Интервью Саид-Эмина Ибрагимова для ГИА Чеченпресс
CHECHENPRESS, 12.11.07 г.
(Интервью провел Лемма Азиев)
Лемма Азиев: - Саид-Эмин, в последнее время, как в чеченской прессе, так и некоторых международных СМИ началась полемика по поводу видео-заявления Докки Умарова, который заявил о создании Кавказских Эмиратов. Насколько мне известно, ты пока не выразил своего мнения по этому поводу и многие задают вопрос, что об этом думаешь ты, как правозащитник?
Саид-Эмин Ибрагимов: - Как правозащитник, я по возможности стараюсь заниматься только правозащитной деятельностью, не допуская, чтобы меня втянули в такие дискуссии и разбирательства. Но, как видно, это не всегда возможно.
Докка Умаров, как и все люди, имеет право на свободу слова. Он самостоятельно сделал свой выбор. Но юридически Кавказские Эмираты не существуют, и поэтому ни одна страна мира официально не может это поддержать. С точки зрения политической целесообразности, я считаю, что такое заявление наносит большой удар по национально-освободительному движению чеченского народа, и мне хотелось бы верить, что Докка Умаров допустил не
преднамеренную ошибку.
Еще в 90-е годы спецслужбы начали целенаправленную работу на внутри чеченское противостояние, и возвели его в упорядоченный процесс, используя для этого самих чеченцев, часть которых принудили, а некоторые по различным причинам пошли на предательство национальных интересов чеченского народа. То, что происходит в настоящее время, это продолжение сценария, направленного на внутри чеченское противостояние. А цели, я думаю, понятны любому здравомыслящему человеку, и жаль, что наши лидеры еще не сумели до конца понять это и противодействовать внутри чеченскому расколу.
Л.А. – Как ты думаешь, знал ли Докка Умаров на что он идет, делая такое заявление?
С-Э – Мне трудно ответить на этот вопрос. Я лично никогда не встречался с Доккой Умаровым и не могу судить о его политическом опыте или логическом мышлении. Я думаю, что Докка Умаров опытный воин и считаю, что он и другие участники сил чеченского Сопротивления искренно и самоотверженно ведут борьбу с оккупантами за свободу нашей Родины. Но история
учит тому, что даже самые опытные воины, за спиной которых стоит сильная армия, становятся уязвимыми, если они проигрывают на политическом и идеологическом направлениях. Именно этот фактор и использовали те, кто подготовил и вложил в уста Доки Умарова это заявление. Я был бы не против объединения народов Кавказа в единое кавказское государство, есть
положительный пример Европейского Союза. И думаю, не важно по сути, как будет называться это государство, Кавказскими Эмиратами, Кавказским Союзом, или еще как то, важно, чтобы людям в этом государстве жилось хорошо и все их человеческие права соблюдались. Нельзя забывать, что, навязав силой оружия свою волю, нельзя сделать народы счастливыми. Наш народ на себе, уже несколько веков испытывает это «счастье».
Л.А.- Есть ли у Докки Умарова реальная возможность стать Эмиром Кавказа?
С-Э – Я думаю, что этот вопрос нужно было бы задать тем народам, Эмиром которых он себя провозгласил. Хотят ли они, чтобы Дока Умаров стал их Эмиром? Если речь идет о политической власти на Кавказе, не ограниченной никакими законами, то в международном праве это называется диктатурой. Удержать такую власть невозможно, даже если за диктатором не стоит огромное государство с большим потенциалом ядерного оружия. Мне кажется, что, прежде всего, нужно бы добиться освобождения Чечении от оккупантов, а другие народы Кавказа вправе сами решать свою судьбу.
Л.А.- Какое государство может устраивать чеченский народ, светское, или исламское?
С-Э – От имени народа на этот вопрос никто ответить не может. Могу сказать только свое личное мнение. Политика и религия, это две противоположности. Религия должна исходить из глубины сознания и чистых помыслов человека, а политика, как известно, в большей степени не бывает чистой. Ни одна религия не учит человека творить зло, которое в основном исходит от некоторых корыстных политиков. Смешивать вместе религию и политику, это значит непременно запачкать религию.
В Конституции ЧРИ от 12.03. 1992 г., которая была принята на основании волеизъявления чеченского народа, в разделе 1. статьи 1 указано, что «Чеченская Республика – суверенное и независимое демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения чеченского народа». Менять Конституцию в условиях военного времени никто не имеет права, кроме самого народа, который может это сделать в условиях освобождения от оккупантов и свободного волеизъявления. Чеченское государство де-факто является независимым. Но еще крайне необходимо юридическое признание суверенитета Чечении странами мирового сообщества. Без этого наш народ лишен больших привилегий и коллективной защиты от новой агрессии. Во что бы то ни стало, нам необходимо добиться правового признания мировым сообществом юридически неопровержимых фактов совершения военными и политическими силами России: агрессии, геноцида, преступления перед человечеством и военных преступлений против чеченского народа. Добиться признания именно сейчас, а не через сто лет.
Добиться этого можно объединенными усилиями всего чеченского народа, и если международные организации начнут рассматривать чеченский вопрос именно с юридической точки зрения. К этому (извиняюсь за нескромность) я подошел вплотную, представив в ООН, ЕС, СЕ материалы с юридически обоснованными доводами, которые вышеуказанные организации не смогли опровергнуть, и СЕ официально, в лице Дика Марти, принял эти материалы к рассмотрению. Кроме переданных в эти организации юридически обоснованных документов, у меня уже готов большой пакет исследовательского материала в 70 печатных листах. Представив на рассмотрение ООН, ЕС, СЕ и международного сообщества этот пакет документов, который является результатом моей многолетней исследовательской работы в области международного права, я надеюсь на примере войны России против Чечении раскрыть истину о двойных стандартах в деятельности этих организаций.
Я надеюсь доказать, что «пробелы» в международном праве непосредственно влияют на возникновение войн, внутренних и международных конфликтов. Это, возможно, подтолкнет к реформированию системы международного права и подтвердит необходимость создания реально действующего механизма международной коллективной ответственности за невыполнение своих обязательств по сохранению мира, безопасности и верховенство закона.
Для чеченского народа это могло бы дать возможности: полномасштабного восстановления нанесенного морального, материального и др. ущерба всему чеченскому народу (в том числе и представителям всех других народов, проживавших в Чечении до начала войны). Международное сообщество могло бы стать посредником в справедливом урегулировании конфликта и гарантом будущей стабильности Чечении. Но российские военные и политические силы, совершившие преступления против чеченского народа, не заинтересованы в том, чтобы ход событий развивался в таком направлении и делают все, чтобы еще больше разделить чеченский народ, направить по ложному пути, чтобы перед мировым сообществом «оправдать» свои жестокие преступления.
Те, кто сегодня устами Докки Умарова, используя его политическую неопытность, заявляют, что нашему народу не нужно признание стран мирового сообщества, а некоторым из них объявляют войну, сознательно толкают наш народ на новые внутри чеченские противоречия и страдания, что выгодно тем, кто ведет геноцидную войну против чеченского народа. Наконец необходимо задуматься, чего мы хотим? Вечной войны на уничтожение нашего народа, или мира и процветания во имя нормальной жизни и достойного будущего? Если мы хотим ужиться в большой семье мирового сообщества, нам необходимо жить по общепризнанным нормам международного права, т.е. по законам общечеловеческой семьи. Конституция ЧРИ дает нам такую возможность.
Л.А.- Председатель Парламента ЧРИ, Жалоуди Сараляпов после видео-заявления президента ЧРИ Докки Умарова, объявившего себя Эмиром Кавказа, издал Постановление, в соответствии с которым вся власть переходит к Парламенту. Как ты оцениваешь такое решение Сараляпова?
С-Э – Меня удивляет шум, который подняли вокруг этого Постановления. Многие из тех, кто фактически отошли в сторону от политических или иных действий, связанных с чеченским вопросом, вдруг стали по разные стороны «баррикад» и начали друг против друга информационную войну. Они пытаются втянуть в нее истинных патриотов своей родины, которые с оружием в руках или политическими действиями ведут праведную борьбу за свободу
своего народа. У меня создается впечатление, что спецслужбы России задействовали свой тайный резерв, с целью окончательно рассорить и уничтожить чеченское Сопротивление. По сути, никакого основания для внутри чеченских разногласий нет.
Председатель Парламента, в силу некоторых обстоятельств военного времени, по обоюдному согласованию, Указом бывшего Президента ЧРИ Абдул-Халима Садулаева за № 066 от 20.01. 2006 г. был введен в Государственный Комитет Обороны совещательного органа
Маджлисуль-Шуры ЧРИ. Докка Умаров своим Указом № 160 от 3.10.2007 г. вывел Председателя Парламента Сараляпова из состава ГКО. Это не вызвало никаких разногласий между Умаровым и Сараляповым и, возможно, эти оба вышеуказанные Указа были предварительно согласованы и приняты в связи с политической целесообразностью в сложившейся обстановки. Тем, кто внимательно изучали Конституцию ЧРИ, должно быть понятно, что в нашей Республике – парламентское правление, и в данном случае Парламент и его председатель приступили к выполнению своих прямых обязанностей. Для того чтобы поднимать такой шум и нагнетать обстановку внутреннего противостояния между сторонниками сил чеченского Сопротивления, я не вижу никаких причин, кроме интереса спецслужб России в этом.
Л.А.- Представитель ЧРИ во Франции и некоторые другие из числа тех, кто вроде бы были на стороне чеченского Сопротивления, стараются нагнетать обстановку, задавая некорректные вопросы председателю Парламента Сараляпову, подвергая сомнению Постановление, принятое им, и стараясь доказать, что отсутствие кворума в Парламенте не дает основания для дальнейшей деятельности Парламента. Как ты считаешь, правильно ли это?
С-Э – Международное право предусматривает ситуации, которые допускают некоторые изменения в законах во время войны, в рамках, продиктованных сложившимися обстоятельствами и политической целесообразностью. Законно избранный Парламент не может прекратить свою деятельность в связи с тем, что часть его членов погибли или перешли на сторону противника. Если задать вопрос: что должен сделать командир, если во время боя многие его бойцы погибли, а часть сдались противнику? Исходя из логических соображений, на мой взгляд, мужественный и преданный своей Родине и народу командир должен набрать новую команду из числа тех, кто готов дальше продолжать справедливую борьбу и идти до победного конца. Я считаю, что Жалоуди Сараляпов в сложившейся ситуации проявил мужество и решительность, которые доступны не каждому. А между Умаровым и Сараляповым
практически не может быть разногласий, если они оба действуют в интересах чеченского народа, а не из личных амбиций. В этом случае, независимо от властных полномочий, они должны найти взаимопонимание и направить все свои человеческие усилия на достижение основной цели – свободы чеченского народа.
Л.А. - На некоторых сайтах выходят статьи с осуждением председателя Парламента за то, что он, не дождавшись официального документа, а только взяв за основу видео-заявление Докки Умарова, поторопился принять постановление. Как по твоему, правильно ли поступил Сараляпов?
С-Э – Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, достаточно открыть Конституцию ЧРИ и прочитать пункты: 1, 2, 3 статьи 62 и станет ясно, что Парламент, который был выведен из состава ГКО, приступил к выполнению своих прямых обязанностей. Председатель Парламента своим Указом не освобождал Умарова от его должности, а только констатировал факт его
самоотстранения.
Л.А.- Что бы ты хотел сказать чеченскому народу как представитель старшего поколения и правозащитник?
С-Э – Я хотел бы призвать всех, кто позволяет себе взаимные упреки и оскорбления, воздержаться от этого, не ставить себя в условия жесткого противостояния, когда вы можете оказаться в затруднительном или тупиковом положении, когда за свои слова или действия придется отвечать. Если мы хотим жить в нашем государстве, свободном, справедливом и
процветающем, а не в колонии людьми второго сорта, нам, прежде всего, необходимо переступить через порог психологической несовместимости и научиться жить, уважая права друг друга. Прошу не поддаваться сиюминутным эмоциям. И помните – сила духа и благородства человека не в том, чтобы обидеть или оскорбить человека, а в умении простить чужие ошибки и сдержать себя, даже тогда, когда на это не хватает уже никаких сил и возможностей. Из любой ситуации можно найти выход, если суметь заставить себя не делать, или не повторять опрометчивых шагов.
8.11.2007г.
Страсбург.
|