РАЗДЕЛ "ПАРЛАМЕНТ"
   

Спецслужба в храме, или смерть в прямом эфир

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ, 27.11.07г.

 

Шамалу (Адам) Дениев, лидер и основатель загадочного общественно-политического движения «Адамалла» (или «Вай-Неха Адамалла»), появился на политической арене Чечни в самом начале девяностых годов.

Началом политической карьеры Дениева было создание одной из первых в Чечне религиозных организаций, проповедующих ортодоксальный ислам. Называлась она Исламская партия возрождения.

Примечательно, что вместе с Дениевым ее организовывал Ислам Халимов — в ту пору простой врач одной из грозненских больниц, а позднее — министр социального обеспечения и секретарь совета безопасности в правительстве Масхадова. Чуть позже к тандему Дениев — Халимов примкнул и Мовлади Удугов, тогда еще весьма косноязычный паренек, работавший стажером в республиканской молодежке. Забегая вперед, отметим, что эта троица, которую впоследствии так резко развела судьба (впрочем, судьба ли и случайно ли?), стала основательницей того, что принято называть ваххабизмом.

Еще один любопытный факт: центр северокавказского отделения Партии исламского возрождения находился в Дагестане, в Махачкале, а руководил им Багауддин — тот самый лидер дагестанских ваххабитов, который организовал дагестанский поход Шамиля Басаева летом 1999 года и непосредственно руководил отрядом дагестанских бойцов в этом походе.

Дениевско-багауддиновская партия уже тогда, в начале девяностых, имела собственные вооруженные формирования. Это была «армия имама Шамиля», призванная «освободить Кавказ от многовековой российской оккупации».

Неожиданный поворот в судьбе Дениева (или в его голове?) произошел после августовского путча в 1991 году. Когда разбуженные путчем и последовавшими за ним событиями как в Москве, так и в самой Чечне толпы людей вышли на бессрочные митинги, Шамалу Дениев стал завсегдатаем трибун. Говорил он вещи странные и для неискушенной тогдашней публики довольно экзотические.
Так, на одном из многотысячных митингов Шамалу назвал себя Халифом Адамом, мессией, присланным Всевышним с божественной миссией к чеченскому народу, дабы спасти его от нечестивых корней грязного мира и обратить к истинной вере. Там же, на митинге, он объявил, что на какое-то время удаляется в Калмыкию (?!), чтобы призвать заблудших земляков Кугультинова к исламу.

Впрочем, сразу вышел конфуз. На том же митинге вслед за Дениевым слово взял некий Айзен — личность не менее скандальная и эпатажная. Он обвинил Дениева в превышении полномочий и чуть ли не в попрании авторских прав на пророческую деятельность. Айзен, исключенный в свое время из молодежного литературного объединения «Прометей» за распространение порнографических открыток, заявил, что мессией и воскресшим Иисусом является на самом деле он, а Дениеву попросту не дают покоя его, Айзена, лавры богоизбранника. Произошла небольшая перебранка, в результате которой выяснилось, что первоначально именно Айзен, а не Дениев намеревался увещевать калмыков (бедный друг степей...).
Вскоре внутри Исламской партии возрождения произошел раскол. Ислам Халимов и Мовлади Удугов обвинили Дениева в присвоении партийных денег. И отстранили Дениева от руководства, что позволило ему уделить больше времени собственному «пиару».
В своем родном селе Автуры Дениев, отныне называвший себя не иначе, как Халиф Адам, создает не то партию, не то движение под названием «Адамалла» («Человечность» по-чеченски).

По республике пошла молва: Халиф Адам оживляет мертвецов, а также возвращает людям зрение и разве что не кормит пятью хлебами весь чеченский народ.
С оживлением мертвецов дело было так. Один из последователей новоявленного Халифа, житель его родного села, покончил с собой — в уверенности, что Дениев с легкостью его воскресит. То ли Халиф Адам настолько заморочил парню голову, то ли сам бедолага так крепко уверовал в чудо, но только заколол он себя сам, решившись на своем примере убедить человечество в божественном даре нового Иисуса.

Однако чуда не случилось. Халиф Адам ненадолго уединился с телом самоубийцы, а затем сообщил застывшей в ожидании публике: сеанс связи с усопшим состоялся, но тому оказалось настолько хорошо на небесах, что он категорически отказался возвращаться на бренную землю.

Далее известно, что родственников бедного юноши такое объяснение совсем не убедило и они объявили Дениеву кровную месть. Но, поскольку человек ушел из жизни по собственной воле, вендетту пришлось отменить.

В Автурах Халифу Адаму удалось сколотить мобильную группу из пары десятков молодых людей, проповедующих новую общечеловеческую идею — «Адамалла». По сути Дениев создал в традиционноисламской Чечне религиозную секту типа «Аум Синрикё». Поклонники новой религии, вобравшей в себя элементы ислама, христианства и язычества, были настолько очарованы чеченским Асахарой, что ради него готовы были на все. Эти юноши и распространяли легенды о своем наставнике.

Примечательно, что в числе основных заслуг Халифа Адама назывались такие факты его биографии. Во-первых, Халиф Адам ни одного дня не посещал советскую школу — в знак ненависти ко всему русскому. Не оканчивал ни одного учебного заведения ни в Чечне, ни в России, ни где-либо еще, но чуть ли не с младенческого возраста занимался чтением Корана, который знает наизусть. Другая его добродетель: в знак ненависти ко всему светскому ни разу в жизни не брился.
Это сейчас, после смерти Дениева, вдруг выяснилось, что он одолел аж экономический факультет Чеченского университета, некое учебное заведение в Багдаде и вдобавок бухгалтерские курсы в Москве.

В Москве Дениев появился в 1994 году. Неожиданно здесь у него оказались квартира, шикарный офис в центре и полное отсутствие проблем с правоохранительными органами.

Дениев сбрил-таки бороду, оставив щегольские усики, подправил прическу и теперь уже на всю Россию заявил о своем движении «Адамалла», несколько сместив ортодоксально-религиозный акцентв сторону общечеловеческих ценностей. Начал выпускать газету и распространять видеокассеты с собственными выступлениями. На них Дениев представал в каких-то балахонах и расшитых золотом халатах и произносил речи о необходимости дружить с Россией, о приоритете общечеловеческого, о гибельности курса на отделение от России, избранного чеченским руководством.
К многочисленным титулам Дениева в этот период добавляется еще один: он объявляет себя прямым потомком пророка Мухаммеда — факт невозможный в принципе, поскольку среди чеченцев потомков Мухаммеда никогда не было.

С вводом российских войск осенью 1994 года Дениев возвращается в Чечню. Он объявляет себя миротворцем и призывает воюющих чеченцев сложить оружие. Говорит о бесперспективности войны и уверяет, что Россия пришла в Чечню наводить порядок и уничтожать бандитов, а женщин, детей и всех законопослушных граждан всячески оберегать и лелеять. Однако на фоне беспредельной защиты конституционного порядка с массовыми убийствами мирных жителей дениевских увещеваний никто всерьез не принял. Более того, с каждым днем «халиф» наживал себе все новых врагов, появляясь в обществе высоких военных чинов и намекая на некую всесильную «крышу».

Говорили, в узких кругах Дениев откровенно признавался, что он — кадровый офицер ФСБ. Брат же Дениева, Гази-Магомед, застреленный в прошлом году в Москве в результате довольно мерзкой «разборки», никогда и не скрывал, что работает в «органах», и при каждом удобном случае демонстрировал пресловутую красную книжицу (кстати, следователи действительно нашли ее у убитого Гази-Магомеда).

После окончания первой войны в чеченском селении Старые Атаги были зверски убиты шестеро сотрудников Международного Красного Креста. Был обвинен Дениев. Правда, лишь заочно: Чечню Халиф Адам покинул вместе с российскими войсками и постоянно жил в Москве.

Масхадов предложил российским правоохранительным органам задержать Дениева и выдать его чеченскому правосудию, в крайнем случае — провести расследование московским следователям совместно с чеченскими. Москва предложение Грозного по традиции высокомерно проигнорировала.

С новым вводом российских войск Халиф Адам снова вернулся на историческую родину. Только теперь он стал не «миротворцем», а чиновником — заместителем главы администрации Чечни Кадырова и спецпредставителем по связям со странами Ближнего Востока. Приняв участие в прошлогодних выборах депутата Госдумы от Чечни, Дениев с треском проиграл генералу Аслаханову.

Даже обладая почти неограниченной властью в новом руководстве республики, этот человек (за плечами которого стоит ведомство, вспомнившее о своем былом всесилии) не смог выиграть депутатские выборы.


Майнат АБДУЛАЕВА
"Новая Газета"

14.05.2001