РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Хотите убить русского? Хроника и анализ событий в центре Москвы 22 июня.

Voinenet-inform, 27.06.07г.

 

«Драка» 22-го июня в Москве уже обросла огромным количеством неточностей в изложении и просто мифов. Из дневников в ЖЖ они перекочевывают в версии официальных СМИ, вызывая у изумленных читателей вопросы, возмущение и изумление. И впрямь, насколько надо было утратить всякий разум объединенным кавказцам и азиатам, чтоб в траурный день 22-го июня – день начала Великой Отечественной Войны, - сначала оскорбительно танцевать национальные танцы вокруг часовни, посвященной героям Плевны (удивительное совпадение! Там в это время русские патриоты как раз молились против гомосексуалистов), затем еще что-то оскорбительное делать на Манежной площади, заодно приставая к девушкам, потом напасть на участников молебна, но уже на Славянской, где заодно разгромить кафе, избивая прохожих.

Действительно, не Кондопога ли пришла в Москву? Не пришла. Потому что большинство сказанного выше – ложь.

Завязка истории, как ее описывают в Интернете участники, относится ко дню накануне. 21 июня вечером группа славянских ребят, часть из которых была футбольными фанатами, поссорилась с группой кавказской молодежи, традиционно отдыхающей по вечерам и выходным на Манежной площади Москвы. Тут источники расходятся: то ли славянам не понравились кавказские танцы (те, как настаивают некоторые блоги, танцевали искрометную лезгинку), то ли кавказцам не понравился российский флаг. Кавказцы предложили перенести разговор в другое место, подальше от стен Кремля и его охраны, русские не согласились: их было слишком мало, - кавказцы предложили подтянуть своих побольше, и забились они на следующий день, в 19.00… там же на Манежной.

Тут надо сделать маленькое отступление: стрелка, забитая на Манежной, у пресловутых кремлевских стен – практически стопроцентная гарантия, что битва не состоится. Да еще 22-го июня, когда люди массово возлагают цветы к Вечному Огню и усилено милицейское патрулирование. Такая стрелка забивается не для того, чтоб достойно выступить стенка на стенку, а для того, чтоб придать событиям максимальную значимость и размах.
Весь следующий день Интернет кишел приглашениями на эту самую стрелку. Националистически окрашенные ресурсы бушевали, сгущая краски, расписывая ужасы лезгинки как надвигающуюся угрозу с Кавказа всему русскому и самому святому. Вообще думаю, что и попытка отнять у парня триколор тоже очень может быть выдумана впоследствии с этой же патетической целью. Оскорбление таким образом было нанесено не только русскости, но и государственности. Частный конфликт превращался в общественно значимый с помощью двух-трех грамотно подобранных штрихов.

Движение против нелегальной, по его словам, иммиграции (оно называет себя еще и ДПНИ), КРО и еще какие-то организации решили встретиться в Филях. 22-го июня они избрали своей символической датой. Как утверждает лидер ДПНИ Поткин (псевдоним «Белов»), его и примкнувшие организации собирались возложить цветы к некоему памятному монументу, но людей оказалось так много (в районе 200 человек), что им не разрешили. И тогда по приглашению «георгиевцев», православной организации, они решили возложить цветы к Вечному Огню. То есть в час назначенной разборки на ее месте. Абсолютно, разумеется, случайно.

Рядовые пользователи Интернета во многих случаях оказались куда честней. Они написали: поедем драться с «черными». Хоть и место палевное – но вопрос чести всё-таки. На стрелку не приходить нельзя, западло. И поехали.

На Манежной мы оказались без чего-то 19.00. Я, Дима Зыков и двое детей, а также еще некоторое количество наших товарищей. И дети, и товарищи оказались там потому, что также собирались организованно, колонной, в составе Российского Антифашистского Фронта, возложить цветы к Вечному Огню. И возложили, сразу после колонны ДПНИ, что само по себе забавно, но мой материал не об этом.

С 19 часов начиная на Манежную стали подтягиваться противоборствующие стороны. Кавказцы собирались сверху площади, у витиеватых куполов работы Церетели. Оппоненты собирались снизу, у памятника Жукову на поджарой лошади. Группками побольше и поменьше, шифруясь в большей или меньшей степени, все ждали хоть каких-нибудь событий. Скауты-разведчики сновали по площади туда-сюда. Болельщики, сами не планировавшие принимать участие в битве, заняли места сверху площади, перегнувшись через перила. Мы, засунув в летнее кафе детей от греха подальше, вели видеосъемку и ожидали своей очереди на возложение цветов.

Кавказцы, основная группа которых составляла человек 60-70, повторили свой зажигательный танец, демонстрируя тем наплевательское отношение к угрозам, но весьма коротко и скомкано, скорей – символически, без истинного задора. Продолжался танец едва ли не меньше минуты. Русские им в отместку не пошли вприсядку и не завели развеселый хоровод. Они рассредоточились по площади. В группах по пять-десять человек мы узнавали знакомых из ДПНИ, других правых и националистических организаций, пользователей ЖЖ. Описываемые события происходят в период с 19 до 21 часа.

Многократное приближение камеры дает возможность составить общие портреты тех, кто прибыл «на стрелку» с разных сторон. С «правой» или «славянской» - это коротко стриженый, сосредоточенный, если не унылый, парень четырнадцати – двадцати с небольшим лет, часто в камуфлированных штанах, с рюкзаком на спине, редко – с девушкой того же возраста. Вопрос принесения с собой оружия мучил собиравшихся на стрелку бойцов накануне: брать – палево. Не брать – но как же без ножа? Выискивая наименьшее зло, с собой брали всё же короткие ножи, бутылки, марлевые повязки – закрывать лица. Кавказец, пришедший на стрелку – смуглый и подвижный парень лет семнадцати-девятнадцати, перекрикивающийся с друзьями даже на расстоянии двух шагов. Надо особо отметить, что в «кавказской группе» присутствовали светловолосые ребята, очень похожие на славян, ведшие себя по-дружески с кавказцами и на равных. В этой группе в моменты ее неактивности тоже были девушки.

Ничего не происходило потому, что нечему было происходить. На площади присутствовало не сверхъестественно много, но изрядно милиции, во время возложения националистами цветов вход в Александровский сад перегородил ОМОНовский автобус, не выпустив колонну в его сторону. К слову, после возложения все колонны выпускали только организованно. Только демонстрация пресс-карты, ссылка на детей, забытых в кафе, и ругань на милиционеров («Что ж вы злые-то такие, милиционеры?» - «А вы сами постойте тут с семи утра, как… не буду продолжать!») - позволили нам с Димой вернуться обратно на Манежку. Как здраво описывают националисты в своих дневниках, для того, чтоб события разгорелись, вариантов было два. Первый: следовало сразу и резко «прыгнуть» на кавказцев, что было чревато немедленным вмешательством милиции и задержанием агрессоров, а, кроме того, и неосуществимо: «славянская группа» собиралась слишком медленно, была разрозненна и неорганизованна. И второй: спровоцировать кавказцев на нападение первыми. Это было бы пределом мечтаний… но тоже не получилось: организация подкачала.

Чего планировали кавказцы – сказать сложней, поскольку их ЖЖ мне не попадались. Переговариваясь о том, что их ждут фашисты у метро и ходить туда нельзя, в районе восьми часов они группой направились в сторону Театральной площади, оттуда качнулись обратно – и потом растворились, будто их и не было. На площади остались обычные тусовщики (среди них много кавказцев), туристы, прогуливающиеся и лишившаяся потенциального противника славянская рать. Тут за дело принялась милиция и уговорами стала оттеснять маленькие группы несостоявшихся бойцов в сторону Красной площади.

На этом «стояние на Манежке» закончилось. Часть событий, свидетелями которых мы не были, восполняют отчеты в Интернете, но бессвязно и противоречиво. По словам участника правой организации, их группа, выходя с Красной площади, получила звонок на мобильный о том, что у метро «Китай-Город» кавказцы напали на… непонятно, на кого. На друзей. Мы можем предположить, что целью атаки стала такая же группа правых, ранее ушедшая с Манежной. Представители ДПНИ уверяют, что нападение было совершено на лиц, осуществлявших молебен у «героев Плевны», среди которых были в том числе представители ДПНИ, но эта версия событий представляется нам недостоверной: участники молебна не были целью кавказцев хотя бы в силу своего внешнего облика. Скорей всего, эту версию пыталось вбросить в иформационное пространство само ДПНИ в развитие темы о том, что кавказцы покусились уж буквально на всё самое святое: и день начала войны, и стены Кремля, и государственный флаг, и вот теперь еще православный молебен. Кашу маслом не испортишь.

Итак, русские ребята с Красной площади, хватая (по их словам) на бегу бутылки, помчались к месту событий своим на выручку. Град бутылок обрушился на противоборствующую сторону. По утверждению другого пользователя ЖЖ они успели еще перебрать ряд кричалок, наиболее подходящей выбрали «Кон-до-по-га!» - и, бросившись в атаку, сумели потеснить кавказцев с площади. Те отошли, точней – отбежали, - в переулок. В ЖЖ есть указания на драку в переулках с пострадавшими с обеих сторон, однако свидетельств очевидцев этому – нет. Видеокамера ДПНИ-ТВ запечатлела кадр: Славянская площадь занята временно победившими «славянами».

Временно победив, «славяне» оставляют площадь и… большей частью уезжают на метро. Проезжая по Китайгородскому проезду, мы еще успеваем заметить на Славянской большую группу людей в респираторах, с закрытыми лицами, немедленно паркуемся на тротуаре, выскакиваем из машины и тоже попадаем под огонь бутылок. Кавказцы, оказывается, предприняли лишь тактическое отступление: перегруппировавшись и вооружившись в переулке, они возвращаются обратно в поисках противника, которого уже практически-то и нет. Со здоровенными кусками арматурин в руках, разочарованные, они совершают хаотические пробежки по площади, подбадривая себя воинственными кличами и, вроде, пытаясь кого-то догнать. На видео ДПНИ-ТВ, вроде, им это даже удается. Видно плохо – съемка ведется издалека. За машинами кому-то дают несколько пинков, но человек там лежать не остается. Вроде как встает и смешивается с суетящимися окружающими.

Площадь занята теперь кавказцами. Они шумят, кричат, потрясают арматурой и бегают. Два присутствующих милиционера растеряны, они вызывают подмогу по рации и даже не пытаются защитить или успокоить кинувшихся к ним за защитой нескольких перепуганных женщин. На мой вопрос «У вас тут что, война началась?» - немолодой милиционер криво улыбается и разводит руками.

Поэтому пару слов о лжи милиции. Впоследствии по телевизору было сказано: милиция была в курсе, с утра держала ситуацию под контролем, и именно это позволило предотвратить массовые столкновения по городу. Однако когда столкновение началось в нескольких сотнях метров от Кремля, ехала милиция на удивление долго. Прежде мы говорили, что она приехала в течение 10-15 минут, однако мы вели хронометраж с момента появления на Славянской кавказцев с арматурой. Если же до этого еще имело место предыдущее столкновение, в процессе которого кавказцы были оттеснены, - то как бы стремительно ни развивались события, срок прибытия милиции с начала событий увеличивается еще минут на 10-15, то есть опасно стремится к получасу. Думаю, в этом нет умысла. Обычная, но симптоматичная расхлябанность.

И теперь ко лжи ДПНИ и некоторых пользователей Интернета, якобы очевидцев. Версия: кавказцы напали на летнее кафе и громили его, с националистическими криками избивая русских прохожих. Находясь в тот момент на месте событий, мы ответственно заявляем, что летнее кафе и его посетители совершенно не интересовало возбужденную кавказскую молодежь. Та планомерно, сколь и безуспешно, искала конкретно своих обидчиков. Не подвергся агрессии автотранспорт, витрины банков и магазинов. Прохожие действительно обращались в панику, оказавшись на пути вооруженной палками и устрашающе кричащей толпы, забивались в ближайшие подъезды (к чести охраны – она давала им убежище). «Бегите в сторону Кремля!» - кричали мы испуганным женщинам, периодически отбегая с дороги воинственных кавказцев вместе с ними. (Тут к нам прибился пацан лет двенадцати, тоже по его словам, намеревавшийся войти в метро, а попавший в гущу событий. Детей мы засунули в кафе).

Но воинственная толпа пробегала сквозь случайных людей как сквозь призраков, аккуратно их огибая. «Бежим туда, они там!» - кричал один из ребят, и толпа устремлялась за ним. «Нет, туда!» - и толпа изменяла направление. Живым подтверждением отсутствия у кавказцев умысла на причинение вреда прохожим служит наш оператор, молодой человек чисто славянского облика. На видео ДПНИ-ТВ есть приближение: он стоит посреди площади и ведет съемку в то время как едва не задевая его с обеих сторон проносятся люди с арматурой. Никакой агрессии он у них не вызывает.

Любопытна реакция прохожих – и стремившихся покинуть место событий, и откровенно любопытствовавших. Еще не успев ни в чем разобраться, лишь высунув голову из парадного и счастливо сохранив ее от летящей бутылки, выдвигали версию: «Ух ты! Скинхеды! Совсем разошлись…» - «Это не скинхеды, те уже ушли. Это кавказцы», - комментировали мы очевидное. Люди слушали с сомнением.

Погрохотав минут десять, кавказцы исчезли. Рассредоточились. Тут приехала милиция, а за ней прибыли члены ДПНИ, Поткин (Белов), пользователь ЖЖ Тор из КРО, тут же принявшиеся разъяснять собравшимся, что же на этом месте произошло. Откуда они прибыли? С молебна? Что ж, это еще одно подтверждение тому, что на молебен никто не нападал: от «героев Плевны» до Кирилла и Мефодия – пять-десять минут ходьбы. Первое столкновение (и на этом сходятся все источники) состоялось на Славянской.

Последняя ситуационная ложь ДПНИ, на которой придется остановиться. Ложь мелкая, способная разве что чуточку поднять боевой дух сторонников после несостоявшейся «Кондопоги». Ребята из ДПНИ-ТВ очень хотели показать окончательную и неминуемую победу русского «оружия» (будто бывают окончательные победители в массовых беспорядках и уличной войне). Для этого они поменяли в видеотексте хронологию событий при монтаже. В реальности события развивались так: сначала славяне теснят кавказцев со Славянской, кричат «Кондопога!», швыряются бутылками, празднуют победу. Затем кавказцы возвращаются, теснят оставшихся славян, кричат «Кавказ!» и празднуют возвращение. Ну, а в роликах ДПНИ получилось всё наоборот, дабы сохранить последнее слово, площадь и победу, за славянами. Казалось бы, видеосъемка – непреложный факт, в отличие от любого другого текста. Ан нет, оказывается, при желании можно мухлевать и с ней.

…Тем временем начались задержания. Людей арестовывали на площади (иногда – по указке членов ДПНИ, которые приехали потом и не могли знать, кто хулиган, а кто зевака, и указывали милиционерам на любых попавшихся смуглых людей). Людей арестовывали и в переулках, куда отступили (или откуда наоборот шли на подмогу) группы уличных бойцов. Одну из групп стриженых «славян» мы видели. Немедленно к переулку, куда они поспешили скрыться подрулил автобус ОМОНа, и туда влился рой космонавтов.

Роман Доброхотов (движение «Да», сидевший в это время в отделе милиции (совершенно по другому поводу) рассказывает, что провел многие часы в компании задержанных кавказцев и русских национал-патриотов. Среди задержанных с первой стороны он называет чеченцев и дагестанцев, а также двух казахов. (Пользователь ЖЖ white_patriot, участвовавший в событиях с «русской» стороны в своем дневнике указывает, что этих проходивших мимо казахов взяли случайно, откуда и пошли по сети глупые слухи об участии в событиях выходцев из Средней Азии). Другие источники говорят о большом представительстве с кавказской стороны армян. Что до меня – я слышала вокруг себя на Манежке азербайджанскую речь, когда подошла к ребятам с вопросами.

Роман Доброхотов говорит о том, что большинство членов ДПНИ были отпущены, когда в отдел милиции прибыл лидер этой группы Поткин. По его словам, Доброхотов удивил кавказцев, рассказав им о том, что никакой стрелки не было, а была грандиозная провокация. С этим можно поспорить. Ситуация несколько сложней: стрелка всё же, думаю, была. Она же, на мой взгляд, являлась и провокацией, заключавшейся в следующем. Цель, которую преследовали представители праворадикальных организаций – «Кондопога» в Москве, у стен Кремля. Но давайте вспомним, что такое по сути «Кондопога», которую выбрали уличные бойцы своим боевым кличем. Это – убийство кавказцами русского, или русских, впоследствии вылившееся в массовые выступления против кавказцев. Лозунг как бездумный, так и показательный, проясняющий корреляции цели и средств в деятельности и риторике правых.

С точки зрения этого, довольно циничного, средства правым идеологам на этот раз не повезло. Русского не убили. И Кондопога не состоялась: не случилось массовых беспорядков, настоящих драк, поджогов и вандализма в центре Москвы. Не вспыхнул народный гнев и не поднялась дубина народной войны. На сетевых ресурсах правые участники анализируют недостатки своей стороны и ее тактические ошибки применительно именно к уличной драке, какой бывает она между фанатами, районами, любителями различных музыкальных направлений. Так же подходили к вопросу и кавказцы (снова ссылаюсь на Доброхотова), убежденные, что их вызывали на «честный бой», к нему и готовившиеся. А вот тут нужно заметить, что правила молодежной драки противоречат правилам PR-акции. И с первого мгновения событий, с конфликта 21-го июня, задан был алгоритм второй, а не первой. Место встречи, согласованное сторонами, говорит именно об этом. Обе стороны то ли были обмануты, то ли обманули себя сами, решив сыграть в одну игру по правилам другой.

Есть еще до кучи «конспирологических» версий. Драка была инспирирована Лужковым, Путиным, «несогласными», милицией и другими темными силами. Для получения парламентских мест, погонных звезд, пятых сроков. Все эти версии как имеют право на существование, так и ровным счетом ничем не подтверждены. Молодежная агрессия существует объективно, отрицать ее нелепо. Добавлю к тому, что никого из вышеперечисленных я не встречала на Интернет-форумах и блогах разжигающими из искры конфликта на Манежной массовые волнения уровня Кондопоги. А вот членов ДПНИ – да, встречала. Как теперь встречаю – отрекающимися официальными заявлениями от своего участия в беспорядках и участия в их организации. А что такое это «участие в организации»? По большому счету это – слова. Всего лишь слова, удачно вкинутые в умы в нужное время в нужном месте. За них сложно уцепиться, за них почти невозможно привлечь к ответственности. В том и проблема. Метафорическая «Кондопога» - она не на улицах, она – в головах, в умах. За эти умы и воюют лидеры правых.

Что же дал нам урок 22-го июня – урок несостоявшейся «московской Кондопоги»? Почему не состоялась? О чем помнить и какие выводы сделать? Правые оппоненты, отмежевываясь от событий, сейчас судорожно пытаются удержать упархивающй из рук градус народного гнева новыми и новыми вбросами слухов «свидетельств» об избитых русских прохожих, порывании триколора и глумлении над святым. И не выходит. Градус снижается. Поэтому помнить предлагаю о следующем: для того, чтоб хорошая, громкая и звучная «Кондопога удалась», сначала надо убить русского. Ну, хоть ранить. Хоть избить, но зверски. Иначе – ну вот как-то не получается… как ни крутись.

…Этот русский, молодой парень, как и многие, собирался на Манежную площадь, возмущался наглостью оборзевших кавказцев, врал родителям, что пошел, к примеру, в кино, ныкал нож в потайной карман, отписывался в форум «ну, я пошел… увидимся», заходил в метро, в вестибюле встречался с приятелем-соратником, двигаясь по заданному вектору, знать не зная, что всё это время жизнь его была под угрозой, будучи заведомо пожертвована «для правого дела». Этот неведомый молодой русский был 22-го июня объектом мечтаний, тайных желаний десятков правых функционеров, мечтающих о «Кондопоге», он должен, просто обязан был, вздрогнув, осесть на тротуар под ударом ножа или арматуры, обагрив своей кровью асфальт… Ради торжества «русского духа», ради выдворения кавказских мигрантов, ради победы «Великой России» на выборах в конце концов! Должен! Почему-то не упал…

Ему повезло. Я так рада, я не хочу, чтобы русский умер. Но слишком много людей очень хотят иного, ставят на иное, зависят от иного, а коллективные желания любят сбываться. Повезет ли этому русскому в следующий раз?