«Служба прикрытия операции делает все, чтобы тема Литвиненко просто осточертела»
Наталья Голицына (Лондон), Svobodanews.ru, 29.06.07г.
Сегодня ФСБ подтвердила, что в службу обратился «завербованный британскими спецслужбами» россиянин. По распространяемой государственными СМИ со слов представителей ФСБ информации, через несколько дней после пресс-конференции Андрея Лугового на Лубянку обратился некий неназываемый человек, рассказавший о своих связях с британской службы внешней разведки М I 6 и политэмигрантом Борисом Березовским. Именно активное давление с их стороны и связанные с ним опасения за свою жизнь и побудили его обратиться в правоохранительные органы.
Пресс-конференция Андрея Лугового, который обвиняется британским правосудием в убийстве оппонировавшего российским властям Александра Литвиненко, состоялась в Москве 31 мая. На ней он сообщил о том, что г-н Березовский давно сотрудничает с британской разведкой в деятельности, направленной против России.
Свой взгляд на сегодняшний поворот в деле Литвиненко Радио Свобода представил проживающий в Лондоне эксперт в области деятельности российских и британских спецслужб Борис Володарский:
- Кто бы ни был этим человеком, с моей точки зрения, это самая чистая провокация. Составляли ее в явной истерии, которая в последнее время развернулась вокруг взаимоотношений Великобритании и России и вокруг шпионских скандалов, связанных прежде всего с убийством в Лондоне российскими спецслужбами Александра Литвиненко.
- Кроме того, второй очаг истерии связан, естественно, с личностью Бориса Березовского. Понятно, что уходящий президент (Владимир Путин – РС) сделает все возможное, чтобы его враг номер один каким-то образом пострадал, сделает все необходимое, чтобы Бориса Березовского выдали России. Но даже методологически люди, которые составляли эту грубую провокацию, не взяли в расчет тактику и специфику работы спецслужб. Дело в том, что британская служба MI6 никого не вербует на территории Великобритании, она вообще не имеет права действовать на территории Великобритании. На территории Великобритании, как известно, оперирует MI5. Поэтому с самого начала понятно, что эта грубая провокация составлена для внутреннего рынка; ни для английских служб, ни для Великобритании она не представляет никакого смысла, потому что это просто ерунда.
- И все же , кто мог бы быть этим человеком?
- Любой. Они могли использовать любого из своих людей, из тех, кто выезжает в Великобританию или выезжал, из тех, кто, возможно, был лично знаком с Березовским, а в число [знакомых c ним] входит много предателей, которые когда-то были близки или даже сейчас близки. Одним из них является Никита Чикулин, который сейчас поливает грязью своего бывшего работодателя, который его спасал, обеспечивал деньгами, выплачивал зарплату, оплачивал ребенку школу и так далее, и так далее. Наверняка есть еще другие такие. Это не имеет никакого значения.
- Московскому журналу «Власть» дал интервью проживающий во Франции Евгений Лимарев. Он рассказывает, что Александр Литвиненко торговал конфиденциальной информацией о российских политиках и бизнесменах и пытался склонить его к тому же. Насколько он может быть осведомлен, и можно ли полагаться на его информацию?
- В интервью с Лимаревым очень много ошибок и очень много неточностей. Начать хотя бы с самого малого. Написано, что он сын дипломата, что его отец являлся офицером Первого Главного управления КГБ и служил за рубежом. Много-много очень ошибок. Лимарев не может быть специалистом (по проблемам спецслужб – РС). Несмотря на то, что он происходит из семьи офицера КГБ, и провел три года, как он говорит, преподавая и переводя в лагере подготовки высшего офицерского состава Балашиха-2, больше он ничего не знает. Да, он действительно общался с так называемыми людьми Березовского, он действительно был знаком с Литвиненко, встречался один или два раза с Гольдфарбом (Глава Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб, приближенный Березовского – РС) . Ну и что? Больше ничего. Все его так называемые источники - это полная «липа», потому что он никогда никаких источников своих не называет. У меня есть все его доносы, которые он писал и подписывал собственноручно Марио Скарамелло за деньги во время их двухлетнего сотрудничества. Все показывают, что это выдумка, дезинформация.
- Лимарев полагает, что ликвидация Литвиненко является спецоперацией, одна из целей которой заключается в том, чтобы окончательно скомпрометировать Березовского на Западе…
- Ликвидация Литвиненко конечно многоцелевая операция и несомненно, что один из элементов этой операции - это клевета на Березовского, я говорил про это, и направлена против него, и большая кампания разгорелась против него [именно] после убийства Александра. Но только это не та операция, как ее представляет и описывает Лимарев, который знать ее не знает и не может. Т ем более во многих публикациях Лимарева он говорит о том, что это ни в коем случае не работа российских спецслужб, ни в коем случае президент России не информирован, ни в коем случае никто из представителей служб не имеет к делу никакого отношения. Хотя мы прекрасно знаем, что это сложная и долгая, давно подготовленная операция, многоплановая, многоступенчатая. Мы знаем точно, как она проходила, в каких странах, Лимарев сам был частью этой операции. Поэтому да, многоцелевая операция, и против Березовского направленная.
- Лимарев далее заявляет, что наиболее вероятным политическим заказчиком ликвидации является вице-премьер Сергей Иванов, организаторами люди из СВР, а исполнители - бывшие спецназовцы ФСБ и СВР.
- Либо он сам плохо анализирует, либо ему плохую информацию дали, либо кто-то хочет направить определенный удар в сторону Иванова. Дело в том, что в документах, которые в свое время упоминал Юрий Швец (проживающий в США бывший сотрудник советской разведки – РС) , был упомянут [некий] бизнесмен. Насколько стало известно в кругах, которые занимаются изучением этого вопроса, там был упомянут Виктор Иванов, один из помощников Путина. Поэтому фамилия Иванова в тексте Лимарева прозвучала, но это фамилия не того Иванова.
- Второе. Тех, кого он указывает как исполнителей этого преступления, просто не существует. Он давно уже проводит странную идею с некими бывшими спецназовцами. Как мы знаем, [называемый бывшим офицером СВР] Игорь Власов у него давно и упорно поселялся в Неаполе, бывший представитель, инструктор из Балашихи-2, и готовил там террористические акты. Все чепуха, ничего не подтвердилось. И постоянно этих бывших спецназовцев почему-то пытается протолкнуть во все горячие точки. Это не так. Эта операция проводилась профессиональными убийцами, офицерами, которые были хорошо подготовлены - восьмой отдел управления “ С ” Службы внешней разведки России. Они специально обучены и подготовлены для проведения подобных операций за рубежом.
- Неожиданно всплыл и один из фигурантов этого дела по имени Вячеслав Соколенко, который, как полагают, был третьим в роковом чаепитии 1 ноября прошлого года…
- Это точно неправда. Дело в том, что постоянно ведь служба прикрытия операции работает на основании очень хороших, правильных законов, в том числе законов психологических операций. Хорошо известно, что и как нужно делать, чтобы тема наконец просто осточертела, и чтобы люди начали полностью путаться. С самого начала известно было, что Луговой, Ковтун и Соколенко (фигуранты дела Литвиненко Андрей Луговой, Дмитрий Ковтун, Вячеслав Соколенко – РС) прилетели вместе. Прикрытием для их прилета было посещение матча между ЦСКА и «Арсеналом». Соколенко действительно в этот день находился в Лондоне, но задачей у Соколенко было отвлечение и как бы прикрытие семьи Лугового, поскольку Луговой с самого начала, с утра, уже [сам] участвовал в операции против Литвиненко. С самого утра Соколенко взял жену и троих детей Лугового и отправился с ними на длительную прогулку в Лондон. И они вернулись точно к назначенному времени, к завершению Луговым и Ковтуным встречи с Литвиненко в Пайн-баре, то есть в 16.30 они встретились, до 17-ти они были на встрече . В 17 часов он вошел в отель. Он увидел Литвиненко, как и предполагалось, на некотором расстоянии, они поприветствовали, кивнули друг другу и все. Поэтому он не является тем третьим человеком, о котором говорят. Я настаиваю, что третий человек - это нелегал, который въехал в Лондон отдельно от всей компании, провел операцию в первой половине дня 1 ноября и покинул Лондон другим каналом.
- Есть ли шансы, что он будет обнаружен?
- Думаю, что нет.
|