РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Адам Боровски: у чеченцев есть право иметь независимое государство!

CHECHENPRESS, 14.12.07 г.

 

Майрбек Тарамов: – Адам, расскажите вкратце о себе.

Адам Боровски: – К сожалению, я плохо говорю по-русски…

- Ничего страшного. Главное – ты прекрасно понимаешь смысл, а я поправлю твою речь, чтобы читателю было понятно.

- Когда в Польше был коммунистический режим, я одним из первых начал диссидентскую работу. В те времена Польша как бы дружила с СССР, и русские назначили местных коммунистов править нашей страной. Я тогда работал на фабрике, и рабочие назначили меня лидером для защиты их интересов. Тогда, как вы помните, популярность завоевало движение «Солидарность», председателем которой был Лех Валенса.

Вы помните, как в 80-х годах власть в Польше захватил кремлевский назначенец генерал Ярузельский? Поляки были очень недовольны этим правителем и рабочие нашей фабрики провели первую забастовку под моим руководством. Когда начали преследовать участников забастовки, я ушел в подполье, где продолжал организацию оппозиционного движения. Мы нелегально издавали книги, брошюры, пропагандистские листки, газеты, организовывали митинги, демонстрации, участвовали в уличных столкновениях с полицией и т.д.

После того, как рухнул коммунистический режим, в Польше установилась народная власть. Я, конечно же, мог занять высокие посты в государстве, но я не люблю чиновничью работу. Мне по душе издательская работа, та самая, которой я занимался в подполье. К тому же я имею большой опыт в этом деле.

- Скажите Адам, почему вы заинтересовались чеченской проблемой?

- В 1991 году СССР прекратил свое существование. Мы знаем, что очень много народов в составе Советского Союза хотели жить свободно и независимо, среди которых был и чеченский народ. В итоге получилось так, что союзные республики получили долгожданную свободу, а Чечения – нет. Почему? Вот тогда-то я впервые и услышал о том, что чеченский народ объявил о своем суверенитете. А потом я заинтересовался этим вопросом, начал читать книги о Чечении. Так я узнал о том, что поляки в 19 веке поддержали борьбу чеченского народа за независимость. Узнал, что эта поддержка оказывалась во главе с польским князем Чарторыжским, который организовал в Турции отряд «Легион». К сожалению, он не смог осуществить свою идею до конца.

Мы все откровенно надеялись, что монстр под названием СССР рухнул окончательно и бесповоротно, и что Россия станет свободным, демократическим государством. Однако этого не случилось, и в 1994 году новоявленные российские «демократы» во главе с Ельциным развязали кровавую бойню в Чечении. Стало понятно, что силовые структуры России не намерены отдать власть в стране. Военные всегда заняты поиском врага, иначе они окажутся не у дел, и такой враг был найден – Чечения!

У меня польская душа – я не понаслышке знаю, что русские делали с поляками. Я знаю их ложь, и не хотел слышать ее вновь в отношении чеченцев: бандиты, убийцы, террористы и так далее. Ведь то же самое русские говорили на польских патриотов.

В 1994 году в начале русско-чеченской войны в Польшу приехал чеченец Рамзан Ампукаев. Я был одним из первых, кто встал рядом с ним, собрал своих друзей. Мы организовали Польско-Чеченский комитет и начали вместе работать в Варшаве и Кракове. Мы делали мощные митинги и демонстрации, в которых участвовало от 5 до 10-ти тысяч человек. Также была организована работа на уровне Польского Парламента, где были организованы группы в поддержку Чечении.  

Чтобы нейтрализовать поддержку Чечении со стороны поляков, российские спецслужбы похитили в Дагестане польских гуманитариев, работавших в школе. Это произошло в 140 километрах от чеченской границы, рядом с российской воинской частью. Разумеется, всё свалили на чеченцев. Однако мы установили, что эти похищения были организованы спецслужбами России руками чеченских бандитов, которые и сегодня исправно служат России в различных марионеточных формированиях. Таким вот образом ФСБ хотело настроить поляков против чеченцев, но мы провели разъяснительную работу и поляки все поняли.

Была одна серьезная проблема в работе Польско-Чеченского Комитета. Мы организовали помощь для беженцев из Чечении, которые приезжали в Польшу голодными, холодными, без денег, без ничего. Однако в Польше не было закона, согласно которому должна была осуществляться помощь на государственном уровне. Тогда мы обратились к польским парламентариям за помощью в этом вопросе, потому что без государственной поддержки было очень трудно работать. Такая помощь была оказана.

- Адам, вы знаете, что в некоторых странах существуют Комитеты в поддержку Чечении: в Норвегии, США, Франции, Дании, не говоря уже о Польше, которыми руководят люди, пользующиеся известностью в мире, такие как Ивар Амундсен, Збигнев Бжезинский, Андрэ Глюксман, Вы – Адам Боровски. Но такая ситуация не везде, есть западные страны, которые, считая себя образцом демократии, взять ту же Швецию, поддержки Чечне не оказывают. Как вы объясните этот парадокс?

- Тут трудно что-либо сказать. Я думаю, что в странах, подобной Швеции, надо искать такого человека, который взялся бы за организацию Комитета в поддержку Чечении. Надо искать усиленно. И показать, что в Чечении идет геноцид…

- Одну минуточку… Адам, в Швеции очень хорошо знают ситуацию в Чечении, тем не менее, такое вот отношение. Нет, в Швеции нет прямого противодействия, и иногда по шведскому ТВ показывают фильмы про Чечению. Однако, ни со стороны властей Швеции, ни со стороны ее правозащитных организаций, я не ощущаю никакой поддержки. А что можно сделать без поддержки? 

- Ваша ситуация напоминает то, что случилось с евреями в период прихода к власти Гитлера, когда многие лидеры стран и политики отказали в поддержке еврейским беженцам из Германии и других стран Европы. А в США не приняли корабли с еврейскими беженцами. Этим политикам было очень стыдно после. Я думаю, что ситуация вновь повторяется, но на этот раз с чеченскими беженцами.

Если власти с безразличием относятся к этой проблеме, то вам следует поменять тактику и обратиться прямо к гражданам. Например, выставить стенды с фотографиями геноцида в Чечении прямо в центре Стокгольма и сопроводить эту ужасную выставку словами: «Люди! Почему вы не видите массовые преступления?! Почему вы молчите?!» Может быть, таким образом заденете их человеческие чувства, и тогда подойдут к вам люди и скажут: «Мы готовы вам помочь!»

Я заметил, что в современной Европе происходит кризис – нет, ни финансовый или материальный, а кризис морали – болезнь души. Западные политики издали сотни тысяч документов по правам человека, кричат на каждом углу об этих правах, а на самом деле, в реальной жизни, этих прав не существует. Особенно этот двойственный подход обнаруживается в отношении малых стран и народов, таких как чеченский, в то время как в отношении великих держав эти политики хранят полное молчание или отделываются отговорками типа «Чечня – внутреннее дело России», будто бы права человека могут быть внутренним делом какого-либо государства. Иногда европейские политики пытаются критиковать Россию, но как только Кремль цыкнет на них, они меняют тональность и заявляют: «Не только Россия нарушает права человека, но и чеченцы нарушают их не в меньшей мере».

- Адам, вам вероятно известно, сколько усилий прилагает Кремль, в частности президент Путин, для поднятия имиджа России на западе. С этой целью в Польшу был заслан кремлевский идеолог Глеб Павловский, в чьей пресс-конференции вы участвовали. Расскажите как поляки встретили Павловского?

- Об его визите мне было известно заранее. Однако эта пресс-конференция была весьма своеобразной. Дело в том, что ее организаторы пригласили не только кремлевского идеолога, но и оппонента Кремля – Владимира Буковского, чтобы выслушать две точки зрения. Однако Буковский не захотел садиться с ним за один стол.

Когда Павловский начал свое выступление, я прервал его, сказав: «Господин Павловский, вам не следовало бы к нам приезжать, учить нас и информировать о ваших делах. Мы знаем о ваших делах не хуже вас. Я вас заверяю – обязательно состоится Международный Суд, на который будут вызваны все убийцы, во главе с российским руководством, которые повинны в массовых преступлениях в Чечении. Вам надо об этом думать.

Вы заявляете, что благосостояние российского народа растет. На чем оно растет? На чеченской крови? Это и есть ваша сегодняшняя идеология? В таком случае ваша идеология не отличается от нацистской. Поэтому вас надо судить самым суровым судом».

Потом польская пресса писала не только о нашем выступлении, но и о том, что говорил в ответ Глеб Павловский. То есть полякам была предоставлена возможность выслушать две точки зрения. Понимаете, Павловскому после наших выступлений было уже неудобно заниматься кремлевской пропагандой: что у них в России демократия, что там соблюдаются права человека. Ему оставалось говорить только то, что при Путине Россия достигла стабильности, о доходах населения, о росте казны и т.д. Он много и с пафосом рассказывал, что у России свой, особый, путь. При этом, он забывал упомянуть, что особый путь России залит чеченской кровью.

Тот, кто не интересуется политикой, послушав Павловского, мог подумать – как хорошо стало в России! Однако, выслушав наши контрдоводы он понимал, что это не так, что все наоборот. После той пресс-конференции поляки сами делали выводы о том, что происходит в России в действительности: почему убита журналистка Анна Политковская, отравлен в Лондоне оппонент Путина Александр Литвиненко, убиты чеченские президенты Дудаев, Яндарбиев, Масхадов. Ведь Масхадов искал мира с Россией – а они его убили.

А ведь любая война когда-нибудь кончается миром. Подписывается мирный договор, который определяет границы двух воевавших стран. Ведь теперь чеченцы, у которых убиты, запытаны, изнасилованы родственники, не могут жить под одной крышей с русскими. – Они должны жить в своей стране. Я всем польским политикам это доказываю – слушай, можешь ты жить в одной квартире с человеком, который убил твою мать, отца, братьев? Сможешь ты так жить? Любой политик отвечает – конечно же, нет! А почему же чеченцы должны?

У чеченцев есть право построения своего государства, и жить там свободно и независимо! Им надо предоставить такую возможность.

- Чеченский народ переживает сейчас очень трудный период в своей жизни. Чтобы вы посоветовали чеченцам?

- Мне тяжело что-либо советовать в этой ситуации. Пожалуй, я мог бы сказать чеченцам – необходимо терпение. Они должны информировать мир обо всем, что произошло и происходит в Чечении, о геноциде, который имел там место. Надо делать конкретные акции: выставки, фильмы, демонстрации, митинги по всему миру. Чеченцам надо добиваться своих прав. И что особенно важно для тех, кто оказался за пределами своей страны – они должны сохранить свои обычаи, традиции, культуру, чеченский язык.

123 года в Польше не было государства, нашу страну делили то немцы, то русские. Но мы все же создали государство. Потом пришли коммунисты, и мы продолжили свою борьбу за независимость и в итоге польский народ победил. Вы тоже будете свободными. Надо только верить и бороться. Надо очень верить, что Чечения будет свободной.

Чеченские представители и беженцы должны добиваться того, чтобы их политиков, того же самого Ахмеда Закаева, принимали на высоком уровне в странах запада, чтобы ваши политики выступали в западных СМИ. Молчание по этому поводу губительно для вашего народа. Это молчание на руку российским властям, которые заверяют мир о благополучной обстановке в Чечении.

Чеченцы должны организоваться. Я – поляк. Я могу помогать чеченцам, но я не могу работать за чеченцев.

Я очень переживаю за чеченцев, которые воюют в горах. Великий им поклон за их джихад в неимоверно тяжелых условиях, за их стремление к свободе. Чеченскими воинами гордится не только ваш народ, но и поляки, и все нации и народы, которые борются за свое освобождение.

Однако всем вам следует знать, что когда Чечения будет свободной, ваши воины не смогут строить дома, дороги, мосты, руководить предприятиями и организациями, потому что они этому не обучены. Они должны передать власть гражданским людям – высокообразованным, культурным патриотам Чечении. Поэтому, пока есть такая возможность, чеченские дети в европейских школах и ВУЗах должны получить хорошее образование, сохранять и развивать свою культуру, язык, традиции.

- Адам, я чрезвычайно благодарен вам за ваши советы, за вашу помощь и поддержку чеченского народа.

Интервью провел Майрбек Тарамов,

Stokholm - Warshava