РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Годовщина гибели великого человека

Е.Маглеванная, Л.Володимерова,
для CHECHENPRESS, 23.11.07 г.

 

ЕМ: - 23 ноября – поистине страшная дата для всех нас. В этот день не стало прекрасного мужественного человека, который для многих из нас был еще и хорошим другом – Александра Литвиненко. Ему было всего 43 года, и он был убит – убит подло, коварно и чудовищно жестоко. О заказчиках и исполнителях убийства Чеченпресс неоднократно писал – имена их известны, не стоит повторяться.

За год, прошедший со дня его смерти, какой только грязи и мерзости не вылили на Александра близкие к Кремлю журналисты! Его имя – имя реального живого человека – превратилось в какой-то ходульный, мертвый, фальшивый образ не то авантюриста, не то вообще... Ясно, зачем это делается – чтобы в море лжи и сплетен потерялась единственная правда о том Александре, которого мы все помним.

Никогда он не был таким, каким его хотят изобразить! Это может сказать любой, кто с ним хоть сколько-нибудь знаком. Это был честный и смелый человек, единственной целью которого было добиться правды. Именно поэтому он вел множество расследований – потому что не мог терпеть несправедливости и лжи. А на него самого клеветали и при жизни, арестовав и попытавшись осудить по несправедливому обвинению. Но настолько честен он был, что его оправдали, так и не найдя ничего, что можно было бы ему предъявить на суде. На любого другого – нашли бы, не сомневаюсь. На Александра не смогли, хотя очень хотели – это о многом говорит.

Я помню, как Александр, уже будучи в больнице, в тяжелейшем состоянии, давал интервью журналистам и следователям по делу об убийстве Анны Политковской. Даже за неделю до смерти он продолжал работать, и никогда не говорил о себе, о собственных страданиях – да и не думал об этом, наверно. До последнего дня своей жизни он переживал прежде всего за то, чтобы российская власть понесла заслуженное наказание за все свои преступления – это видно из его письма, продиктованного за два дня до того, как его не станет.

Дело, которое начал Александр, продолжили другие – и прежде всего его отец Вальтер Литвиненко. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить ему огромную благодарность за это. Мы, как можем, разделяем Ваше горе, Вальтер Александрович. Никто не сможет заменить Вашего сына. Таких людей – бескомпромиссных и неподкупных борцов за правду – рождается в мире не так уж и много, и гибель каждого из них – это тяжелейшая утрата для общества. Но безмерно сильнее эта утрата для Вас. И мы постараемся сделать все, чтобы сохранить светлую память о Вашем сыне, и одновременно найти и предъявить всему миру его убийц, чтобы все знали и помнили их подлые имена.

Грязь, вылитая на Александра прикормленными Кремлем средствами «массовой информации» (если их можно так назвать; скорее это орудия лжи и клеветы), может запачкать только самих ее авторов, но никак не Александра. Есть такие люди, к которым грязь не липнет по причине их абсолютной нравственной безукоризненности – какие бы сплетни не распускались, никто из знающих этих людей лично никогда не сможет поверить, что они в чем-то замешаны. Александр был одним из таких, он был по-настоящему великим человеком – великим в своем мужестве, рискнувшим в одиночку выйти на бой с системой, которая сломала многих. Поэтому клеветы, сколь бы ни была он отвратительна, не стоит бояться – он выше всего, что бы ни говорили о нем люди, не достойные даже произносить его имя. Клевету и грязь забудут, а имя его, чистое и светлое, – останется. Любому, кто прочел книги Александра или хотя бы одну из его статей на том же Чеченпресс, ясно, кто чего стоит во всей этой истории.

Однако чтобы и те, кто знал Александра лишь понаслышке, знали его подлинного, а не навязанный СМИ фальшивый образ – надо всем нам говорить и писать о нем, раскрывать людям правду о той огромной борьбе, которую он вел, о его неоценимом вкладе в раскрытие преступлений чекистского режима в России. Можно было бы здесь вспомнить о его замечательных книгах «ФСБ взрывает Россию» и «Лубянская преступная группировка» – но зачем о них подробно рассказывать, думаю, многие и так их уже прочли, а кто еще нет, советую – прочтите обязательно, не сомневаюсь – после этого вы взглянете на мир по-другому.

Смерть – не конец всему! Дела и память в душах людских – остаются. Остаются книги и статьи, правдивые слова и смелые поступки. Александр и теперь для всех нас – пример того, как надо жить, не боясь, и мужественно идя на бой за правое дело. Забыть его никогда не сможет ни один по-настоящему честный человек, который способен оценить подлинный героизм.

ЛВ: - Трудно сказать правду об Александре точней, чем это сделала россиянка, представитель юного поколения: как бы ни старались «нашисты» и остальные фашисты, пригретые и проплаченные Кремлем, но все больше жителей ГУЛАГа интересуется истиной и своими героями. 20 ноября прошла и отмечалась годовщина убийства Г.Старовойтовой. День рождения диктатора славен главным образом совпадением с заказным расстрелом А.Политковской. Люди стараются купить книги А.Литвиненко, хотя бы прочесть в интернете, скачать фильмы о нем.

Мы прислушиваемся к его близким друзьям – А.Закаеву, В.Буковскому, Д.Кудыкову... Мы долго сомневались с Е.Маглеванной, можем ли произнести слова памяти об Александре: слишком многие, как сказала Елена, «затаскали его имя, одни порочат, а другие, напротив, стремятся засветиться как можно ближе, им слава его посмертная, такой ценой заработанная, покою не дает. У меня такое чувство, что не он сам им нужен, а они с ним как будто с восковой фигурой в музее фотографируются – чтобы потом хвастаться. А ведь он был реальный и живой, и не хотел такой славы никогда.

Не хочу быть в их числе, но статью написать, на мой взгляд, все-таки мы обязаны – ради его памяти и ради тех, кто никогда его не забудет. Если честно, мне вообще страшно от этих ноябрьских дней – я каждый день думаю, какой огромный промежуток времени между первым ноября и 23-м - целых три недели, а он все это время мучительно умирал. Три недели – это так много! Очень трудно про это писать, но нужно: чем больше людей скажет о нем добрые слова, тем лучше. На него столько грязи вылили за этот год, особенно здесь, в России - даже сказать страшно. Хочется, чтобы люди знали, каким он был в действительности, а не верили в тот фальшивый образ, который  нам преподносят. Пусть он оттуда, где он сейчас, если видит нас, знает, что мы его помним и любим».

Пусть Саша знает, что Владимир Буковский, рискуя жизнью, выступает на московской площади и призывает народ к неповиновению тоталитарным властям, отстаивая демократию. Что Вальтер Литвиненко высоко несет это имя и пишет острые, как бритва, статьи о чеченцах и русских, сменив на посту сына. Ахмед Закаев сумеет преодолеть раскол и в любой должности ведет Сопротивление за собой: он обязательно добьется независимости Ичкерии.

Выражая близким слова соболезнования, мы знаем, что Сашино слово продолжает активно работать, а его пыточная смерть воздвигла надгробный камень режиму и тем убийцам, которым никуда не деться от Трибунала – именем А.Литвиненко.