РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Cаид-Эмин Ибрагимов: «Я такое видел впервые»

Надежда Банчик, для CHECHENPRESS, 06.07.07г.

 

Увидев сообщение на ЧП о поистине жутком инциденте во Франции с Хасаном Хамбулатовым и его семьей («В Страсбурге, возможно, арестован Сайд-Эмин Ибрагимов»), я сразу позвонила Саид-Эмину. Он был дома. И рассказал подробности.

- Нас окружили не менее десятка полицейских машин, как будто ловили банду. Это были пограничные войска, они всегда ведут себя немного грубее, чем полиция. Но такое я видел впервые со дня приезда во Францию. Они волокли по земле несчастную Луизу. Я до конца дней не смогу забыть перепуганных детей – 2-летнего мальчика, 5- и 7-летних девочек. Хасан перенес столько, что еще один нервный стресс может оказаться смертельным. А 5-летняя малышка настолько истощена, весит столько, сколько ее 2-летний братик. 

Средняя девочка ухватилась за мою руку и, плача, умоляла: «Не отдавайте нас»! Я никогда не вступаю в перебранки с блюстителями порядка – но тут невозможно было не вмешаться. Я кинулся отнимать женщину у полицейских, очень осторожно, чтобы не нанести им никакого вреда. Один из них узнал меня, и они умерили свой пыл. Заметили, что я их снимаю, отобрали фотоаппарат, потом, правда, отдали, разрядив и забрав отснятые кадры. А Иво надели наручники и пригрозили, что взыщут с него 30.000 евро штрафа за провоз людей без документов. 

- Но эта семья же подала на политубежище, значит, они проживали легально, по крайней мере, пока не принято решение по их делу? Разве можно так вот взять и депортировать семью, да еще с малолетними детьми, без суда и следствия? Франция – не Россия?

- Такие инциденты крайне редки, а чтобы так издевались – такого никогда не было. Может, это еще связано с тем, что происходило в Эльзасе, поблизости от Германии, а здесь нравы чуть грубее, чем в других частях Франции. Но главное: с полицейскими была одна русская, она особенно лютовала. Я пытался упросить ее: «Как вам не стыдно, Вы ведь женщина, а это – дети!» - «Я не женщина, а служащая полиции!». Я пытался забрать от них детей, чтобы немного их успокоить, уговаривал полицейских, что сам приведу их в участок, а эта баба, с ухмылочкой, мол, «я была в Чечне, как же, верьте им, уж он-то приведет»... Поносила чеченцев тут же, не стесняясь, подогревала всячески пыл полицейских и садистски ухмылялась, глядя на перепуганных детей.

- Может, она – провокатор и спровоцировала всю ситуацию?

- Нет, не она была инициатором, полицейские «переусердствовали». Но она подлила масла в огонь, определенно.

- Как же такая хамка оказалась во французской полиции?

- Наверно, была сначала переводчицей – вот так и втерлась. А теперь «обменивается» опытом.

- А что с этой несчастной семьей? Куда их собрались депортировать? На каком основании?

- Их пока что держат в депортационном лагере. Хотели депортировать в Польшу, потому что Польша была первым государством ЕС на их пути.

- Но Польша не в состоянии принять чеченских беженцев, почему не решить этот вопрос кардинально – отменой пресловутого Дублинского соглашения?

- Всё тянут. Вроде бы ставят вопрос об отмене – и тянут.

- А что с французом?

- Это мой верный помощник, Yvan Tellier, Иво. Его отпустили, он случайно оказался впервые в такой передряге, держался очень мужественно, я ему очень благодарен.

- Очевидно, надо на весь этот отряд подать в суд – это же страшный прецедент?  

- Сегодня у меня уже весь день были журналисты, статья выйдет. А в суд, конечно, надо подать. Просто необходимо – ведь совершено вопиющее беззаконие!

- Тем более – после недавних митингов у Дворца Европы, после вручения Вашего проекта резолюции ПАСЕ по Чечне... Вас все знают, арестовывать Вас – себе дороже...

- Не просто знают. Вся полиция и муниципалитет Страсбурга относятся ко мне с уважением. Они знают, что я никогда, ни при каких обстоятельствах, нигде не нарушал закон. Но и не дам его нарушать. Они с большим уважением относятся к моей деятельности и согласны, что война в Чечне должна быть прекращена, и преступления российских войск в Чечне должны быть осуждены.

- Сайд-Эмин, мне кажется, на Вашем счету – еще одна спасенная семья. Никто не умеет так выручать беженцев из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций, как Вы. Никто, кажется, даже из политиков не изучил до таких глубин международное право. «Незаменимых нет»? Это сталинская фраза. На самом деле, каждый человек незаменим, но Вы – со своим Божьим даром убеждения судей, полицейских и чиновников; со своим уникальным уровнем образования и самообразования – незаменимы совсем. Вы понимаете, к чему я клоню?

- Конечно, понимаю. Я только требую от ПАСЕ и Совета Европы: продемонстрируйте, что вы, пользуясь проектом резолюции, составленным мной, - наконец, будете рассматривать чеченскую ситуацию с точки зрения законов международного права, а не руководствуясь субъективными подходами отдельных депутатов.

- Но очень нелегко сломить сопротивление российского руководства, ведь в ход пойдут шантаж, угрозы...

- Надо дать как можно более широкую разгласку проекту резолюции, завалить ПАСЕ петициями и письмами, просто не дать замолчать этот вопрос.

- К слову: российская делегация реагирует поистине уникально: «заметили» мелькнувшую в кулуарах тень Закаева, что вызвало подлинную истерику (словно увидели привидение!), но не приметили «слона»: продолжавшийся два дня фестиваль чеченской культуры и митинг, прием Вас в ПАСЕ, передачу Вами резолюции (этот момент официально заснят в Совете Европы). Воистину, «умом Россию не понять, аршином общим не измерить»...   

- Закаев был одно время бойцом, и уже один этот факт, по мнению росийского «правосудия», дает им «право» набрать столько криминальных небылиц  про Закаева, что уму непостижимо, причем без малейшего юридического обоснования. Ну, и суд Королевской прокуратуры Британии показал, чего стоят их обвинения. А на меня у них нет даже малейших зацепок, ибо я всё время был правозащитником и принципиальным противником военных действий. Так что самое «лучшее», что они могут, - это замалчивать меня.

- Но это им не очень удастся. Дай Бог Вам здоровья!

P. S. Только закончила записывать нашу беседу, - звонит Сайд-Эмин:
- Хасан порезал себе вены. К великому счастью, успели увезти в госпиталь. Значит, есть надежда. Здесь очень хорошие врачи.

Подошел к телефону Иво.

- Похоже, полиция переусердствовала в выполнении политики Саркози относительно ужесточения мер по поддержанию порядка и борьбе с нелегальной иммиграцией. Саркози был в Страсбурге в понедельник (2 июля), проехал чуть ли не через этот депортационный лагерь, он находится рядом с аэропортом. С некоторых пор, когда Саркози был министром внутренних дел, полицейские имеют план: задержать столько-то бандитов. У полицейских нервы на пределе. Могли и не выдержать.

- Что, французская полиция учится у российской??? Разнарядка по числу пойманных преступников?!

- Саркози пока еще не вполне определился с этой политикой.

- Но ведь в отношении чеченцев он определился четко: единственный из западных политиков, открыто назвавший творящееся в Чечне геноцидом! Как же всё это сочетается?

- По-видимому, его надо еще больше просвещать насчет Чечни. И особенно – насчет того, что Польша не может расцениваться как страна, безопасная для чеченских беженцев. Во-первых, лагеря там наводнены агентами кадыровцев, во-вторых, Польша слишком бедна, чтобы беженцам обеспечить достойное проживание в стране и постепенное врастание в ее жизнь. Так, «караван», ездивший в Чечню, на обратном пути проехал через беженские лагеря и увидел, в какой безнадежной нищете вынуждены выживать чеченские беженцы. Надо давать Саркози больше информации о положении чеченских беженцев. Не только о ситуации в самой Чечне, а и о беженцах. Знаменитый философ Андре Глюксман, сильно влияющий на Саркози, доказывает ему, что чеченские беженцы нуждаются в убежище больше, чем беженцы из многих других стран, приезжающие сюда по другим причинам, но чеченцы подвергаются геноциду, поэтому должны иметь приоритет перед другими. Но такой вопиющий случай нельзя оставлять без внимания. 

- Иво, огромное Вам спасибо. Надеюсь, эти «полицейские» будут справедливо наказаны, и больше такое не повторится. Дай Вам Бог! И Сайд-Эмину. И, конечно, Хасану – выздороветь. Вы еще очень нужны своей семье, Хасан Хамбулатов!