РАЗДЕЛ "ПАРЛАМЕНТ"
   

"Сбываются пророческие слова Джохара..."

CHECHENPRESS, 30.11.07г.

 

Сайд-Эмин Ибрагимов наконец-то получил ответ от Ивана Куджикова, помощника Генерального секретаря СЕ Терри Дэвиса. Пока нет ясности, можно ли публиковать письмо, скажем только: ответ в целом дает основания для осторожного оптимизма. Хотя в целом в ПАСЕ ситуация очень тревожная: по словам Сайд-Эмина, «похоже, уже достигнуто предварительное согласие, что в руководителях ПАСЕ окажется представитель России Константин Косачев».

- Сбываются пророческие слова Джохара, - добавил Сайд-Эмин, - «если Россия вступит в Совет Европы, то Совет Европы станет внутренним делом России».

Н. Б - Но, мне кажется, разгон нынешних выступлений оппозиции в России, аресты самых известных лидеров оппозиционных движений, в том числе Бориса Немцова и Гарри Каспарова, уже дали слишком отчетливый сигнал всем, и даже сам Терри Дэвис выразил протест российским властям и потребовал немедленно освободить арестованных?

С-Э - Да, конечно, сами европейские политики уже начинают понимать, что монстр не остановится ни перед чем, но не знают, что с этим всем делать. Замешаны и переплетены крупнейшие интересы международных кланов и корпораций, в том числе нефтяных и энергетических, заинтересованных в раздувании диких цен. Во всём этом военные и политические силы России во главе с Путиным играют огромную роль. Награбив у собственного народа колоссальные богатства и приумножив их на международных финансовых и энергетических аферах, международные «интересы» грубой силой уничтожают накопленные веками человеческие ценности, демократические устои и законы мировой политики.

Н.Б. - Что же остается приверженцам гуманизма и справедливости, кроме пресс-конференций?

С-Э  - Проводить пресс-конференции и другие акции активно, целеустремленно, разъясняя возможные фатальные последствия такой близорукой политики, конечно, необходимо. Но вместе с тем, необходимо стараться объединить все здоровые силы, ученых, политиков, людей, которым небезразлична судьба настоящих и будущих поколений человечества, во имя того, чтобы переосмыслить сложившуюся в мире ситуацию и объединенными усилиями человеческого гения провести глобальные реформы в международном праве. Мне кажется, что такое время пришло и дальнейшее бездействие чревато большими негативными последствиями, потому что в современном мире «закон силы» подавляет и игнорирует международное право. 

Н.Б. - А какими могут быть последствия? И кому разъяснять? ПАСЕвцам, готовым впустить в руководство Косачева, который развалит ПАСЕ, путем теневых сделок, и лишит ее деятельность смысла, навязывая им дискуссии вроде «нарушений прав русских в Прибалтике»?

С-Э - Последствия по моему мнению, могут быть очень страшными. В человеческой истории есть примеры, когда власть, не ограниченная Законами, в руках нечистоплотных политиков становилась страшным оружием, способным даже уничтожить всё человечество. Для примера можно привести Сталина и Гитлера, которые, воспользовавшись отсутствием действенного механизма международного права, нерешительностью и трусостью международного сообщества, захватили неограниченную власть (вертикаль власти в современной трактовке Путина) и только чудо, которое может быть только один раз, спасло человечество от полного самоуничтожения. Международное сообщество и в настоящее время проявляет нерешительность и трусость, когда военные и политические силы России, экспериментируя на чеченской войне, стремятся к неограниченной власти. И в данном случае приоритетными для многих политиков, на мой взгляд, тоже являются интересы. Эти интересы лишены не просто моральны ограничений, а элементарного предвидения возможных последствий.

Н.Б. - Но политики, похоже, даже сейчас, немного умерив пыл безудержного доверия России, не подписав новое соглашение Россия – ЕС, тем не менее, заключили грязную сделку о «реадмиссии» (высылке «нарушителей государственных границ» обратно). И первой жертвой стал почему-то чеченец, обратившийся на законных основаниях за политическим убежищем в Чехии, Саид Баталов? Чеченцы же признаны, по крайней мере, имеющими право на политубежище! Как же могло случиться подобное? И не может ли этот прецедент открыть «ящик Пандорры» в отношении чеченцев в странах ЕС? Это ведь уже приближается к осужденному окончательно и бесповоротно поведению демократических стран антигитлеровской коалиции, отказавших в беженстве евреям из гитлеровской Германии?

С-Э - Наша Ассоциация уделит серьезное внимание этому вопросу. Мы постараемся дать ему правовую оценку исходя из существующих правовых норм. Остановить процесс реадмиссии в отношении чеченцев, на родине которых продолжается война и грубо нарушаются права человека, можно лишь на высоком уровне.  К примеру, если бы ООН, ПАСЕ, или Европарламент могли бы принять соответствующую резолюцию насчет того, что соискатели убежища не подлежат реадмиссии даже в том случае, когда они нарушили границу, - если на их исторической родине, из которой они бежали, грубо нарушаются права человека, то это в какой-то мере могло бы решить данную проблему. Вопрос в том, что чеченцы легальным путем попасть за границу практически не могут. А если каким-то чудом им удается попасть в страны ближнего зарубежья, где их права не защищены законами этих стран, то у них возникают новые проблемы. Особенно эти проблемы связаны с тем, что через некоторое время их паспорта становятся просроченными. Получить новый паспорт, или продлить срок  действия, чеченские беженцы по понятным причинам не могут, да и запрещено самим статусом беженца продолжать юридические отношения с государством, из которого бежали. Таким образом, реадмиссия создает для чеченских беженцев новые проблемы, которых у них и без того не мало. Я думаю, что этот вопрос нужно поднимать, и работать над ним скрупулезно и настойчиво.

Н.Б - Да, я бы включила в обсуждение этого вопроса все тяготы, которые чеченцам приходится преодолевать на пути в желанный «западный рай», в частности, привела бы пример, как замерзли насмерть в лесу на украинско-польской границе три девочки, чудом осталась самая маленькая, 2-летняя, и их мама; привела бы истории чеченцев, вынужденных «кочевать» из страны в страну, подобно цыганам, из-за того, что их не принимали (некоторые сменили шесть или семь стран)... «Нелегальным иммигрантам», а особенно – настоящим преступникам, на которых, в первую очередь, рассчитана «реадмиссия», таких тягот преодолевать не надо. А кстати, известно ли что-либо о судьбе экстрадированного Саида Баталова?

С-Э - Мы направили письмо в Миграционную службу МВД РФ, но пока не получили ответа. Мы так же надеемся, что и другие правозащитные организации будут следить за его судьбой. Ведь в условиях, когда на всем
чеченском народе висит произвольно навешенный «ярлык» террориста, человек который бежал за границу, может быть обвинен в чем угодно и последствия этого, предсказать очень трудно. 

Н.Б. - С другой стороны, ведь ни одного чеченца не схвачено ни в одной стране мира, где происходили теракты или какие-либо волнения, и даже
вездесущим российским спецслужбам не удается спровоцировать чеченцев, вырвавшихся за границу РФ, на участие в «международном терроризме». Чем
же объясняется такое пристрастие иностранных спецслужб, миграционных органов и чиновников к ищущим последнего убежища людям, которым на
родине создан ад и угрожает смерть или пытки?

С-Э – Действительно чеченцев, абсолютно не удастся втянуть ни в какие провокации. Почти в каждом городе стран ЕС, где живут чеченцы, созданы культурные центры, где под строгим присмотром уважаемых людей общины приобщают молодежь к культурным традициям чеченского народа, развивают таланты детей, словом, заботятся о молодом поколении нации. Молодым
чеченцам строжайше запрещается, силой авторитета старейшин, примыкать к сомнительным группировкам, участвовать в каких-либо беспорядках, а также
разгуливать по ночным клубам, барам и прочим злачным местам, употреблять алкогольные напитки и наркотики. В основном этот запрет соблюдается.

Моральные устои чеченского общества, выработанные веками, позволяют удерживать общество в эмиграции без применения насилия и репрессий, только моральной силой общины. Кроме того, чеченцы глубоко благодарны властям и обществу стран, которые, несмотря на античеченскую пропаганду со стороны российских сил зла, приняли их и дали возможности для нормальной человеческой жизни.

Н.Б. - Значит, и в нынешних беспорядках во Франции ни одного чеченца не замешано?

С-Э – Ни в нынешних, ни в прошлых беспорядках ни в одной стране Европы чеченцы не были замешаны. Наоборот, мы бы могли даже как-то посодействовать властям Франции в восстановлении спокойствия. Пережив такую войну и репрессии, мы обрели большой опыт.

Н.Б - И чем могли бы чеченские эмигранты помочь французским правоохранительным органам? Ведь в беспорядках тоже участвуют, в основном, эмигранты, выходцы из стран Востока, а чеченцы предпочитают не связываться с ними? И не кажется ли Вам, что это всё искусно срежиссировано какими-то «интересами»?

С-Э – Мы могли бы, в частности, посоветовать французским властям открывать больше молодежных центров, постараться приобщить молодежь к
французской культуре и к своим лучшим (а не худшим) традициям, найти возможности увлечь молодежь какими-то интересными делами, помочь найти работу. Возможно, им надо тоже организовать нечто вроде советов старейшин, но в соответствии со своими традициями. Главное, чтобы молодежи кто-то задал правильное направление развития, чтобы сами молодые осознали, как жить в демократическом обществе, и как, если необходимо, добиваться своих законных интересов законными средствами. Излишняя вольность и бесконтрольность молодых людей, не подкрепленная воспитанием и занятостью полезным делом, всегда подобна хворосту, вспыхивающему от малейшей искры.
Если нет почвы, провокации чаще всего не удаются. А если почва существует, то «искра» отыскивается почти всегда.

Н.Б - Сайд-Эмин, каждая беседа с Вами вселяет в меня надежду, что предлагаемый Вами путь и для личной жизни, и для Вашего многострадального народа, и для цивилизации, застрявшей в очередном кризисе, - путь
следования Закону, моральным принципам и, я бы сказала, здравому смыслу, - если не спасет мир, то хотя бы спасет некоторых людей. Спасет в прямом смысле: более 200 человек Вы спасли от грозившей им смерти и еще столько же сможете спасти.

Спасет и в более высоком смысле: люди увидят альтернативу бесконечным и бессмысленным войнам и хотя бы задумаются над возможностью неучастия во зле. В связи с этим, я бы сказала, и массовые миротворческие движения, и миротворческие организации, в частности, и европейские, зачастую заходят в тупик либо из-за неприемлемых компромиссов со Злом, либо из-за непонимания сути конфликтов, либо из-за незнания
международных законов.

Я бы хотела подчеркнуть: Вы добиваетесь мирным путем мирного завершения самой страшной и разрушительной из современных войн, но – не путем уступок жизненных  национальных интересов Вашего народа, а наоборот, путем соблюдения этих интересов, и не в ущерб истинным национальным интересам России. Ведь осуждение преступлений нынешней российской власти и освобождение чеченского народа на законных основаниях – на самом деле, в долгосрочных национальных интересах России как государства, и в интересах Запада, только близорукие политики этого не замечают.

Но есть слишком много тревожных сигналов, что альтернатива этому пути может закончиться либо всероссийской катастрофой вроде 1917-го (но на сей раз – межнациональными столкновениями), либо укреплением нынешнего мафиозно-диктаторского режима. Если Европа заинтересована в таких финалах, она будет жестоко расплачиваться.

С-Э - Каждый раз, когда до меня доходит весть, что кого-то убили, кого-то незаконно выслали, я ощущаю свое бессилие...

Н.Б - Но если бы Вас не было, если бы Вы не боролись и множество думающих примерно, в главном, так же, как Вы, Вас на разных уровнях не поддерживали, возможно, мир бы уже мог скатиться гораздо ближе к пропасти.
Спасибо Вам – и, как сказал Окуджава, «не оставляйте стараний, Маэстро!».

Надежда Банчик