РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Память о Саше

Тина Брюссель, для CHECHENPRESS, 13.12.07 г.

 

Интервью с Давидом Кудыковым для ЧП.

Лариса Володимерова: - Годовщина памяти Литвиненко перетекает в  день рождения Александра 4 декабря, - но и здесь не кончается. В этот день я подробно расспрашиваю близкого Сашиного друга, известного публициста и поэта Давида Кудыкова, обо всем, что осталось за кадром и не показывалось по телевидению в поминальные даты. Саша незримо работает вместе с нами и всегда будет идти впереди. Для нас он – живой.

Давид Кудыков: - Годовщина памяти отмечалась на протяжении нескольких дней. 22 ноября мы собрались в помещении напротив Парламента на презентацию книги. Было очень много народу, в том числе журналистов, и все происходило на английском языке. Выступили Олег Гордиевский, Владимир Буковский, - те, кто знал Сашу. Задавалось много вопросов о полониевом теракте, о его истинном смысле.

ЛВ: - Что представляет собой издание работ А.Литвиненко?

ДК: - Книга – это сборник Сашиных статей, в основном напечатанных на Чеченпресс и в других средствах массовой информации. Предисловие написал В.Буковский. Книга большая, красивая, была подготовлена и составлена Пашей Строиловым. На провокационный вопрос, сделана ли книга при участии и по заказу Березовского, Буковский ответил, что и на момент презентации Березовский никакого представления об этой книге не имеет. Вообще существует очень странное представление о том, что в Лондоне живет один только Березовский, и без него вообще ничего не происходит... Очень тепло и проникновенно выступал Гордиевский. Он логично доказал, что это была чекистская операция, причем в ней участвовало много людей. Олег Гордиевский сказал, что нашелся опытный эксперт, который документированно установил, что полоний был взят с того производства, на котором делают атомные бомбы, и которое находится в 450 км от Москвы. Ясно, что санкцию на применение в столице Англии грязной бомбы мог дать в России только один человек, это Путин.

ФСБ и многие, может быть, по своей неосведомленности, пытаются представить Сашу шпионом, разведчиком. В отличие от Путина, Саша в ФСБ занимался только организованной преступностью и не участвовал ни в каких политических акциях этого ведомства. Просто он,  вращаясь в том кругу, много знал о конкретных чиновниках ведомства. И никакими государственными тайнами он не владел, что неоднократно подчеркивал сам Путин в своих выступлениях. И никогда шпионской деятельностью не занимался. Если бы Саша знал и мог выдать какую-нибудь разведывательную сеть или государственную тайну, его вряд ли убили бы. На примерах многих перебежавших чекистов мы можем проследить: не убивают за это. Шпионов новых навербуют, новую сеть создадут. Но Саша Литвиненко покусился на самое для них святое – на преступные способы зарабатывания денег чекистами. Причем чекистами с фамилиями, включая Путина. Этого они простить не могли.

ЛВ: - Как прошел второй траурный день годовщины?

ДК: - Назавтра, в день гибели Саши, мы в 10 часов утра собрались у госпиталя, в котором умер Саша. Я приехал почти на час раньше. Было холодно, но напротив госпиталя стояла большая группа людей с камерами, это были телевизионщики и корреспонденты очень многих изданий. Они терпеливо дождались десяти часов, к этому времени собрался народ  - человек 150-200. Приехали вдова Саши, отец, Березовский, Гольдфарб, Закаев и многие другие известные люди. Были представители из английского Парламента, многие пришли с цветами. После короткого митинга всех посадили в несколько автобусов и повезли в направлении зала, где состоялась пресс-конференция.

Конференция продолжалась примерно час, и на ней выступили отец Саши,  Марина Литвиненко, Алекс Гольдфарб... Было официально заявлено, что вдова Саши подала иск в Страсбургский суд в претензии к российскому правительству, а фактически к ФСБ, потому что это одно и то же. И что Марина Литвиненко будет добиваться наказания международных преступников, убийц, всеми законными средствами.

ЛВ: - По телевидению показали сидевших в президиуме - и несколько запоздалое появление Ахмеда Закаева. Ко времени теленовостей читатели Чеченпресс уже знали, с чем это связано.

ДК: - Во время пресс-конференции зазвонил у Закаева телефон, и пришло сообщение о том, что парламент Ичкерии назначил его премьер-министром. Эта новость для Саши была бы очень значимой и, видимо, не случайно прозвучала именно в данный момент.

По окончании пресс-конференции автобусы отвезли нас на Хайгейтское кладбище. Там состоялся поминальный митинг... День был пасмурный и холодный, но когда мы ступили на кладбище, вдруг тучи раздвинулись и выглянуло яркое солнце. А когда уходили, то опять стал накрапывать дождик. Очень много каких-то мистических совпадений было, как и в день похорон Саши. Могила Сашина была в цветах, памятника еще там не стоит. Саркофаг зарыт в землю, сверху на могиле зажгли свечи, молча отдали дань памяти Саше.

После этого нас повезли в центр, в зале был краткий поминальный фуршет, и очень быстро всех пригласили смотреть фильм Некрасова. Этот фильм был представлен в Каннах. Очень жаль, что так мало народу на сегодня посмотрело этот гениальный фильм. Там нет авторской речи, фильм построен на высказываниях Саши и многих других людей. Все связано с теми процессами, которые происходят сегодня в России; с жизнью Саши, его бесчеловечным убийством. Фильм сделан настолько всеобъемлюще и гениально, что после него практически не остается  вопросов. Я в основном суть знал до фильма, но тем не менее вышел после просмотра потрясенным. Затем на фуршете были горячие обсуждения этого фильма. И везде звучало одно: как жаль, что народ не может его увидеть в России.

Эти дня памяти Саши, плавно перешедшие в триумфальную бюллетеневую победу «Единой России», оставили глубокое впечатление о том, что Саша в своей жизни сделал все правильно, и что нельзя спокойно смотреть, как эта красно-коричневая жижа набухает и расползается все дальше.

В этом фильме мы увидели Михаила Трепашкина. Его нахождение на знаменитой пресс-конференции, где они с Сашей сидели с открытыми лицами. Выступление его на судах и строчки из его писем. И через несколько дней, вопреки ожиданиям многих, Миша Трепашкин оказался на свободе. Видимо, Путин всеми средствами пытался подсластить нелегитимность проведенных выборов. И освобождение Трепашкина было - как тот светлый лучик солнца для всех нас.

ЛВ: - Давид, в эти же дни вышел первый номер новой, большой газеты на русском языке, которую можно теперь читать на бумаге и в интернете. Подготовка издания – еще одна грань твоей деятельности. Отвлечемся на время от политики, попрошу тебя рассказать о газете: кто авторы, кто читатели?

ДК: - Эта газета вышла не сама по себе, это чисто литературное издание, которое объединяет пишущих людей, живущих на Западе. Большинство из них пишет на русском, хотя есть и те, кто работает на узбекском, украинском и языках национальных меньшинств Европы. Когда по российскому телевидению и в российской прессе звучит выражение «русское зарубежье», то нужно пояснить, что оно такое же «русское», как и китайское зарубежье, турецкое и всякое прочее. Мы - не зарубежье. Мы живем в своих странах, являемся гражданами этих стран, любителями и носителями русской культуры, а не российской политики. Эта культура за рубежом насчитывает уже более двух столетий, живет по своим законам, не теряя связи с русской культурой, - но не российской, а русской, - и имеет свои традиции, свою историю, своих великих писателей и поэтов. Она не знала  и не знает пресловутого социалистического реализма и отправки в многочисленные ГУЛАГи за слова  правды. Она доказывает, что великая русская культура, также как и культура других народов постсоветского пространства, не была и не будет служанкой у чекистов.

Хочу напомнить, что газета является печатным органом Международной Ассоциации писателей, литераторов и журналистов, и Саша Литвиненко был членом этой ассоциации, как и В.Суворов и многие другие известные пишущие люди. Мы в этой Ассоциации занимаемся литературой, а не политикой. Но говорим только правду. А правда сама по себе – это самый высший уровень политики.

Моя деятельность в АПИА никак не связана с той провозащитной деятельностью и моей политической публицистикой, которой я занимаюсь вне литературы.

ЛВ: - Ты был избран президентом АПИА и много делаешь для развития организации. Уточню, что и русская газета, и русскоязычная литературная Ассоциация в центре Европы очень мешают ФСБшным структурам, заполонившим страны Европы под скромными вывесками «русских культурных центров», школ и церквей. Европейцы не вняли вовремя нашим призывам и лишь теперь спохватились, что вся русская официальная жизнь за границей подчинена российским консульствам, представительствам путинской власти. Самим фактом своего существования, вне всякой политики, этому противостоят и опровергают и АПИА, и газета. А что ты теперь пишешь сам?

ДК: - Я недавно закончил книгу стихов “Sabbie Mobili”. Такое необычное название русской книги обусловлено тем,  что оно взято из перевода моих стихов на итальянский. Причем он в свою очередь был сделан с перевода на чешский. Там есть одно стихотворение «Дюны», и на итальянском не нашли аналогичного слова и перевели как «Зыбучие пески». Вот этот перевод я и взял для названия книги.

Сейчас многие стихотворения из этой книжки публикуются в многочисленных изданиях в разных странах. А я приступаю к написанию большой биографической книги. Отдельные части из нее уже публиковались, такие как «Допрос», тюремная хроника». И, конечно, там будет глава о моем друге Саше Литвиненко.

ЛВ: - Дни памяти совпали с позорными выборами. Вернемся к сегодняшней России.

ДК: - Для меня лично Путин и до избрания президентом был абсолютно понятен, но в последние годы его правления снова все громче зазвучали старые песни о главном. О том, что спаситель наш – Ленин, извините, оговорился, Путин. Что только он может привести Россию к светлому будущему, причем к какому, и «светлому» будущему для кого – не уточняется. Что все вокруг – враги. Того и жди, проглотят Россию, - будто всем в мире нужны ее разбитые дороги, обнищавший народ и добываемые руками практически рабов, за бесценок, полезные ископаемые.

Это все те же старые песни о главном - с некоторыми новыми словами и возросшим во много раз цинизмом. В этой связи понятно, что прошедшие выборы никакого отношения к выборам не имеют. Их готовили и проводили как операцию спецслужб, добиваясь поставленной задачи. Это первый этап захвативших власть в России спецслужб – получение конституционного большинства в послушной Думе, - для того, чтобы оставить власть за собой. Сохранив для этого Путина.

Будет ли это третий срок, объявят ли Путина генсеком или царем, это уже мелкие детали большой операции. Радует то, что игра в друга Билла и встречи без галстуков начала пониматься на Западе, как банальная игра в наперстки. Впервые так дружно Запад отрицает легитимность этих выборов. Видимо, очень туго и понемножку до них стало доходить все то, о чем говорил Саша и многие другие: что спецслужбы в России, захватив власть, становятся очень опасными для всего человечества.

ЛВ: - Об этом много писали и Литвиненко, и близкие ему люди – Ахмед Закаев, которому любое упоминание о Саше приносит нескрываемую боль утраты, и Владимир Буковский, влияющий на политическое будущее России теперь уже там, в Москве-Петербурге, на месте... Пожалуйста, скажи несколько слов о том, что, на твой взгляд, происходит в Чечне – и вернемся к России.

ДК: - Появилась надежда на то, что Чечня перестанет колебаться между культивированной в мире ФСБ и выдаваемым за религию ваххабизмом – и европейским путем развития. Это для Чечни, после несомненного обретения независимости, весьма важно. Даже, я бы сказал, судьбоносно.

О российском народе я думаю следующее. Никто не может прийти в какую бы то ни было семью и навести там порядок, кроме самих живущих в этой семье. Главное в государстве демократическом - это демос, без него ничего нет. И не просто демос, а реально являющийся носителем власти.

Пусть в Англии кто-то только попробует завернуть «не туда» - и все выйдут как один, и всё сразу будет, как надо. Германию, США, Италию пусть попробует внутри кто-то подвинуть не туда, - и ему придётся быстро собирать монатки. А когда для народа всё «должен сделать» дядя или барин сверху, то это значит, что народа-то нет, а есть много отдельных людей с психологией рабов, ждущих подачки и мечтающих о новом добром и не строгом барине. Простой вопрос: ворует всё начальство? - ворует. А давай тебя завтра поставим на его место – и пусть каждый честно, как на духу, ответит – не будет ли воровать... Демократия предполагает ответственность каждого демократа за семью, страну, планету, за совесть, за общие принципы... Без ответственности каждого, демократии быть не может. Яркий показатель безответственности – это отсутствие собственного мнения, принятие мнения барина: он за всё отвечает, пусть думает. Сказали сверху: «Литвиненко – предатель», и никаких вариантов. Для любого проявления рабскости такая позиция  в жизни - самое удобное, иначе надсмотрщик может кусок не бросить в миску. Характерна позиция: а что я? от меня ничего не зависит, это только барин сделать может, подайте, кто-нибудь, мне нового барина. При такой постановке вопроса, что вот я делать ничего не буду, так как все равно мол от меня ничего не зависит, - действительно уже не зависит, и ты отдался полностью хозяину. Признак господства рабской психологии - в пренебрежении к чужой и своей жизни, полная её обесцененность: ведь это не моя собственность, а барина, пусть он о жизнях и заботится... 

Когда 16 лет назад власть рухнула практически к ногам этого народа, то бедные россияне (я в том числе) не знали, что с ней делать, а ждали нового барина, и им оказались в конечном итоге спецслужбы. Они власть не захватывали, а подобрали с помойки. Народ деградирует, а остальные бегут из страны сами. Сегодняшняя демографическая ситуация - это результат большевистских 30-х годов и последующих. "Бабы ещё нарожают" - а не получается, подсознательно для барина рожать не хотят, и за деньги - тоже. Путинское правление - это продолжение политики Советского Союза, и при падении цен на нефть всё повторится, как с СССР, только сможет ли при этом сохраниться государство - ещё вопрос.

Не Путин создаёт эту власть, а рабская психология народа создаёт путиных и господство спецслужб. Добровольное рабство создаёт господ. Чтобы изжить эту психологию, нужно время, - следует пройти определённый путь, который прошли люди на Западе. При нефтяных деньгах это движение замедляется, а когда наступает похмелье, то процесс летит. Но если превалирует психология раба, то небольшая кучка негодяев может делать с этим народом всё, что угодно: оно сейчас и происходит, рабы подыграют в любую игру "выборы", в объявление своего барина "национальным лидером", пойдут сами - и безропотно пошлют умирать своих детей в Чечню, непонятно за что, и верёвку сами себе намылят... Сегодня вопрос только в том, успеет пройти этот путь до демократии народ - или государство развалится раньше. Третьего не дано. Сколько понадобилось Ельцину, чтобы Союз нерушимый рухнул... Взял народ власть и отдал новому барину, более подлому и злому, - это пока ему еще развернуться не дают!..

Недаром путинцы всю вину сваливают на Запад и им запугивают: они знают, что оттуда никакой опасности на самом деле нет и не будет, западники ничего сделать не могут, способны только помочь - тому, кто сам что-то делает. Для путинцев существует только одна реальная опасность цвета аппельсина. Этого они боятся всерьёз. Но народ в России пока что еще даже не зелёный... И доброго барина не бывает, его нет в природе. Это моё твёрдое убеждение. 

ЛВ: - Очень хорошо, что ты так подробно и доходчиво говоришь об этом, Давид, расставляя точки над i. Далеко не всем в России и даже в Чечне, где угнетение значительно дольше и больше, ясна вся картина.

ДК: - Решение вопроса – не в смещении Путина. Ведь власть захватили в России КГБ-ФСБ с генеральской хунтой. Удобнее оказалось продвинуть Путина, но мог быть другой, фамилия значения не имеет. Как я сказал, это случилось потому, что в России народ всё позволяет и постоянно требует кнута на свою спину, в виде твёрдой руки. Не может быть демократии без демократов. Россия не готова к демократии в подавляющем большинстве, и на смену одной твёрдой руке приходит неизбежно другая - при таком положении. Демократия рождается в муках. Как ни странно, но Ельцин начинал этот путь, при всех недостатках. Его, при поддержке народа, не готового к этому пути и не принявшего этот путь, скрутили спецслужбы - и привели, к общему восторгу, Путина. На самом деле свершив переворот и твёрдо захватив власть. 

Многие считают, что в Украине – политический бардак, а на самом деле они по-своему идут к демократии, много споря, а значит, думая и созревая. Трудные процессы проходят в Грузии, но они движутся по направлению к демократии, при всех перегибах и недостатках, - путь нелёгкий. Нельзя из тоталитаризма сразу перескочить в демократию. Ведь это же самое происходит в Ираке: думали - достаточно убрать Хуссейна… При всей отвратительности, В.Путин - ещё не самый страшный вариант из ЧК. Я это говорю не к тому, что с ним не надо бороться и не надо его ненавидеть. Но Путин своей недалёкостью, сталинизмом, отвратностью заставляет людей приближаться к демократии. Только рабам необходим кнут, а демократ- свободный человек, способный уважать других и разумно себя самоограничивать. Окончательно решает этот вопрос только народ, созревший до этого уровня в своём большинстве.

ЛВ: - Не будем подыгрывать Путину и гадать на гуще, точней, жиже, о которой ты упоминал, - но все же скажи пару слов. Как забыть Батьку и тех, чью роль выполняли раньше царьки - республиканские, африканские, кубинские и иже с ними...

ДК: - Вариант премьерства плох тем, что в России нельзя и на три минуты отходить от трона. Вариант, о котором говорю я, испортили неважно проведенными выборами. Сейчас, наверное, прощупывается вариант Союзного государства. Но здесь всё упирается в Лукашенко, который понимает, что ему с Путиным в одном руководстве не удержаться, и пострадает он сам. Недаром Лукашенко попёрся так срочно к Чавесу. Лукашено скорее с Чавесом создаст союзное государство... По любому из этих метаний видно, что Путин не собирается никуда уходить, и те, кто обсуждает эти варианты, тоже не верят в уход Путина. Сам он врёт, и до сегодняшнего дня не выбрал вариант, как ему остаться во власти.

ЛВ: - Давид, спасибо за интервью.