РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Два месяца до сброса масок

Адам Закриев, для CHECHENPRESS, 12.10.2007г.

 

О том, что вслед за признанием независимости Косово, со стороны России могут последовать шаги по оформлению аннексированных территорий Грузии, говорят не только эксперты, но и официальные представители российской власти. Еще в прошлом году президент России Путин, собрав на чаепитие иностранных журналистов, лично озвучивал подобные угрозы.

Высказыванием о намерении, в случае признания Западом Косова присоединить Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье, никаких секретов российской политики Путин не открыл. За рассуждениями о территориальной целостности, Москва никогда не скрывала желание аннексировать у соседей контролируемые промосковскими сепаратистами территории.

Суть двуличия российского подхода к решению косовского вопроса и тактику избранную Москвой, объяснил в своей статье «Почему Россия выступает против независимости Косово» в немецком издании «Westdeutsche Allgemeine Zeitung», министр иностранных дел ЧРИ Ахмед Закаев: «У тех, кто сколько-нибудь интересуется ситуацией вокруг Косово, должно создаться впечатление, что Россия яростно выступает против независимости этой бывшей части Югославии, как бы боясь прецедента. Не могли не броситься в глаза также многократные заверения в адрес России со стороны администрации США и европейских структур в том, что Косово не может служить прецедентом для Чечни.
Тем не менее, Россия отказывается поддержать план Марти Ахтисаари. По моему мнению, дело здесь не в боязнях России или в недоверии своим западным партнерам. России выгодна независимость Косово, но ей необходимо, чтобы это произошло при ее официальном несогласии или, по меньшей мере, без ее одобрения. В первом случае это означало бы применение вето, а во втором - простое воздержание при голосовании в Совете Безопасности ООН. Россия методично добивается косовского прецедента в том смысле, чтобы косовская независимость была признана без консенсуса в Совете Безопасности. Когда в скором времени Россия признает за народами Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья право на самоопределение, т.е. позволит им присоединиться к себе, то будут несогласные, однако это будет не ново, и с ним можно и нужно будет жить».

По мере приближения даты 10 декабря – крайнего срока намеченного для достижения договоренностей между Косово и Сербией – стороны не сблизили свои позиции. За время отведенное для договоренностей, лишь обострились дискуссии и обозначилась непримиримость позиций сторон.

Собственную мародерскую позицию в этом вопросе – внешнее несогласие и тайное предвкушение решения о независимости Косова – в полной мере демонстрирует и  Россия.

Вчера, находившиеся с визитом в Лондоне руководители Косово заявили, что они не станут откладывать провозглашение независимости края, даже если соглашение с Сербией не будет достигнуто до 10 декабря.

Не случайно, что почти одновременно президент Грузии Саакашвили выступая на встрече с политической общественностью Дании в Копенгагене, косвенно проговорился о своих опасениях, не смотря на то, что его заявление было вроде по другой теме и выдержано в воинственной риторике.

Саакашвили, обвинив Россию в том, что она не может смириться с независимостью Грузии и напомнив, что «Грузия уже не является страной, которой была четыре-пять лет назад, когда у нас не было ни армии, ни полиции..  Грузия может защитить свой суверенитет и территориальную целостность…», заявил, что не думает, чтобы «Россия пошла на такую авантюру, как признание независимости Абхазии и Южной Осетии». «Это создаст ей серьезную угрозу», – отметил Саакашвили.

Если Саакашвили под фактором «серьезной угрозы России», в случае аннексии грузинских территорий, подразумевал  грузинскую армию и полицию, то оставим этот неоднозначный вопрос для грузинских военных экспертов и обратим внимание на реакцию тех, кто мог бы реально создать России серьезную угрозу.

А реакция довольно странная.

Западные политики, комментируя вероятность признания Москвой независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, если США и некоторые страны Западной Европы признают Косово, высказываются в отличие от Саакашвили, вполне благодушно.

Их аргументы сводятся к тому, что «эти вопросы не стоит связывать друг с другом», с подчеркиванием, что положение Косова в этом смысле «явно уникально». По итогам вчерашнего визита лидеров Косова в Лондон, совместных заявлений и пресс-конференции в МИД Великобритании, западные эксперты отмечают, что официальный Лондон ясно дал сигнал о готовности признать независимость Косова.

При этом нет ясности, что готов предпринять Запад в случае, логически напрашивающихся после признания Косова, агрессивных действий России против Грузии и Молдовы в виде признания-аннексии подконтрольных Москве территорий.

Запад надеется на армию и полицию Саакашвили или не замечает оскал Кремля, недвусмысленно высказавшегося о своих намерениях и ждущего сигнала 10 декабря? Трудно поверить в обоснованность подобных предположений.

Остаются еще два предположения. Одно из них худшее. Его смысл в том, что мы, возможно, являемся свидетелями торга между крупными государствами за счет слабых, по образцу 30-х годов прошлого века, и кому-то придется оказаться в роли жертвы.

И последнее предположение, что ничего страшного не происходит. После 10-го декабря российских имперцев ждет очередной «разворот самолета над Атлантикой» сопровождаемый телевизионным всплеском вселенских обид с разбрызгиванием имперской слюны леонтьевыми и жириновскими …, впрочем, без негативных последствий для окружающих.