РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Нервный срыв

Оуэн Мэтьюз и Анна Немцова,"Newsweek" (США),
перевод -
ИноСМИ, 07.09.07г.

 

Советские врачи когда-то шутили, что лучший способ попасть в сумасшедший дом - это послать Леониду Брежневу телеграмму с критикой его действий. Возможно, этот образец 'черного юмора' вновь приобретает актуальность. Критики Кремля и врачи в один голос утверждают, что за последние годы более 10 журналистов, политических активистов и критиков местных властей были незаконно помещены в психиатрические лечебницы. И хотя принудительная госпитализация по политическим мотивам - явление пока редкое, Независимая психиатрическая ассоциация, следящая за нарушениями в России прав человека в сфере психиатрии, заявляет, что психиатрические больницы часто используются преступниками и неразборчивыми в средствах родственниками, чтобы убрать с пути мешающих членов семьи с целью извлечения финансовой выгоды. 'Нам часто сталкиваемся с тем, что психиатры берут взятки или выносят фальшивые диагнозы', - говорит Геннадий Гудков, член комитета по безопасности Государственной Думы.

Зачастую, госпитализация служит для решения споров о недвижимости или семейных ссор. В суде в настоящий момент рассматриваются два дела против врачей из Нижнего Новгорода и Ульяновска. Психиатров обвиняют в том, что они помещали пожилых пациентов в психлечебницы и продавали их квартиры для собственного обогащенья. Один из подсудимых признает себя виновным, второй же настаивает на том, что пациенты давали согласие на продажу своей собственности. Однако все чаще те, кто критикует власть, оказывается под угрозой помещения в государственные психбольницы.

Юрий Савенко, глава Независимой Психиатрической Ассоциации утверждает, что информация о новых политических делах приходит к нему каждый день. Наиболее известно на настоящий момент дело Ларисы Арап, 48-летней журналистки из Апатитов (город недалеко от Мурманска), давшей в июне местной газете интервью, содержавшее жесткую критику в адрес психиатрических больниц региона. Кроме этого Арап была активисткой Объединенного Гражданского Фронта - движения оппозиционной, антикремлевской направленности. В начале июля она пришла к психиатру для рутинной проверки необходимой для продления водительских прав. Однако, по ее словам, кто-то вызвал полицейских и к вечеру она уже была помещена в психиатрическую больницу, раздета, привязана к кровати и накачана успокоительными.

'Врачи сказали, что мне предстоит самой попробовать то, о чем я говорила в интервью, - сообщила из больницы Newsweek Арап. - Они также говорили, что я никогда отсюда не выйду'. Главный врач больницы Евгений Зенин заявил Newsweek: 'Нас не волнует, что говорят независимые психиатрические комиссии, ООН, да хоть инопланетяне. Если мы решили, что пациента надо держать здесь, мы так и поступим. Суды всегда прислушиваются к нам и ни к кому больше'. Тем не менее, Арап повезло. Объединенный Гражданский Фронт привлек к делу внимание зарубежных СМИ и принес жалобу российскому омбудсмену. Тот послал в Апатиты комиссию для пересмотра ее дела, и комиссия сочла ее психически здоровой. На прошлой неделе Лариса Арап была отпущена из больницы.

Однако так происходит не всегда. Журналист из Рыбинска (город в центральной России) Андрей Новиков был взят в этом году под стражу по обвинению в 'экстремизме', после того как публично высказался против политики Владимира Путина в Чечне. В феврале Новиков был отправлен на принудительное психиатрическое лечение, которое, как сообщили обследовавшие его врачи судебной газете, 'будет продолжаться до полного выздоровления'. Другой журналист Павел Кузнецов был объявлен 'психически нездоровым' в феврале после того высказался в своей газете по поводу неэффективности местных властей.

34-летний инженер Ольга Попова попала в Московскую психиатрическую больницу номер 13 после визита к депутату Госдумы Светлане Савицкой с жалобами на предполагаемые злоупотребления в московском Институте социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Савицкая заявила Newsweek, что посетительница показалась ей 'сумасшедшей'. Она вызвала милицию, чтобы вывести Попову из кабинета, и в письменном виде указала, что, по ее мнению, Попова 'психически нестабильна', что и послужило основанием для отправки в больницу. Три врача из Независимой психиатрической ассоциации осмотрели Попову и не нашли 'поводов для принудительной госпитализации'. В данный момент Попова пытается отменить свою госпитализацию через суд.

У старых диссидентов, таких как Владимир Буковский, насильственно содержавшийся в психиатрической клинике в шестидесятые годы, эти истории пробуждают неприятные воспоминания. 'Если ты попал в психиатрическую лечебницу', - говорит он, - 'любые твои попытки критиковать систему или обращенье с тобой будут расцениваться как признак или даже доказательство безумия'. Похоже, что и в современной России, как в Советском Союзе, чтобы говорить открыто, надо быть почти сумасшедшим.