Техника СМИ (П)
АНТОН ОРЕХЪ, "ЕЖ", 11.08.07г.
У нас на журфаке был предмет с таким названием. Буква П потихоньку из названия выпала, потому что означала «пропаганда», а учился я как раз в период смены эпох, так что вместо советских СМИП получились российские СМИ. Однако эта беглая буковка нет-нет, да и всплывает то здесь, то там.
Вот, например, замечательная во всех смыслах история с чеченским фольклорным коллективом «Жовхар», сиречь «Жемчужина». Коллектив этот попросил политического убежища в Финляндии. Как только новость появилась в информационном пространстве, посыпалась целая куча ассоциаций, начиная с беглых звезд советского балета. Вообще, это, конечно, неприятно, когда граждане формально демократической и теоретически свободной страны просят убежища в других странах. Это и неловко, и даже стыдно-позорно.
Умалчивать об этом факте не стали, но его подача в эфире и на лентах новостей была восхитительна. Сначала попытались отстреляться по старинке. Министр культуры Чечни Музыкаев (такая фамилия в таком контексте – чистый Салтыков-Щедрин!) сказал нечто вроде: да какая там Финляндия, вот они тут, у меня в кабинете сидят. Увидеть, кто сидит в кабинете Музыкаева, не представлялось возможным, зато вскоре появились люди, которые совершенно точно подтвердили, что да, действительно в Финляндии есть чеченцы из «Жовхара», и они действительно подали соответствующее прошение.
В наш мультимедийный век скрывать далее очевидное не представлялось возможным, и событие нужно было как-то интерпретировать. И интерпретировали его первоклассно! Тот же Музыкаев возник на экранах в кабинете у Кадырова. Один. Сам. Без ансамбля. И зрители узнали, что коллектив как выступал, так и продолжает выступать с большим успехом. А те, которые в Финляндии, они да, когда-то тоже в нем работали, но больше не работают. Они «уволились из него более месяца назад, сдали музыкальные инструменты, оборудование, получили полный расчет", поведал уже Рамзан Кадыров. То есть попросившие убежища – они не артисты, точнее не те артисты. Музыкаев таким образом решает еще и личную проблему: одно дело, если бы сбежали подведомственные ему граждане, а раз они уволились, то к нему они уже и отношения не имеют.
Идея с «артистами - не артистами» оказалась спасительной для всех. Потому что далее обсуждалось только это: уволились или не уволились, когда уволились, на чем играли, что пели. Музыкаев не преминул напоследок невозвращенцев пнуть: уволившиеся "давно потеряли форму, не могли вести полноценную концертную деятельность". Занятно, что даже условно оппозиционные СМИ втянулись в эту игру и принялись доказывать, что нет — это самые что ни на есть звезды ансамбля «Жовхар», самые лучшие его кадры. И нас со всех сторон засыпали дюжиной имен, якобы подтверждающих разные версии, как будто эти имена что-то нам говорят (при всем уважении к чеченским артистам).
Но никто не обратил внимания, что это же совершенно неважно, кто эти люди по профессии! Артисты они или сезонные рабочие, уволились они из ансамбля или продолжают там числиться, хорошие они артисты или плохие. Наши граждане попросили убежища в другой стране! Словно, уволившись из «Жовхара», они тем самым сдали паспорта и перестали быть россиянами.
Только в Финляндии и только с начала века от России спрятались 88 человек! И не все из них чеченцы, и не все из чеченцев имеют отношение к «незаконным вооруженным формированиям». Об этом почти никто не сказал. Как и о том, что вообще побудило артистов из «Жовхара» пойти на такой шаг. Может, там и политики нет. Может, это — бытовая история. Но возможно, что это — политическая история. В ней бы разобраться не грех. Однако в таком разрезе это дело никому «в телевизоре» не нужно.
Вот в чем суть их «техники» СМИП. Есть событие, и о нем не стоит умалчивать. Но рассказать следует так, что бы от события осталась одна скорлупа и никакой сути. Новость-пустышка. Скандал представляется как курьез! И это делается так ловко, что «расследование» в голове зрителя или читателя сразу направляется по ложному следу и исчезает за ложным горизонтом.
|