В том, участвовали ли они и на каком уровне, по-видимому, предстоит долго разбираться будущим историкам. В том, что режиссер театра абсурда гениально воспользовался политическими, экономическими и моральными результатами этой трагедии, нет ни тени сомнения.

За раздавшимся из Кремля первым из мировых лидеров звонком Бушу – тонко скрытое злорадство: ага, теперь вы, наконец, убедились, кто мог взорвать дома в российских городах! Но вслух – готовность «действовать сообща против международного терроризма». Надо вырасти в России или быть по ней экспертом, чтобы сразу перевести с языка рассматриваемой мистерии: это значит, окончательно заткнитесь насчет Чечни, не мешайте нам вас защищать в мятежной республике, которая, по российской Конституции, - неотъемлемая часть РФ, - и идите искать бин-Ладена в Афганистан, разоренный нами, а мы милостиво позволим вашим боевым самолетам перелететь через суверенный Узбекистан и даже базироваться в нем. Одновременно, цены на нефть и газ зашкалили за все достигнутые ранее рекорды, и на Россию полился дождь нефтедолларов.

Итак, в суммарном результате, взрывы в российских городах связали Путина и его команду с теми, кто их поставил; 11 Сентября послужило кровавым причастием российской мафии к Западу и Востоку вместе взятым. Не исключаю, впрочем, что они были и раньше повязаны с отдельными корпорациями и финансовыми институтами Запада (и Востока?) экономическими делами; теперь добавились (анти)террористические. Абсурдистский спектакль подспудно распространялся на демократическом Западе: «куршевели», собрания-совещания спецслужб «по борьбе с терроризмом», покончившие с политикой широко открытых дверей по отношению к искателям политубежища. В первую
очередь «новый порядок» под тайной сенью российских спецслужб ударил по беженцам из чеченского ада: начались депортации – чего раньше Запад уже долгое время не делал. Чеченцы нередко изгонялись из страны в страну (знаю семью, с маленькими детьми, сменившую семь стран!). О серьезном осуждении геноцида в Чечне уже даже и речи не велось. Правда, полностью «абсурдировать» Запад так и не удалось. Устояло независимое правосудие – не выдали Закаева, Литвиненко (чисто политических беженцев) и
Березовского (возможно, по делу Березовского есть и у Запада нечто нежелательное); не последовало массовой экстрадиции чеченцев.

Одновременно, на другой «сцене» шло действо под названием «Иван Сусанин в интернет-эпоху». Маневры вокруг Ирака, всяческое затягивание дипломатических увещеваний и санкций, почти открытый вывоз иракских арсеналов под руководством Примакова и (бывших) генералов – одновременно с тайным подталкиванием администрации Буша к войне с Саддамом – новый акт абсурдистской мистерии: российские покровители абсурдистски кинули своего многолетнего «друга». По косвенным признакам (в частности, полуофициальным встречам летом 2002 З.Бжезински с депутатами Думы С.Юшенковым, Ю. Щекочихиным, а также с Ильясом Ахмадовым, бывшим тогда министром иностранных дел Ичкерии), можно заключить, что некоторые члены администрации Буша склонялись к применению боснийского варианта в решении чеченского вопроса: введением международного контингента разнять воюющие стороны и  воцарить на Северном Кавказе стабильность и процветание не в абсурдистском, а в реалистическом стиле, - восстановить в Чечне разрушенные нефтяные месторождения и, возможно, превратить Сев. Кавказ во «второй Кувейт» (что и для подлинных интересов России сулило немало, но впрямую угрожало созданному в Чечне «черному рынку» той самой мафии, один из «крестных отцов» которой стал во главе РФ. Анна Политковская подробно исследовала, как эта мафия захватила чеченскую нефть. Правда, и среди чеченских политиков этот план вызвал острые разногласия – но, как мне кажется, мог бы быть доработан с учетом правовой базы чеченского государства, наработанной в 1990 - 1991). Увы, похоже, что абсурдизм взял верх: Америка повернула на Ирак, не ведая, в какое болото завёл ее новоявленный Сусанин; для чеченского народа и для всех в России, кто еще жил настроем Августа-91, погас последний тоненький лучик надежды; Юшенкова можно было убить и не понести за это никакого наказания; можно было устроить «Норд-Ост», ставший следующим актом абсурдистской «пьесы»; можно было постепенно, шаг за шагом, закрывать наиболее влиятельные источники независимой информации (НТВ, «Общую газету»), придумывая «убедительные» и «законные» основания вроде спора хозяйствующих субъектов. И не встретить никакого сопротивления ни внутри, ни вне страны!

- А где подводная лодка «Курск»? – Ларри Кинг.
Путин: Она утонула...

О погребенном под землетрясением городке Ленск в Сибири вопросов уже не задавали.

Этапы Большого Пути

... 2003: на фоне эскалации геноцида в Чечне - «референдум» (Путин – в обращении к чеченскому народу: «проголосуйте за прекращение зачисток!») и «президентские выборы» (с участия в которых снимаются под абсурдными предлогами даже пророссийские кандидаты, не входящие в ядро главной мафии, которой покровительствует Кремль, и делается так, что «побеждает» именно тот, на кого поставили), и снова, ПАСЕ, ОБСЕ и ООН, резко осудив оба мероприятия как «нечестные» и «несвободные», почему-то молчаливо согласились с их результатами и стали именовать Ахмада Кадырова «президентом Чечни», а Аслана Масхадова (признанного ими же как легитимно избранного президента) – «лидером сепаратистов». Это, без сомнения, был
сигнал: делайте с Масхадовым что угодно, мы «не заметим». (Для сравнения: по отношению к Ясиру Арафату от Израиля потребовали гарантий неприкосновенности, хотя «интифада» была в разгаре!).

«Дело Ходорковского»: первая проба  реакции общества внутри и вне страны на попытку покончить с наследием полусвободы – независимым бизнесом и финансированием оппозиции – путем римейка сталинизма, демонстративно наглой фабрикации «дела» и заведомых нарушений судебной процедуры, закончилась словесным осуждением и полной безнаказанностью российской власти. Нам дороже «хорошие отношения с Россией!». Сцена готова к следующему акту – уничтожению Юрия Щекочихина, депутата Госдумы и члена Комиссии ООН по расследованию организованной преступности! В том, что он был отравлен, сомнений почти нет. Но кто в ООН заикнулся о международном
расследовании?! Нет, мистерия развивается в самой ООН: в комитет по правам человека входят... Ливия, Сирия, Иран!

2004. Убийство в России уже американского гражданина, известного журналиста Пола Хлебникова... и снова никакой особенной реакции, только словесное осуждение и «просьба американских властей к российским властям расследовать» (?!)...

Беслан – кульминация трагической абсурдистской мистерии... После пяти лет молчания по поводу геноцида в Чечне международные организации «взрываются» единогласным «сочувствием» России, без требований международного расследования этой вопиюще жестокой акции. Теперь Россия «легитимно» присваивает себе право расправиться с Масхадовым. А заодно – ликвидировать очередную «вольность»: выборность губернаторов. Однако, западная пресса была захлестнута критикой жестокости «освободителей», отвергнувших возможность переговоров с захватившими заложников и пошедших на штурм (еще не было выяснено, что штурмовали школу огнеметами и системами «Град»).

А тут еще попытка Буша поучиться у друга Пу пыткам “подозреваемых в терроризме» в нарушение Конституции США, разразилась «Абу-Грейб-гейтом»... снова попытки перевести западную демократию в абсурдизм разбились о реальное существование демократического общества.   

... «Оранжевая революция» в Украине неожиданно вырвала и российскую реальность на миг из жанра абсурдизма. Широчайший народный порыв показал: по крайней мере, в постсоветских республиках народ дозрел до уровня, на котором ему под силу отвергнуть абсурдизм власти. В России, после «победного» Беслана (хоть Путин и остался снова безнаказанным, но критика в западной прессе привела его в ярость), это вызвало панику и
лихорадочно быстрое закручивание гаек. Хаотические меры по дальнейшему ограничению свобод и прав, уже не только в Чечне, но и в лояльных субъектах федерации (в частности, в Калмыкии и Бурятии), отмена выборности губернаторов, попытки обессмыслить народное волеизъявление созданием псевдонародных объединении («Наши»), создать псевдообъединения эмигрантов (Всемирный конгресс русскоязычных евреев, Всемирный конгресс русскоязычных СМИ и т.п.) – всё лихорадочно направлено на предупреждение возникновения призрака «апельсинов». (Даже прошедшая годом раньше «революция роз» в Грузии не вызвала такой паники российского истэблишмента, как волеизъявление украинского народа). И, конечно, все силы режиссуры теперь брошены на обессмысливание украинских событий. Как только они ни опорочивались! И
«проплаченные из-за рубежа врагами России» (кажется, правильнее: оплаченные, но новым русским – новый язык! Новояз в абсурдистской мистерии заслуживает отдельного анализа), и «экстремизм», и «насильственное свержение власти»... А главное – первая акция, напрямую направленная против Европы: манипуляция газовыми поставками. На Новый, 2005-й, год Россия сделала Европе «сюрприз», заморозив «трубу» на 1 – 2 января! Вот тогда европейские лидеры впервые задумались, что отданной на съедение Чечней
российские хищники не успокоятся. Отношения начали портиться. Но, полностью в духе абсурдизма, европолитики и администрация Буша задумались: как бы одновременно и сдержать российские аппетиты, и поддержать Украину и Грузию на пути в ЕС и НАТО, и продолжать игры с Путиным, будто ничего не происходит?

Кульминация: «Чего изволите-с? Ужели Холодную войну?»

И ведь удалось! И удается по сей день! Хотя в 2006 были такие события, которые должны были бы положить конец всякому абсурдизму, разыгрываемому российскими «режиссерами», и вытолкнуть мировую политику, наконец, из этого заколдованного круга в реальный мир. Создание противозападного блока «ШОС», противодействие на Ближнем Востоке и по Ирану... и, наконец, грязная бомба на улицах Лондона! После этого – и нового абсурдистского действа вокруг этого: Луговой в Думе, член Либерально-Демократической партии! – продолжать держать Россию в Большой Восьмерке?!

-А где Чечня? - «Она строится, г-н Кинг»! (Нет, такого вопроса не прозвучало)...

Похоже, готовится еще один акт этой абсурдистской комитрагедии: международное закрепление аннексии Россией Абхазии и Южной Осетии. Переброска российской тяжелой техники в Абхазию, маневры западных политиков вокруг признания независимости Косово (несмотря на гораздо меньшее законное основание для этого, чем Чечня и даже Абхазия, так как Косово населено албанцами, уже имеющими государство). Если международное сообщество позволит таким образом России создать плацдарм еще одной войны на Кавказе и расправиться с Грузией, мафия еще более укрепится.

Впрочем, новоназначенный премьер-министр РФ заверил европейских лидеров в стабильности поставок российского газа. Спите спокойно – и почаще ходите в театр, господа. Лучше всего – на комедии: смеяться –полезно для здоровья. Вы вполне созрели для восприятия недавних парламентских выборов в России и даже дали рецензию, назвав их (выборы) нечестными и недемократическими. Теперь можно даже объявить Холодную войну (кажется, таков последний по времени социальный заказ Скупого Рыцаря-режиссера)...

Только не путайте театр с жизнью: Путин вам будет по-рыцарски поставлять газ, если останется пожизненно сидеть на своих сундуках, безразлично в каком чине. Только не пытайтесь поменять жанр в его театре, не подкармливайте голодных шакалов, рыскающих возле ваших посольств, и ни в коем случае не прекращайте вкладывать миллионы, полученные с ваших налогоплательщиков, в восстановление Чечни и в строительство зимы в субтропическом Сочи. 

Но на всякий случай открою вам одну тайну (мало ли как повернется действительность, вдруг и впрямь вырвется из жанра без нашего-вашего участия, ведь так уже было на моей памяти в той же самой стране). Все разговоры о возрождении величия России, стабильности, порядке и законе – это тоже язык абсурдистской мистерии. У режиссера, как и у его гениального предшественника, созданного Пушкиным, кроме сундуков, ничего нет. Но сундуки, как видно, дороже всех известных Истории идеалов (даже демократии!), оказавшихся разбитыми идолами.

Впрочем, победа демократически избранных демократов в обеих палатах Конгресса, как и победа демократически избранных Меркель и Саркози в Германии и Франции, показывает: эксперимент по прививке абсурдизма западному обществу еще пока наталкивается на сопротивление. Даже в на четверть прозападной Украине. А до финала действа еще, похоже, далеко.

«Спасибо товарищу Путину за наше стабильное будущее!» - «Мишки», внуки бывших октябрят-пионеров-комсомольцев в возрасте 8 – 15 лет. Это не я придумала. Это – очередная серия всё того же театра. 6 декабря съезд оппозиционных движений РФ выдвинул единого кандидата от оппозиции: Михаила Касьянова, бывшего премьер-министра в 1999 – 2003.

«Всё путём!».