РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Новости из Страсбурга

CHECHENPRESS, Отдел оперативной информации. 08.09.07

 

Я позвонила Сайд-Эмину Ибрагимову. У него состояние немного лучше, хотя пить воду – по-прежнему огромная мука.

Лариса Володимерова, находившаяся у него, рассказала о приеме в Совете Европы. Володимерову и дочь Сайд-Эмина Зарему принял один из сотрудников кабинета Генерального секретаря СЕ. «Мы лишь хотели передать письмо с нашими требованиями, но он любезно согласился нас принять», - сказала Лариса.  

Со слов Ларисы, их принял Иван Куджиков, заместитель директора кабинета (Deputy Director of Private Office) Генерального секретаря Совета Европы по политическим вопросам и внешним отношениям, «хорошо говоривший по-русски». Он старался уверить, что ситуация в Чечне очень тревожит депутатов, они ищут подходы к рассмотрению проблемы. «Было похоже, что вопрос сдвинулся с мертвой точки», - сказала Лариса.

Вместе с тем, чиновник заявил, что «требования Сайд-Эмина на нашем уровне невыполнимы». Со слов Ларисы, им объяснили это так: Совет Европы – бюрократическая структура, состоящая из нескольких блоков, и конечная инстанция – Кабинет Министров, а он (насколько уже можно было убедиться ранее) гораздо более, чем ПАСЕ, подвержен влиянию России. ПАСЕ может лишь принять резолюцию, но выполнить ее – не в его компетенции. (Положение усугубляется тем, что в данный момент председательствует в СЕ Сербия. Н.Б.).

Сайд-Эмин добавил: «За время работы с депутатами СЕ у меня сложилось впечатление, что они подходят ко всем делам слишком формально и поверхностно, не вдаваясь в детали международного права, довольствуясь собственными мнениями депутатов и решая всё голосованием. То, что я предложил, могло бы стать прецедентом при решении всех международных конфликтов: разбор ситуации исходя из законов и Устава Совета Европы, требующего, чтобы страны-члены соблюдали, прежде всего, свое собственное законодательство. Это требует коренного изменения подхода в СЕ к конфликтам – в качестве прецедента оптимальным является именно чеченский вопрос, так как именно отсутствие четкого осуждения военного вторжения российских войск в Чеченскую Республику Ичкерия в 1994 стало отправной точкой дальнейших нарушений международного права, и не только в отношении ЧРИ, пока ситуация не докатилась до сегодняшнего правового хаоса и двойных стандартов. Такое положение, как сейчас, чрезвычайно чревато дальнейшим развитием беззакония, оно идет по тому же пути, что в 30-е годы ХХ в. Поэтому я считаю необходимым продолжить голодовку – пока мне не дадут четких письменных гарантий постановки на повестку дня рассмотрения чеченского вопроса с позиций международного права, Устава СЕ и российского законодательства».

- Но, возможно, этот процесс потребует  более длительного времени, тем более, что, как Вы сами сказали, «они к такой постановке вопросов не привыкли»? А для продолжения процесса Вам, как минимум, необходимо быть в рабочем состоянии?

- Если они хотя бы одним шагом покажут мне письменно, что готовятся рассмотреть чеченский вопрос с правовых позиций, я сниму голодовку. Но если я прекращу ее преждевременно, то они опять начнут увиливать от своих прямых обязанностей.

Лариса: «Во время сегодняшней встречи наш собеседник сам подчеркнул, что Терри Девис (Генеральный секретарь СЕ), как правило, не разговаривает с теми, кто объявляет голодовку, так, он недавно отказался встречаться с объявившими голодовку курдами. Но Сайд-Эмину, по словам собеседника, «уже один раз пообещали рассмотреть вопрос и не выполнили обещанное».

Сайд-Эмин: «Курды голодали по другому поводу – они требовали от СЕ отпустить из тюрьмы Оджалана (бывшего лидера Курдской Рабочей партии. Н.Б.). Во-первых, Оджалан – признанный международный террорист, на нем кровь многих людей. Во-вторых, курды не знали основ международного права – ведь Оджалан осужден судом в Турции, а на турецкий суд СЕ влияния не имеет. Я им объяснил, в чем они не правы. Наш же случай – совершенно другого порядка: в отношении чеченского народа Россия грубейшим образом нарушила международное право и собственное законодательство, а СЕ закрывает глаза на эти преступления и способствует безнаказанности России. А это, в свою очередь, служит примером для очень многих нарушителей международного права и ведет мир к хаосу, когда право оказывается бессильным. В точности так происходило в Европе в 30-е годы, когда потакали Гитлеру». 

Сайд-Эмин намерен продолжать голодовку именно потому, что, если он ее снимет, то вопросы, поднятые им, еще долго не попадут в повестку дня тех, кто призван предотвращать международные конфликты и стоять на страже международного права. Вместе с тем, по-видимому, процесс осознания и рассмотрения будет сам по себе не скорым. Поэтому необходимо нам всем подумать о выработке некоего баланса между достаточной силой оперативного общественного давления на «самоуспокоившихся» евродепутатов – и длительной борьбой, в которой Сайд-Эмин как эксперт и как личность незаменим – в прямом смысле.

Надежда Банчик

 

*********

Данные письма направлены господину Терри Девису, копии – Комитету министров Совета Европы, в Бюро Ассамблеи Совета Европы.

 

1 сентября 2007 года, как и сообщалось ранее, началась предупредительная голодовка Сайд-Эмина Ибрагимова. В связи с тем, что требования не были выполнены, голодовка с 6 сентября объявлена бессрочной.

Основные требования г-на Ибрагимова состоят в том, что он просит рассмотреть чеченский вопрос с позиций правовых норм. Обозначить четко и однозначно, какие правовые нарушения были допущены со стороны Российского государства и отразить их в принимаемых в ООН, Европейском Союзе и Совете Европы Резолюциях и Рекомендациях. Это элементарно - и соответствует обязательствам вышеуказанных организаций, но до сих пор проделано не было. И в настоящий момент ссылка на то, что вышеуказанные организации не компетентны выполнить требования Ибрагимова, является необоснованной так же, как и необоснованно не сказать, что на улице день, когда там день.

Юрист Сайд-Эмин Ибрагимов просит только лишь обозначить, были ли нарушены законы при тех или иных действиях, что может стать первым реальным шагом к решению чеченского вопроса и примером для решения подобных потенциально возможных конфликтов в будущем. Без этого невозможно переориентировать рассмотрение чеченского дела с  позиций международного права. - То есть с позиций принимаемых Резолюций и Рекомендаций, которые игнорируются самими нарушителями, в позицию, когда четко обозначены законы и лица, совершившие эти преступления.

Отказ от рассмотрения требований вынуждает Сайд-Эмина Ибрагимова  к отказу от диалога с этими организациями, и это останется на совести   предупрежденных организаций.

Лариса Володимерова, делегат по переговорам с ПАСЕ от митинга в поддержку требований С-Э.Ибрагимова, президент правозащитной организации «Марекса», Нидерланды.

*********

Генеральному Секретарю Совета Европы господину Терри Девису.

Господин Терри Девис!

6 сентября 2007 года состоялась встреча группы, делегированной митингом,  проводимым в поддержку требований, указанных в Открытом письме от 20.08.2007 г. Но ваш заместитель Иван Куджиков во время этой встречи заявил, что требования Ибрагимова  и его голодовка являются актом терроризма. Это вызывает у меня чувство, что Ваш заместитель использовал те же термины, что используются руководством России в отношении своих жертв, для того, чтобы под термином борьбы с чеченским терроризмом скрыть свои преступления. Возможно, что на такое обвинение мне придется отреагировать подачей жалобы в Европейский суд по правам человека.
В настоящий момент я хотел бы еще раз пояснить Вам суть моих требований. Как юрист, я тщательно изучал все полномочия и международные обязательства Совета Европы по правам человека. В моих требованиях нет ничего, что не входило бы в компетенцию Совета Европы. Я прошу лишь только о том, чтобы Ваша организация четко, с позиций юридических норм охарактеризовала действия России, связанные с вторжением в Чечению в 1994-99 годах российских войск, и в принимаемых резолюциях и рекомендациях отразила, что это вторжение является нарушением международного права со ссылкой на номера и пункты этого нарушения.   И также обозначить, какие юридические нормы были нарушены в ходе этих военных действий, что никогда Ваша организация не делала. Моя просьба -рассматривать решение чеченского вопроса с позиций правовых норм - имеет полное правовое основание, и без рассмотрения с таких позиций вопрос решить невозможно.

Ввиду того, что Ваш заместитель заявил, что мои требования невыполнимы Советом Европы, я бы хотел знать, является ли это и Вашей официальной точкой зрения.

Кроме этого, Ваш заместитель заявил, что голодовка – это личное дело каждого, и если Ибрагимов хочет умереть, то пусть он умрет. Если Совет Европы придерживается такого же мнения, то я намерен отказаться от любого диалога с Советом Европы и продолжать свою голодовку до конца. 

Убедительно прошу Вас разъяснить эту ситуацию письменно.

Сайд-Эмин Ибрагимов,
президент Международной Ассоциации «Мир и права человека».