Глядите, кто заводит шашни с Владимиром
Ник Коэн, "The Guardian",
перевод - Inopressa, 16.10.07г.
Когда-то зверства в России игнорировались британскими социалистами; а теперь на них закрывает глаза лондонский Сити
Библиофилы ценят первые издания, а не вторые. Единственное известное мне исключение из этого правила – книга "Советский коммунизм: новая цивилизация?" Сидни и Беатрис Веббов, основателей Лондонской школы экономики. Впервые она была издана в 1935 году, когда сталинский террор нарастал, заключенных в лагерях становилось все больше, а на Украине миллионы уже умерли от голода, спровоцированного людьми. Всему этому Веббы нашли оправдание.
Правда, Веббы отметили, что пропаганда осуществляется без устали, но приуменьшили ее значение, задавшись вопросом, не являются ли "многомиллионные слушатели" радио BBC такими же жертвами столь же зловещего промывания мозгов. И дали положительный ответ – да, являются. В нравственном отношении между Иосифом Сталиным и лордом Рейтом разницы не было: "Частному лицу никуда не деться от пропаганды. Его прямо-таки колотят по башке дубинкой, заставляя согласиться с целым рядом идей. Системы отличаются только одним – тем, кто именно орудует дубинкой". Что до убийств, это прискорбное, но фундаментально-необходимое средство удовлетворения потребностей народа. "Следует признать, – продолжали Веббы, – что этой ликвидацией индивидуальных капиталистов в сельском хозяйстве непременно пришлось бы заняться, если требовалось достичь необходимого повышения производительности труда".
К 1937 году сталинский террор распространился на всю советскую империю. Целые народы ссылались, коммунистическая партия стала жертвой массовой бойни, каждый гражданин, помертвев от страха, знал, что должен стать доносчиком, пока не донесли на него. Веббы отреагировали на эту катастрофу, переработав книгу для второго издания. Не знаю, обратили ли вы внимание, что название книги в первом издании ("Советский коммунизм: новая цивилизация?") заканчивалось вопросительным знаком – деликатным намеком, что можно сомневаться, является ли СССР раем для трудящихся. Во втором издании все колебания были отброшены. На создание экономики рабского труда Веббы отозвались, вычеркнув вопросительный знак и опубликовав книгу под безапелляционным названием "Советский коммунизм: новая цивилизация".
Спустя 70 лет я сидел в лекционном зале Лондонской школы экономики, основанной Веббами, и выслушивал дебаты о том, сможет ли свобода слова в России сохраниться вопреки убийствам журналистов и всеобъемлющей цензуре – тому, что сопровождает движение Владимира Путина к однопартийному государству.
Легко было подумать, что ничего не изменилось. На сцене находились изворотливые представители новой цивилизации Путина. Как до нее Веббы, лондонский корреспондент государственного телеканала Russia Today Дарья Пушкова среагировала на трудный вопрос о репрессиях, осуществляемых Кремлем, сменив тему. Британские СМИ ничуть не лучше, сказала Пушкова. Они сообщают непроверяемые факты под видом истины и выдвигают непродуманные обвинения, будто Александр Литвиненко был отравлен полонием-210 по приказу подручных Путина. В чем разница между пропагандой Пушковой и нашей? Кто мы такие, чтобы бросить первый камень?
Затем на сцену вышел Павел Андреев из российского государственного агентства новостей "Новости" и высказался за цензурирование журналистских расследований. 80% россиян одобряют действия Путина, и для того, чтобы удовлетворить желания народа, необходима жесткая тактика. "Россия всегда была лучше при сильных руководителях", – добавил Андреев, подразумевая наследие Сталина – такого, как его описывали Веббы.
Я ожидал, что аудитория поддержит Андреева. По городскому поверью, на лондонских улицах в радиусе шести футов от тебя обязательно найдется хоть одна крыса. Точно так же, как научил меня печальный опыт, на сборище лондонских либералов в радиусе шести футов от тебя обязательно найдется хоть один апологет тирании. (И вот тому хороший пример – через несколько дней после этих дебатов в Институте современных искусств серьезный писатель Мартин Эмис подвергся атаке со стороны представителя легкого развлекательного жанра Криса Морриса. Эмиса так взбесили измены принципам со стороны Морриса, что он попросил присутствующих поднять руки, если они считают себя нравственно выше, чем талибы, эти притеснители женщин, расисты, гомофобы и психопаты. Менее трети собравшихся подняли руки.)
Ситуация в Лондонской школе экономики порадовала меня больше. Хотя ученый из этого учебного заведения, позднее написавший о дебатах статью, симпатизировал путинским журналистам ("Имеем ли мы, Запад, истинное право их судить?"), его студенты шумно возмутились и принялись отстаивать права россиян.
Видеть все это было приятно, и если бы вы там находились, то могли бы подумать, что либерально настроенные россияне, бегущие от автократии, найдут в Англии радушный прием (тогда как врагам из "Талибана" в таком приеме отказывают). Но тогда вы бы проигнорировали новое прокремлевское лобби, которое в XX веке никто не мог и вообразить. Политику поставили с ног на голову. В своей вскоре выходящей книге "Новая холодная война и как ее выиграть" Эдвард Лукас из Economist отмечает, что в прошлом российскую деспотию пытались оправдать коммунисты и их "попутчики". Правые выступали против этой деспотии по понятным причинам – ведь деспоты были коммунистами. Теперь же банкиры, промышленники и тори оправдывают заранее срежиссированные выборы и надевание намордника на прессу, так как хотят получить кусок пирога – точнее, капиталистического государства, управляемого тесной кликой и купающегося в нефтедолларах.
Об этом новом мире ярко свидетельствует симптоматичная сценка, разыгравшаяся незадолго до отставки Тони Блэра. На июньском саммите "большой восьмерки" Блэр предостерег Путина, что, если Россия не примет западные демократические ценности и не станет терпимо относиться к диссидентам, бизнес перейдет на нее в контрнаступление. "Вот еще!" – отозвались возмущенные ведущие бизнесмены. Ханс-Йорг Рудлофф, председатель правления Barclays Capital, назвал подход Блэра "несбалансированным". Питер Хэмбро, исполнительный председатель Peter Hambro Mining – компании, имеющей листинг на Aim (Альтернативный инвестиционный рынок при Лондонской бирже) и сильно вовлеченной в российский бизнес, сказал, что высказывания Блэра "рискуют повредить" интересам британских бизнесменов в России. Позиция уходящего премьера "крайне отличалась от позиции этого бизнеса".
Им вторили другие, и мало кто задумывался, что режим, где на различных должностях полно бывших агентов КГБ, теперь защищают люди, обязанные своим благополучием глобальному капитализму.
Среди левых всегда будут личности, которые являются попутчиками диктатур или, что более распространено, игнорируют их. Но теперь плечом к плечу с Веббами встали более громогласные и могущественные представители Сити, и они заявляют, что мы не имеем права критиковать, так как критика вредит бизнесу.
|