РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Мы все – свидетели

Лариса Володимерова, для CHECHENPRESS, 09.07.07г.

 

События последней недели, вопросы и комментарии читателей не дают остаться в стороне от происходящего. Приезд министра иностранных дел ЧРИ, выдающегося дипломата и гуманиста Ахмеда Закаева в Страсбург и Копенгаген вызвал змеиное шипение российских властей. Правительства Европы отреагировали не однозначно. Убедившись в горячем сочувствии сотен тысяч голландцев, наблюдавших за проведенной недавно публичной голодовкой и пикетом в поддержку чеченского «Сопротивления» и политзаключенных России, правозащитная организация «Марекса» - граждане Нидерландов – были глубоко возмущены фактом, сообщенным в печати:

«Россия обеспокоена тем, что эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев свободно передвигается по Европе - в частности, его поездкой в Страсбург. Как передает РИА «Новости», об этом глава российского МИДа Сергей Лавров заявил в пятницу на брифинге после переговоров с голландским коллегой Максимом Верхагеном. Лавров напомнил, что Закаев находится в международном розыске. В свою очередь глава МИД Нидерландов сказал, что «хотел бы присоединиться к позиции господина Лаврова».

Напомним коллеге Ахмеда Закаева – министру иностранных дел Максиму Верхагену, что 9 мая он совместно с королевой Беатрикс открывал на территории штаб-квартиры ОЗХО Мемориал памяти жертв химического оружия, осматривал работы фотокорреспондентов ИТАР-ТАСС и радовался «уничтожению Россией 20% своего химоружия».

Эта радость по стечению обстоятельств совпала с применением, должно быть, остальных 80-ти % ядовитой убойной силы в школах Кавказа среди детей и подростков - и в тюрьмах, планомерно создающих инвалидов и уничтожающих всемирно известных политзаключенных ( - куда больше прославившихся принесенным миру добром, чем деяния самого г-на Верхагена!). Массовое отравление чеченских ребят Шелковского района - доказанный результат химического опыта российских спецслужб, а ведь только в одном этом случае с одинаковыми симптомами обратилось в больницы более 100 человек!..

22 марта исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сообщил, что работа по определению виновных в покушении на президента Ющенко «приблизилась к завершающему этапу». Диоксиновая экспертиза проводилась как раз в Нидерландах, мы много об этом писали. Хочется верить, что скоро окончательно будет названо имя убийцы – и полониевого, и диоксинового.

Я напомню министру, что конвенция о химическом оружии была подписана в Париже 13-15 января 1993 года 130 государствами. К настоящему моменту к ней присоединились 182 страны, на которые приходится около 98% мирового населения. Среди этого «населения» - те самые сотни тысяч его и наших прямых соотечественников, которые предлагали реальную помощь, деньги и подписи 23 июня на одной из главных площадей и центральной улице Амстердама участникам демонстрации в защиту прав человека, в защиту народа Ичкерии и всех угнетенных России.

С утра до ночи голландцы с интересом разглядывали портреты бойцов Чеченского Сопротивления, расспрашивали нас о погибших и действующих героях, читали информацию на нидерландском и английском языках, - в том числе об Ахмеде Закаеве. Острое внимание сочувствующих чеченцам соотечественников г-на Верхагена привлекло соседство на одном из портретов Анны Политковской и Александра Литвиненко, которых тут знают, любят и уважают все поголовно, - с Ахмедом Закаевым (фотография сделана в Лондоне и передана Александром Литвиненко правозащитнику Д.Кудыкову).

Мы рассказывали о той позиции А.Закаева, которую впоследствии он изложил и в ПАСЕ: чеченская сторона не приемлет любые формы террора, и последовательно выступает за урегулирование войны на Кавказе политическими методами, в соответствии с нормами международного права.

Г-н министр иностранных дел Нидерландов не только неосмотрительно поставил под сомнение приверженность своих избирателей соблюдению прав человека, но и в домашних стенах прославился сакраментальной фразой: «Взгляды людей меняются». После выборов в Нидерландах, внимание СМИ сконцентрировалось на успехе «Списка Фортайна», сформировавшегося вокруг убитого правого антииммигрантского политика. Многие в то время задумались: движется Европа в сторону развития права - или нависла угроза прихода фашизма? Лидер христианских демократов, Питер Балкененде, стал премьер-министром, однако был вынужден создать коалицию. LPF получил 26 мест, что означает, что у них больше мест, чем у Лейбористов, и теперь они вторая по величине партия в парламенте. LPF стал требовать уступок в соответствии со своими расистскими взглядами («Голландия уже переполнена»). Сам Фортайн не являлся фашистом, но был расистским демагогом правого крыла. Бывший профессор социологии, гей, поддержавший легализацию наркотиков, проституции и однополые браки, он одновременно выступал против открытия границ с ЕС и стоял за ликвидацию первой статьи конституции, запрещающей дискриминацию, - и это именно тогда, когда в Нидерландах последняя возрастает неимоверно. (Напомню, что Нидерланды тормозят принятие общеевропейской конституции, к доработке которой президент Саркози сумел фактически склонить Францию). «До сих пор LPF не был устойчив», — говорил один из новых членов парламента от CDA, с 22 февраля 2007 года - министр иностранных дел в кабинете Балкененде (не ответившего на официальные обращения в его собственный адрес А.Литвиненко!), Максим Верхаген, - «Взгляды людей меняются». Нидерландский «оазис процветания» приобрел общую неустойчивость, которая характеризует нынешнюю политику в большинстве стран ЕС.

Новый кабинет министров Нидерландов пребывает в двухмесячном отпуске, до наступления которого не сумел никак себя проявить. Г-ну Верхагену, тем не менее уже спасовавшему перед смертоносным (в ближайшей перспективе) газом и дешевой нефтью Лаврова, удалось-таки себя запятнать отношением к демократии и свободе Чечении.

Остается за ним повторить: взгляды меняются, - и хотелось бы верить, что богатая, самодостаточная Голландия перестанет протягивать руку за подаянием презираемому нидерландцами российскому  палачу, который рано или поздно окажется на скамье подсудимых в Гааге. Как свидетельство предстоящему, в Хельсинки 5 июня прошло заседание рабочей группы по подготовке материалов для Трибунала по преступлениям в Чеченской Республике Ичкерия.

Быть Трибуналу!

Возвращаясь мыслями к Страсбургу, - РИА «Новости» упомянули, что аппарат Совета Европы не выдавал аккредитации г-ну Закаеву в ПАСЕ, где с 25 по 29 июня проходила летняя сессия. Если российская пропаганда и отвечает действительности, то тем хуже для иммиджа ПАСЕ, на днях в очередной раз подорвавшего к себе доверие правозащитников мира.  Колоссальный урон нанесло доброй репутации и нашей вере в ПАСЕ столкновение с полицией другого выдающегося гуманиста, - много лет проработавшего в этой организации юриста Сайд-Эмина Ибрагимова. Приведу протест правозащиты:

Обращение к ПАСЕ

Международные правозащитники встревожены и возмущены поведением французской полиции по отношению к беженцам и детям, ищущим защиты у правительства Франции, а также применением силы по отношению к выдающемуся деятелю гуманизма, миротворцу, юристу, известному правозащитнику Сайд-Эмину Ибрагимову.

Мы надеемся, что вступление в должность президента Николя Саркози, с которым связаны чаяния прогрессивного человечества, не будет омрачаться ни подобными, ни последующими злодеяниями в области прав человека, бросающими тень на ПАСЕ.

Алла Дудаева, Литва, Лариса Володимерова и правозащитная организация «Марекса», Нидерланды. Абин Аса, Чечения. Давид Кудыков, Великобритания, Нодар Думбадзе, Украина, Йос Динкелаар, Нидерланды, Олжас Сулейменов, Татарстан, Казимир Гайдук, Украина, Майрбек Тарамов, Чеченский Правозащитный Центр, Майя Кофман, Москва, член международного общества «Мемориал», Виктор Борун, Россия, Рубати Митсаева, Польша, Евгений Новожилов, независимый журналист, Россия, Николай Алёшин, капеллан Евангелического альянса, Россия, Муса Таипов, Франция, Надежда Банчик, США, Петр Ткалич, Россия, Шаклеин Владимир, Россия, Валерий Калабугин, Таллинн, Владимир Пантелеев, Нижегородское общество жертв коммунистического террора, Елена Маглеванная, Россия. (Сбор подписей продолжается; текст представлен в ПАСЕ).

Как сообщили в разгар событий наши коллеги из Страсбурга, «подобное нужно сразу же обнародовать: к счастью для нас, мы находимся на Западе, где есть гражданское общество и есть свободная пресса. Единственное, что беспокоит в данной ситуации, это что сама полиция не виновата: полицейским отдали приказ - и они его выполнили. Какой ценой - это другой вопрос. «Каждый делает то, что ему позволяют», то есть полиция сделала то, что ей разрешили. Если  бы полицейские знали, что за такие действия они будут наказаны, то они бы не применили силу против женщины и детей. Таким образом, по своей сути аморальна власть. Но и это не главное, просто подобные неприятности отвлекают от основного, но мы все постараемся быть выше трагического стечения обстоятельств».

Ровно за день до этих событий, закончившихся задержанием Сайд-Эмина и тем, что перенесший всю несправедливость и муки чеченских войн беженец Хасан Хамбулатов вскрыл себе вены, пришло письмо от С-Э. Ибрагимова, где, в частности, он писал:

«Вот наконец я немного освободился. Мне очень жаль, что время вашей голодовки совпало со временем, когда я работал день и ночь над проектом Резолюции, чтобы успеть передать его во время сессии ПАСЕ. Я непременно приехал бы в Голландию и был бы в эти дни рядом с Вами, если бы имел хоть какую-то возможность».
Работа над Резолюцией осложнялась тем, что один из членов российской делегации в ПАСЕ должен был присутствовать в комиссии и, конечно, постарался бы найти юридическую ошибку, чтобы проект заблокировать. Таким образом, «ошибок» требовалось избежать априори. «Но все пока идет благополучно, и Резолюция была предварительно рассмотрена, соответствует ли она правовым нормам, а 25.06 принята лично Диком Марти. Если в сентябре мне суждено уйти из этой прекрасной жизни, опороченной бездушными, жестокими политиками, то я буду знать, что не только зло, набирающее свою силу, действует в этом мире, но и есть люди, которые борются с этим злом. А время – это то, чего мне всегда не хватает».

Уже следующий день показал, что все планы Сайд-Эмина Ибрагимова о наступившей передышке развеяны: полиция подняла руку на беженцев. Возобновилась борьба за права человека.

На Страсбург правозащитники возлагают большую надежду и в связи с необходимостью улучшения и обновления конвенций, в т.ч. Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятой в Страсбурге 20 апреля 1959 года и содержащей преамбулу: «Правительства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, убежденные в том, что принятие общих правил в области взаимной правовой помощи по уголовным делам будет способствовать достижению этой цели, считая, что такая взаимная помощь связана с вопросом о выдаче, который уже является предметом Конвенции, подписанной 13 декабря 1857 года, согласились о нижеследующем...». И так далее. Между тем, закон должен включать и четко формулировать правила выдачи таких президентов, как Путин. Не соответствует требованиям времени и Европейская конвенция о выдачи (экстрадиции), принятая в Страсбурге 13 декабря 1957 года. По букве международного законодательства, страна не выдает со своей территории собственных граждан, наказывая их дома по внутренним законам. При этом часть преступлений выделена в преступления против человечности, на них не распространяются ни срок давности, ни даже вопрос об обратной силе новых законов. Как прокомментировал эту проблему Эльдар Зейналов, «если бы в России наказывали тех, кто убил Яндарбиева или организовал «полониевое дело», вопросов бы не возникало. Тем более, что законодательство России в целом неплохое. А вот его исполнение хромает. Но не наказывают, - и это вызывает ассоциации с Советским временем. Именно потому и возникают идеи вроде ЕСПЧ, МУС и т.п., т.е. органов с наднациональной юрисдикцией. Но их эффективность на данный момент невысока. Например, в ЕСПЧ только РФ не ратифицировала протокол №14, который бы ускорил рассмотрение дел, в т.ч. и по Чечне. Тем самым заблокирована хорошая инициатива, одобренная даже самыми отсталыми в плане прав человека странами Европы». Эту же обеспокоенность несколько ранее высказывал Сайд-Эмин Ибрагимов.

Чеченцы, раскиданные по миру, представляют сегодня более внушительную силу, чем это кажется, возможно, самим жителям Ичкерии. Триста тысяч чеченцев в разных городах и странах объединяются и ведут борьбу за свободу народа. Хотелось бы такой слаженности во всем, какую продемонстрировала рабочая встреча в Хельсинки 5 июня. На вопрос, почему внутренней и внешней помощи все еще не достаточно, чеченский беженец из Литвы ответил мне так:

«Почему чеченцы не помогают своим друзьям (арестованным)? Это связано с тем, что нас напугали, стращали. Я знаю, как таскают моих родных в ФСБ каждый раз, как я что-то скажу или если напишут от моего имени. Стомахин и Трепашкин для каждого чеченца - всё. Когда я связался с Сашей Литвиненко и часто звонил и писал ему, то приехали представители ДГБ Литвы, устроили перекрестный допрос. А потом  пустили слух среди чеченских беженцев, что я связан с полковником ФСБ. Мой народ сегодня  загнали в тупик, и все, что хочет власть, на нас списывают. В большинстве случаев нам и не верят, если уж не верили Щекочихину, Политковской, Попкову, Ковалеву...».

И все же, вода камень точит. Мы обязаны помогать друг другу, как это делает по первому зову один из лучших представителей народа - Сайд-Эмин Ибрагимов. Чеченцы всему миру доказывают, как может и должен быть монолитен народ, несгибаемы его бойцы, мудры его юристы, дипломаты, политики, как живы и действенны культура, традиции. Готовящаяся в Европе мощная фотовыставка, показ картин Аллы Дудаевой, производство фильмов о Чечне, - любые Ваши задокументированные свидетельства работают на Трибунал!

ФСБ и хакеры постоянно атакуют наши сайты, Гугль по стороннему доносу властей стирает политические фотографии демонстраций и голодовок  целыми альбомами. Мэрии не выдают разрешений на пикеты по первому требованию, нарушая наши права. И все же мы с вами работаем! В сентябре готовится международная акция, к которой призвал Сайд-Эмин Ибрагимов, и которая уже поддержана коллегами во многих странах. Пользуясь еще имеющимся у нас временем, я хочу просить всех участников ограничиться хорошо освещенной в СМИ эстафетной демонстрацией, отказавашись от голодовок. Мы должны сохранить жизнь и здоровье самым активным коллегам, хотя наши ряды неуклонно растут. При заблаговременной организации общего дела, демонстрации малыми силами произведут тот же эффект и принесут российским властям сокрушительный ущерб, что опасные голодовки!

...Великобритания последовательно выступает против любых форм проявления террора. Еще пару лет назад посол Великобритании в России Тони Брентон заявил, что если России невозможно доказать участие эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева в совершении терактов, то вдруг ей повезет доказать, что Закаев поощрял терроризм, это позволило бы британскому суду разрешить ситуацию с экстрадицией. То же касалось Б.Березовского, подтверждавшего, что в 1998 году он лично передал Шамилю Басаеву два миллиона долларов. Как рассказал бизнесмен в интервью «Коммерсанту», это произошло «в период перемирия между Москвой и Грозным», когда он был заместителем секретаря Совета безопасности России.

Каждый здравомыслящий человек мог бы только одобрить материальную помощь чеченцам Сопротивления и населению, в том числе в период восстановления родины. В западном мире сегодня смешались понятия. Если вы остановите любого прохожего, туриста, тем более журналиста в Европе и спросите о Чечне, то в 99% случаев эти люди будут сочувствовать гражданам Ичкерии, критиковать развязанную войну, крайне резко высказываться о Путине и коррупции власти в России.

Если вы спросите политика, то в большинстве случаев он смущенно отведет глаза. Те, от кого ситуация хоть как-то зависит, испытывают личное неудобство от собственного невмешательства. Тем важней называть своими именами то, что полониевый теракт, возможный лишь при содействии Путина, под удар поставил жизнь самих англичан, европейцев. Что историческая защита своих демократических ценностей французами - заставляет их уважать, и мало кто в мире не помнит, что 14 июля – день взятия Бастилии, и что именно во Франции жили величайшие революционеры. Послевоенная приверженность немцев строгим правовым нормам, народное стремление обособиться от фашизма, преодолеть его последствия, и современная политика Ангелы Меркель вносят в мир равновесие и надежду на будущее. Горячо поддержана Европой независимость стран Балтии; а борьба против фашиствующей власти Советов повсеместно признана освободительной. Чем же отличается от прав балтийских и любых других народов право жителей Кавказа на свободу и самоопределение?

(окончание следует)